Говорить так, чтобы тебя слышали (продолжение)

вопрос
В предыдущем номере мы рассказали о том, что большинство из нас руководствуется лишь одним наиболее ярко выраженным способом восприятия информации из окружающего мира. Тех, кто предпочитает смотреть, называют визуалами, тех, кто слушать, — аудиалами, прикасаться — кинестетиками, логически осмысливать — дигиталами (или дискретами). О визуалах и аудиалах мы уже рассказали, теперь подробно остановимся на двух последних.


О. В. Ясногородская,
психолог


Кинестетики
Кинестетики полагаются на свои ощущения. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Кинестетики любят посещать сауны, принимать горячие ванны и просто обожают, когда им делают массаж. После неприятного дня долго находятся в состоянии «выжатого лимона». Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии. В свой внутренний мир они пускают только избранных.

В работе они зачастую рубят с плеча, предпочитая принимать жесткие меры. Гордятся тем, что редко меняют решения. Эти люди, как правило, немобильны и консервативны. Для того чтобы хорошо руководить, они должны тонко чувствовать структуру предприятия и место каждого сотрудника в нем. Очень часто они используют людей в своих интересах. Руководители-кинестетики определяют каждому сотруднику его роль. Много кинестетиков работает в силовых ведомствах или на тех предприятиях, где требуется жесткое управление. Они любят жестикулировать, а в их речи встречается множество ощущенческих и силовых эпитетов.

Чаще всего это люди с плавными, медленными и свободными движениями и взглядом, опущенным вниз, как бы под ноги окружающим. Когда кинестетик говорит или слушает, он наклоняется вперед. Голос у него мягкий, под стать движениям, а речь отмечена медленным темпом, низким негромким тоном. Говорит кинестетик проникновенно, стараясь произносить нечто значимое, а не бросать слова на ветер.

Кинестетики часто употребляют слова, созвучные ощущениям: «касаться», «ухватывать», «я так чувствую», «свяжусь с вами», «смысла не улавливаю», «твердое основание» и др. Например: «Никак не могу вникнуть в эту проблему. Надо сначала почувствовать, из чего состоят отдельные элементы, и тогда можно ощутить, что это нам дает».

Кинестетик, разговаривая, часто не смотрит на собеседника, хотя и подходит достаточно близко. Так что если коллега, обсуждая с вами текущие бухгалтерские дела, порывисто хватает вас за пуговицы, локоть или плечо, не спешите думать о нем плохо. Кинестетикам трудно удержаться на месте. Беседуя или размышляя, они ходят по помещению, а во время сидения все время «возятся». Причем сидят, наклонясь вперед и ссутулившись. Во главу угла они ставят удобство, а не красоту, так что на рабочем месте кинестетика прочно селится беспорядок.

Несмотря на порывистость и обычно крупное телосложение, такие люди достаточно пластичны. Яркая привычка кинестетика — потирать руки или гладить себя по какой-нибудь части тела, например по коленке.

Новую информацию люди этого типа усваивают хотя и основательно, но не сразу, часто переспрашивают, так что приходится объяснять несколько раз. Кинестетики — это люди действия, и, чтобы донести до них новую идею, лучше поступить так. Представить нынешнюю ситуацию как проблему, употребляя при этом слова «неудобно», «неловко», «разве вы не чувствуете (не ощущаете)?». А затем предложить готовый выход из ситуации, упирая на то, что всем будет «спокойно» и «комфортно». Хорошо усваивать информацию кинестетикам помогает одновременная запись, они воспринимают ее через тактильные ощущения. Так что предложите ему самому вычертить схему или заполнить форму, посчитать столбиком, понажимать на клавиши.

