Добринский район Липецкой области мобилизует поступление местных налогов

Добринка
Администрация Липецкой области требует от муниципалитетов предпринимать серьезные шаги по собираемости земельного налога и актуализации базы данных о налогоплательщиках данного налога. Поселениями Добринского района представлены в налоговую службу сведения о земельных участках, находящихся на их территории и являющимися объектами налогообложения с применением средств автоматизации местного самоуправления компании «Кейсистемс». Характерная особенность автоматизации органов местного самоуправления в Добринском районе Липецкой области — комплексный подход с учетом интересов поселений, взаимодействие администрации области и федеральных органов.

А. В. МОИСЕЕВА,
компания «Кейсистемс»


На состоявшемся недавно заседании Совета администрации Липецкой области заместитель главы администрации области Вячеслав Щеглеватых привел следующие данные: на кадастровый учет в регионе поставлены земельные участки общей площадью 2 млн га, объем платы за землю, учтенный в областном бюджете 2009 года, составляет 2,7 млрд рублей. При этом доходы от платы за землю поступают в местные бюджеты, доля их колеблется от 50 до 70 процентов. Кроме того, на заседании было отмечено, что с начала года в Липецкой области выросли недоимка по земельному налогу и задолженность по арендной плате за землю. Часть земельных участков выпала из-под налогообложения, потому что органы местного самоуправления не представили информацию в налоговую службу в соответствии со статьей 396 Налогового кодекса. В ряде поселений объем налоговых доходов покрывает лишь малую часть расходов на содержание самой администрации, и при этом не предпринимаются серьезные шаги по сбору того, что, как говорится, лежит под ногами — земельного налога. Среди районов Липецкой области положительные результаты были отмечены в Хлевенском, Чаплыгинском, Грязинском и Добринском районах. Добринский район был отмечен в том числе как погасивший налоговую задолженность за предыдущие годы.

Несколько лет назад областная администрация выделяла бюджетные средства для проведения инвентаризации земель, оказывала методологическую и организационную помощь. Администрация Добринского района воспользовалась этой помощью и приложила собственные усилия для эффективного, полного и безусловного управления налогооблагаемой базой. Среди прочих мер, рекомендованных Правительством России и областной администрацией, в Добринском районе совместно с компанией «Кейсистемс» налажено информационное взаимодействие между органами местного самоуправления и различными федеральными структурами.

В ноябре 2008 года во всех поселениях Добринского района началось внедрение программного комплекса «Муниципальное самоуправление — КС». На тот момент основной целью для поселений было предоставление сведений в налоговый орган о земельных участках, находящихся на территории муниципалитета и признающихся объектами налогообложения согласно статье 396 Налогового кодекса. В качестве источника данных для наполнения базы были выбраны похозяйственные книги. Сведения, которые были переданы ранее на бумаге, лежали в налоговой мертвым грузом, так как налоговикам для ввода этих данных необходимо было привлечь дополнительные трудовые ресурсы. Когда же был налажен электронный обмен, выяснилось, что  для 893 земельных участков не хватает полной информации, в результате чего они не проходят форматно-логический контроль при электронном обмене по приказу Минфина РФ № 47н (см. табл. 1). Для уточнения данной информации приходилось писать запросы в различные федеральные структуры.

Таблица 1 к добре


На приведенной ниже схеме показано, как реализован в Добринском районе электронный обмен с налоговым органом: муниципальное образование ведет базу по всем земельным участкам, находящимся на его территории, по правообладателям и правоустанавливающим, правоудостоверяющим и правопрекращающим документам. Ежегодно до 1 февраля передает данную базу в налоговый орган путем формирования файла выгрузки согласно форматам, утвержденным приказом ФНС России от 28 июля 2006 г. № СА-3-13/485@ «Об  утверждении Требований к структуре и содержанию файлов сведений о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования», или распечатывает на бумажном носителе согласно форме  «Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования» и рекомендациям по ее заполнению, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. № 47н. На всем пути формирования базы данных программа предупреждает о нехватке сведений, обязательных для передачи в ИФНС. После обработки налоговым органом выгруженного файла в муниципалитет поступает протокол обработки данного файла, в котором содержится информация о принятых сведениях и о наличии ошибок. Данный протокол принимается в программу, и в муниципальном образовании проводится работа с теми сведениями, которые не прошли контроль в налоговом органе. Те же земельные участки, которые благополучно прошли процедуру приемки, помечаются статусом «Информация о земельном участке не изменялась».

Следующий этап информационного взаимодействия — обмен сведениями о недоимках по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Один раз в месяц (или с другой периодичностью, которая указана в соглашении об информационном взаимодействии между налоговым органом и муниципалитетом) в поселения поступает информация о недоимках. Данные сведения принимаются в базу, и на основании этой информации специалисты поселений проводят с должниками разъяснительную беседу, анализируют потери бюджета из-за несобираемости данных налогов.

В установленных случаях гражданин может оплатить налоги через кассу органа муниципального самоуправления, после чего информация заносится в реестр «Прием наличных денежных средств от налогоплательщиков». Специалист поселения в любой момент может сформировать и распечатать сверку с налоговым органом о прошедших через администрацию платежах.

Автоматизация похозяйственного учета позволила не только занести в программный комплекс информацию об объектах налогообложения и налогоплательщиках, но и параллельно решить ряд других задач, а именно: формирование реестра населения, проживающего на территории муниципального образования, различных выборок и отчетов, выдача регламентированных и произвольных справок, формирование статистической отчетности. Востребованными оказались и функции первичного воинского учета, паспортно-визовой службы, ЗАГСа, реализованные в программном комплексе «Муниципальное самоуправление — КС».

В июне 2009 года на базе администрации Добринского района Липецкой области прошел семинар с участием компании «Кейсистемс», на который собрались представители всех муниципальных районов Липецкой области, работники налоговых органов, кадастровой палаты, главы и специалисты сельских поселений Добринского района. Специалисты района поделились передовым опытом учета земли и имущества, управления муниципальной собственностью и электронного взаимодействия с федеральными органами. По итогам семинара еще несколько районов области выразили желание начать сотрудничество с «Кейсистемс» по комплексной автоматизации местного самоуправления. 

Из выступления главы администрации Липецкой области Олега Королева на заседании Совета администрации области:  «Первейшая задача власти — искать дополнительные источники пополнения бюджетов, этого от нас ждут люди. Необходимо навести порядок в работе по уплате земельного налога. Без выполнения этого требования обращения муниципалитетов за финансовой помощью из областного бюджета рассматриваться не будут. Даешь сто процентов выполнения плана по налогам — получаешь помощь, не работаешь в этом направлении — ничего не получаешь».


Схема 1 к добре


http://www.keysystems.ru
Многоканальный телефон:
(8352) 57-27-57


Реклама