Эмоциональная напряженность: техники преодоления токсических эмоций
Умение существовать в коллективе и ладить с людьми — наука не из простых. Негативные (токсические) эмоции активно проникают в нашу психику, и даже очень сдержанные люди испытывают в офисе эмоциональное напряжение. Прежде чем говорить об эффективных приемах преодоления эмоциональных токсинов, выявим основные источники их возникновения.
О. Б. Михайлова, бизнес-тренер, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН
Сама природа человеческого общения уже является источником эмоциональной напряженности, которая была, есть и будет, пока будут существовать люди и эмоции. Вопрос заключается в дозе этих эмоций. В любом коллективе существует латентная (скрытая) эмоциональная напряженность, но она не мешает сплоченной работе и снимается конструктивным общением. Ведь здравые люди всегда могут договориться — это в их же интересах. С ростом негативных информации и эмоций растет и напряженность. Следовательно, эмоциональные токсины начинают распространяться в коммуникативном пространстве.
Грамотная политика общения в организации во многом способствует профилактике и развитию эмоционального иммунитета компании. Поэтому в тех компаниях, где корпоративная культура существует не на словах, а на деле, иммунитет к эмоциональным токсинам гораздо выше. Иногда существует прямая связь между отдельными работниками, порождающими избыточно ядовитую атмосферу на рабочем месте, и тем, как компания ведет бизнес. Но все же при самых благоприятных условиях уровень токсических эмоций присутствует в жизни любого офиса. Он зависит от неожиданных событий, перемен и кризисов, через которые проходит любая развивающаяся организация.
Основные источники эмоциональной токсичности
1. Особенности характера непосредственного руководителя («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»)
Такие руководители используют своих подчиненных, чтобы эмоционально «загрузить» и выплеснуть токсины непосредственно и безнаказанно. Преднамеренное создание гнетущей ситуации может использоваться и как способ контроля над подчиненными, и как способ целенаправленного выбора жертв для очередной серии унижений. Но иногда умышленные атаки руководителя направлены на всех сотрудников. Нередко ситуация ухудшается непредсказуемостью подобных ударов. Сотрудники не представляют себе, кто именно будет подвержен эмоциональным экзекуциям. Чем выше в корпоративной иерархии стоит так называемый источник токсических эмоций, тем сильнее распространяется заражение, тем больше людей начинают подражать ему в поведении. Например, если руководитель организации в ходе разборов ситуаций постоянно устраивает публичные выволочки своим подчиненным, то же будут делать и его заместители.
2. Некомпетентность: специалисты со слабыми навыками управления и самоуправления («Из огня да в полымя»)
Негативные эмоции, которые в состоянии создать в коллективе некомпетентный специалист, могут принимать разные формы: от уныния до агрессии. Именно некомпетентность, т. е. неумение решать профессиональные проблемы наиболее эффективным способом, и приводит к неадекватности действий. Некоторые руководители могут сводить всех с ума своими бесконечными колебаниями, никак не решаясь сделать важный шаг или не придерживаясь никаких принципов. Их поведение соткано из противоречий. Диапазон действий: от нерешительности, при постоянном делегировании важных вопросов, до тотального мелочного контроля. При этом напряжение распространяется, как вирусная инфекция: если «зависает» работа одного сотрудника, стоят и связанные с ними проекты других людей.
3. Нечестность: ощущение предательства («Я бы с ним в разведку не пошел»)
В обмен на приверженность и самоотверженность — предательство руководства. Отрицательный побочный эффект «новой экономики» еще в 90-х годах ХХ века обнаружили в США: у людей начало появляться ощущение, что их предают на работе. Ожидания персонала, формируемые грамотным внутренним пиаром, не совпадают с практическими действиями руководства. Причинами предательства, которые обеспечивают регулярную подачу эмоциональных токсинов в повседневную жизнь работников, могут быть бесконечные и так же бесконечно не выполняемые обещания руководителей, слияния; новые методы продвижения по службе, начисления зарплат и выплаты премий. Наконец, страх увольнения — один из самых коварных ощущений предательства.
4. Нечувствительность: последствие эмоциональной тупости руководства и коллег («А мне — фиолетово…»)
Довольно распространенное эмоциональное состояние, которое является токсичным и заразительным. В процессе хронической эмоциональной усталости у значительной части сотрудников развивается состояние апатии и безразличия к профессиональной деятельности и общению. Это отрицательно сказывается и на активных коллегах, постепенно блокируя их желание работать эффективно.
5. Работа на сверхусилиях («Прежде думай о родине…»)
Мощный источник токсических эмоций кроется в самом желании организации выжить на рынке. Применяя эффективные методы «интеллектуального соковыжимания» из персонала, руководитель ведет себя как диктатор, не обращая внимания на чувства и жизненные ценности других людей.
6. Неумолимость корпоративного давления («Единица — вздор, единица — ноль…»)
Авторитарное давление общественной морали организации на работника. Общественная мораль формируется на почве агрессивной конкуренции, создаваемой руководством. В итоге это приводит к созданию заниженной самооценки у сотрудников, развитию прецедентов публичного унижения и неконструктивной критики. В данной ситуации у специалиста вырабатывается комплекс: бездарный, безответственный, бесперспективный. И только мудрая власть коллектива будет решать, как и в каком темпе человек будет развиваться дальше.
