Всероссийское совещание: открытие

С 15 по 20 сентября в Сочи Казначейство России организовало Всероссийское совещание казначеев, финансистов и органов управления государственными внебюджетными фондами. Жемчужина Краснодарского края, как всегда, порадовала участников не только ласковым солнцем, но и возможностью получить ответы на многие животрепещущие вопросы. Вступительное слово, как и ожидалось, произнес руководитель Казначейства России Роман Евгеньевич Артюхин.


В своем выступлении Роман Евгеньевич кратко охарактеризовал деятельность Федерального казначейства за 2008–2009 годы, остановился на выводах, которые были сделаны по итогам годовой отчетности за 2008 год, и на планах на будущее.

По итогам годовой отчетности
Как отметил Роман Евгеньевич, Бюджетный кодекс в новой редакции (введенной с апреля 2007 года) в полной мере стал применяться с 1 января 2009 года. Что касается бюджетной отчетности, сложности, конечно, возникали. Львиная доля из них была связана со сроками, новыми правилами составления, представления отчетности, сроками ее проверки внешними проверяющими. Но, несмотря на сложности, в целом по Российской Федерации все участники бюджетного процесса справились с поставленной задачей и бюджетная отчетность для органов власти была представлена в те сроки, которые определены Бюджетным кодексом. На федеральном уровне уже готово заключение внешнего аудитора (Счетная палата Российской Федерации) на годовой отчет об исполнении бюджета, который был представлен в полном объеме до 15 июня 2009 года. Надо отметить, что, несмотря на огромное количество учреждений и большие объемы консолидации, качество отчетности и сроки ее представления находятся на высоком уровне по сравнению с другими странами. Даже корпорации не могут похвастаться такими достижениями при представлении консолидированной финансовой отчетности.

Роман Евгеньевич обратил внимание на те объекты сводной консолидированной отчетности, с которыми зачастую возникают проблемы.

Учет имущества казны. Минфин нормативно урегулировал эту проблему, дабы не возникало вопросов о том, учитывать или нет имущество казны. Конечно, учитывать нужно, но, хотя для таких объектов предусмотрены специальные счета, на федеральном уровне процесс идет непросто. Органы управления имуществом пока не создали четкий механизм отражения указанных объектов в бюджетной отчетности. Это касается и акций, принадлежащих государству, и доли участия в ГУПах, и иного имущества (например, недвижимого имущества, не закрепленного за учреждениями, сдаваемого в аренду).

Передача имущества. Возникают проблемы с передачей имущества от субъекта РФ к Российской Федерации, и наоборот. В настоящее время сложился разрыв в показателях по передаваемому имуществу (например, по Министерству обороны, Минздравсоцразвития). Поэтому Федеральное казначейство внесло предложение, поддерживаемое Минфином России. Согласно этому предложению выходом из ситуации могут стать не централизованные закупки данного имущества на уровне Российской Федерации, а передача отдельных средств Российской Федерации на его приобретение. Хотя уникальные объекты целесообразно закупать централизованно, не разукрупняя по регионам закупаемые виды товаров.

Государственные унитарные предприятия.
Круг вопросов, которые связаны с ГУПами, выходит за пределы самих ГУПов. «Мы видим процесс отпочкования новых видов юридических лиц», — отметил Роман Евгеньевич. Исторически Российская Федерация создавала бюджетные учреждения и ГУПы. Сейчас же количество юрлиц увеличивается. Это и автономные учреждения, и одна существующая сейчас государственная компания, и госкорпорации (образованные еще в 2007 году). Количество «дочек» публично-правовых образований растет. Поэтому на данном этапе следует задуматься над проблемами, которые характерны для корпоративного бухгалтерского учета. Это в первую очередь формирование консолидированной отчетности «по группе». Вместе с тем нужно иметь в виду, что органы управления, органы государственной власти, которые от имени публично-правового образования осуществляют права учредителя, должны сводить отчетность всех «дочек» (унитарных предприятий и автономных учреждений). Здесь для Федерального казначейства и Минфина России существует задача подготовки пояснений по консолидации учетной информации. Принцип консолидации должен быть ясным и простым и заключаться в том, чтобы обеспечить свод отчетности автономных учреждений, унитарных предприятий. Для этого следует вывести чистые активы. Для финансовых органов и органов казначейства важно будет анализировать отчетность каждого из унитарных и автономных предприятий и других новых юридических лиц, которые будут создаваться публично-правовыми образованиями. При этом выход за пределы сектора государственного управления, за рамки бюджетного процесса и включения в состав «неучастников» бюджетного процесса не означает, что обычная бухгалтерская отчетность не будет представляться в государственные органы, а ими — в финансовые органы.