НА ЗАМЕТКУ
Различия между визуалами, аудиалами, кинестетиками и дискретами наиболее ярко проявляются в том, как они реагируют на стрессовую ситуацию. Первые будут обвинять всех во всех смертных грехах, то есть примут роль обличителя. Вторые постараются отстраниться от неприятностей или принять роль отвлекателя (например, попробуют сменить тему разговора, когда их ругают) или просто сошлются на важные дела и попытаются улизнуть из конфликтной ситуации. Кинестетики будут стараться сглаживать разногласия до последнего, извиняться, просить прощения, искать компромиссы (если только их не задели за живое). Дискреты захотят дотошно разобраться в ситуации.



Дискреты

Это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Для дискрета главные все пять органов чувств, но у него совершенно особое рационалистическое мышление, ориентированное на пользу. Именно от такого человека можно услышать: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».

Дискреты работают и живут без лишних эмоций и очень боятся общения, так как внутренне чувствительны и ранимы. Хорошо обращаются со словами, не допуская двусмысленных толкований. А также любят составлять высокопарные и заумные фразы. Все они, помимо того, большие интеллектуалы. Но их очень мало.

Дискреты как бы оторваны от реального опыта: они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Для них написанное или проговоренное как бы и является реальностью. Если для всех остальных слова — это доступ к опыту, то для дискретов весь опыт состоит из слов. Проблема дискретной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исход­ной точке.

Любимые слова дискретов — «понимаю», «вы знаете», «рассуждая логически», «приходим к выводу». С чиновником-дигиталом нужно говорить исключительно по делу, во­оружившись кучей бумаг: законами, инструкциями и, главное, справками с энным количеством печатей и штампов. Чем больше цифр, тем лучше. Особенно важно следить за точностью формулировок. И обязательно выдерживать расстояние, не заходить на чужую территорию.

Дигиталов не всегда можно сразу выделить. Их поза и направление взгляда при общении часто напоминают визуалов: прямая осанка, движения негибкие, и смотрят они как бы поверх голов окружающих. Но в отличие от визуалов говорят монотонным, твердым, густым, прерывистым голосом (у тех голос более высокий и быстрый). Свои мысли дискреты выражают примерно так: «Это противоречит параграфу номер 37 инструкции от 04.03.2000. Надо еще раз проанализировать схему концепции и принять правильное решение». 


ТЕСТ «КТО ВЫ?»

Предлагаем вам пройти тест и определить, к кому вы относитесь: к аудиалам (А), визуалам (В), кинестетикам (К) или дискретам (Д).
Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них четыре варианта окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего вам подходит, цифрой 4, которое немного хуже — цифрой 3 и т. д. Перед окончанием, которое меньше всего вам подходит, поставьте 1.
Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше — вспомогательной системе (то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации). На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные системы.
Если суммы баллов по всем буквам примерно равны, это означает, что вы умело переключаетесь с одной системы восприятия на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной вам информации.
1. Вы принимаете важные решения,
опираясь на:
 чувства и интуицию (К);
 то, что лучше звучит (А);
 то, что выглядит лучше и более красиво (В);
 точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив (Д).
2. Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет:
 тон и интонации голоса (А);
 можете вы или не можете ясно видеть точку зрения другого человека (В);
 логика его аргументации (Д);
 насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями (К).
3. Вы проще всего понимаете,
что происходит с вами, когда:
 смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть (В);
 ловите свои ощущения (К);
 выражаете это словами (Д);
 прислушиваетесь к тону своего голоса (А).
4. Для вас самое простое:
 подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме (А);
 работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету (Д);
 выбрать чрезвычайно удобную мебель (К);
 подобрать идеальные сочетания цветов (В).
5. Лучше всего вы запоминаете:
 мелодии и звуки (А);
 логические построения (Д);
 ароматы и вкус (К);
 лица, цвета, картины (В).
6. Вы:
 настраиваетесь на звуки в своем окружении (А);
 хорошо умеете осмысливать новые факты и данные (Д);
 очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу (К);
 всегда обращаете внимание
на цвет помещения, в котором оказываетесь (В).


Реклама