7. Неизбежность: токсичные сотрудники («Сделаешь гадость — и на душе радость!») и токсичные клиенты («Клиент всегда прав!»)
В любом обществе были, есть и будут люди со сложными чертами характера — так называемые хронические носители токсических эмоций с патологическим желанием выплеснуть их на других людей. В процессе общения они, как правило, ищут и находят заложников, на которых и проявляют свое негативное эмоциональное состояние. Разрядившись «по полной», они моментально чувствуют облегчение и глубокое удовлетворение достигнутым результатом. Причем чем более эмоционально «заражен» собеседник, тем более улучшается состояние и настроение провокаторов эмоциональной напряженности.
Техники нейтрализации токсинов
Итак, общение — это не только необходимая потребность каждого человека, но и источник стрессов. «Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок? Кроме того… некоторые виды деятельности обладают целебной силой и помогают держать механизмы стресса в хорошей форме». Так сказал основоположник теории стресса Ганс Селье. Поэтому поверим основателю данной теории и приготовимся жить долго и счастливо в бурной среде эмоциональной напряженности, которая необходима нам для полноценного развития. А помогут нам в этом техники профилактики и преодоления токсических эмоций.
Прием 1. «Клин клином…»
Общение — это источник как положительных, так и отрицательных эмоций. После неприятного инцедента ищите возможность положительного общения с близкими людьми. Они потому нам и близки, что обладают целебным даром излучения положительных эмоций. Найдите возможность встретиться и провести с ними время. Наличие семьи и поддержание культуры положительных эмоций в ней является одним из древнейших способов избавления от эмоционального негатива.
Прием 2. «Солнце, воздух и вода…»
Как можно чаще бывайте на природе. В этом смысле загородный отдых — давно известный прием эмоционального восстановления. Нет такой возможности — гуляйте в парках и скверах, на набережной. Не упускайте возможности зарядиться солнечной энергией и порадоваться ожившей природе. Вода — это мощный антитоксин отрицательных эмоций, поэтому регулярное посещение бассейна, плавание в водоемах летом и, наконец, регулярное принятие душа — все эти варианты водных процедур эффективно снимают эмоциональное напряжение.
Прием 3. «Бедная больная Мария Ивановна (Иван Иванович)…»
Грамотное отношение к хроническим трансляторам токсических эмоций вырабатывает со временем эмоциональный иммунитет. Изучить такой тип поведения довольно легко по хроническим приступам демонстрации негативных состояний. Будьте готовы к неадекватному поведению. Руководитель или коллега больны. Вы же не обижаетесь на больных людей. Это не их вина, а их беда. Стоит ли каждый раз реагировать на регулярное проявление неадекватных форм поведения?
Прием 4. «Нам песня строить и жить помогает…»
И не только песня, а вообще все виды и жанры искусства. Чем вы занимаетесь или хотели бы заниматься в свободное от работы время? Прислушайтесь к своим желаниям! Хотите петь — пойте, на то и караоке изобрели. Танцевать — танцуйте. Рисовать — рисуйте. Занятия искусством, активное или созерцательное соприкосновение с ним в качестве наблюдателя, зрителя — один из самых эффективных способов снятия эмоциональной напряженности. Фестивали, конкурсы, концерты, спектакли — все это давно проверенные формы отдыха и борьбы со стрессовыми ситуациями.
Чтение литературы — художественной, публицистической, научной, периодической — также способствует развитию позитивных эмоций. Вот вы читаете наш журнал — и правильно делаете. Помимо профессионального развития он заботится и о сохранении вашего здоровья.
Прием 5. «Ученье — свет…»
Очень важно поддерживать высокую профессиональную и личностную самооценку. Для этого необходимо постоянно инвестировать в свое самообразование. Само по себе общение с науками и коллегами является мощным антистрессовым процессом. Обучение на протяжении всей жизни представляет собой социальную реабилитацию, предлагая человеку пути выхода из кризисной ситуации, помогая справиться с трудными жизненными ситуациями и вернуться к активной деятельности после пережитых потрясений.
Прием 6. « Лет до ста расти нашей старости…»
Смысл жизни человека заключается в самореализации. Последняя может рассматриваться как максимально возможная польза, которую мы можем принести себе, близким людям, обществу. Наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности не позволят нам заражаться отрицательными состояниями других даже при ежедневном общении. Ведь агрессивные происки клиентов, коллег и руководства ничтожны по сравнению с глобальными целями нашего профессионального развития.
Прием 7. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»
Оптимизм, вера в себя и твердая уверенность в достижении поставленных целей позволяют минимизировать ежедневные проявления отрицательных эмоций. Поддержание позитивного желания трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и необходимость своей деятельности для общества, должно исходить как от организации, так и от самого профессионала. Интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение, ощущение особого предназначения собственной деятельности помогут нам преодолеть временный и быстро меняющийся фон эмоциональной напряженности. Профессионал на то и профессионал, чтобы грамотно управлять своими и чужими эмоциями