Также руководитель Федерального казначейства отметил, что происходящие сейчас процессы реструктуризации учреждений скорее всего приведут к переходу части из них в новую организационно-правовую форму. Важно понять, каково финансовое состояние учреждений при выходе за рамки бюджетного сектора и в каком состоянии они будут функционировать за его пределами. Мониторинг каждого бюджетного учреждения и каждой из «дочек» публично-правового образования начался уже сейчас и будет набирать обороты.

Выверка остатков сумм субсидий и субвенций.
Очень серьезный вопрос, с которым казначейство столкнулось впервые в этом году, — это выверка остатков сумм субсидий и субвенций, выделяемых субъектам РФ. Финансистами субъектов РФ, казначейскими органами, финансовыми службами главных распорядителей средств федерального бюджета была проделана огромная работа. Все соответствующие суммы выверены по суммам остатков. Сложность заключалась в том, что органы казначейства располагали другими данными, так как часть остатков уже проходила, минуя счета казначейства. Но по-прежнему существует проблема из-за того, что ГРБС относятся к указанным средствам, находящимся на счетах субъектов РФ, муниципальных образований, как к чужим. У главных распорядителей нет механизма контроля, мониторинга отчетности этих средств. Казначеи видят необходимость в возврате к учету входящих сумм остатков проходящих через лицевые счета органов Федерального казначейства субсидий и субвенций и к контролю за их целевым использованием. Но даже восстановление этой нормы не исключает сохранения порядка, установленного совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 7 мая 2009 г. № 06-03-06 / № 42-7.4-05/5.0-251, согласно которому как таковые остатки целевых субсидий и субвенций, остающиеся в течение года на счетах 40201, 40204, могут использоваться в качестве кассовой оборотной наличности для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных в бюджете. Другими словами, перевод с 2010 года сумм субсидий и субвенций на лицевые счета не лишит учреждения возможности пользоваться этими остатками. Однако собственно кассовый расход по направлениям, предписанным нормативными актами Правительства РФ, по которым выделяют субсидии и субвенции, будет осуществляться через казначейство в текущем режиме (и в ежемесячном, и в квартальном, и в годовом периоде). Следует отметить, что ежегодно казначейство будет обеспечивать возврат остатков сумм субсидий и субвенций, в которых нет необходимости. Если же по решению главного распорядителя необходимость в них останется, будет предусмотрена возможность возврата из федерального бюджета изъятых сумм остатков целевых субсидий и субвенций по заключению главного администратора доходов федерального бюджета, который и предоставлял эти средства.

Администрирование доходов.
К числу незначительных проблем относится и администрирование доходов. Здесь Роман Евгеньевич отметил выверку по консолидированной отчетности, которая представляется субъектом РФ по оборотам по счетам 40101. Такую выверку казначейство проводит ежегодно. Анализируется информация по суммам, распределяемым между бюджетами. По регионам все нормативы были выполнены. Однако в целом по стране по ряду видов доходов обнаружились отклонения по нормативам. Как выяснилось, отдельные коды бюджетной классификации отображались неверно. Это технические ошибки, не системные, однако сумму поступивших доходов в консолидированный бюджет (особенно по кварталам и году) следует проверять более тщательно.

Несколько слов о начале текущего года
Минфин России и Федеральное казначейство изменили весь массив нормативно-правовых актов, регулирующих организацию исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы и учета доходов и их распределения между бюджетами. Изданы следующие приказы Минфина России, Федерального казначейства:

  • от 15 августа 2008 г. № 80н «О порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета»;
  • от 1 сентября 2008 г. № 88н «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности»;
  • от 5 сентября 2008 г. № 92н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;
  •  от 19 сентября 2008 г. № 98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее — Приказ № 98н);
  • от 30 сентября 2008 г. № 104н «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня»;
  • от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами»;
  • от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» и т. д.
Большая часть из них относится к федеральному бюджету, а часть — к субъектам РФ. Подводя итоги начала года, Роман Евгеньевич отметил что того качества, которое было присуще казначейству в январе 2008 года достичь не удалось. Несмотря на это в течение непростого периода внедрения новых документов, когда возникали сложности с информационным обменом с ПБС, с организацией работы, финансовые и казначейские органы преодолели все препятствия.

Как отметил руководитель Казначейства России, особый интерес вызывает Приказ № 98н. Этот документ на федеральном уровне вводится в действие с января 2010 года. Разработка документа проводилась в тот период, когда вопросы, связанные с закупками и ведением реестра госзакупок, еще не были развиты, как сейчас. Поэтому возникла проблема, связанная с тем, что данный документ дублирует сведения, содержащиеся в реестре закупок. В ряде финансовых органов субъектов РФ вопросу учета обязательств, контрактуемых обязательств в частности, не уделяется должного внимания. Во многих регионах реестр госзакупок и информация о нем ведется не финансовыми органами (как на федеральном уровне — Федеральным казначейством), а отдельными органами. Роман Евгеньевич призвал финансовые и казначейские органы к тому, чтобы в бюджетный процесс обязательно включались вопросы управления государственными закупками. На федеральном уровне, благодаря тому что ведется указанный реестр, сложилась такая ситуация: на любую дату видно, каков объем контрактов, заключенных государственным заказчиком, выступающим от имени Российской Федерации. В ходе исполнения бюджета на начало года эти сведения становятся даже более важными, чем информация о кассовых расходах. Именно они и дают представление о том, как исполняется бюджет, как заключаются контракты. Идеал, принятый на три года, подвергся изменению. Но надо стремиться, чтобы к началу года объем закупок, закупочная деятельность ГРБС была завершена. К первому-второму кварталу мы должны закрывать 50–70 процентов контрактации расходов (заключения контрактов). И ГРБС должны вести учет и отчитываться об объеме заключенных гос­контрактов. Особое внимание нужно обращать на объем контрактации подведомственной сети.

ВНИМАНИЕ
Создав костяк учета в виде инструкций и документов, нужно наращивать содержательную часть бухгалтерской отчетности, чтобы она была полезной, востребованой, понятной внешнему пользователю.

О планах на будущее
Роман Евгеньевич сказал несколько слов о тех изменениях, которые грядут в 2010, 2011 годах. Это касается реструктуризации бюджетной сети. Бухгалтеров финансовых органов нужно призвать к тому, что необходимо накапливать информацию не только по главному распорядителю, но и обо всех учреждениях — юридических лицах, входящих в подведомственную сеть, которые от имени публично-правового образования заключают договоры и порождают субсидиарную ответственность публично-правового образования. На уровне Федерального казначейства такая информация собрана. Ее анализ дал возможность увидеть, что существует множество непрофильных учреждений. Большинство их функций должно было бы находиться на уровне субъекта, муниципалитета или вообще не принадлежать сектору государственного управления. К примеру, есть учреждения, занимающиеся просто управленческим консалтингом для органов власти, деятельность других вообще не связана с федеральными полномочиями. Такую же работу нужно проводить в каждом субъекте. В настоящее время мы ждем законодательной инициативы, чтобы дальше двигаться к делению бюджетной сети на тех, кто останется участником бюджетного процесса, и на тех, кто выйдет за его рамки. Последние будут получать субсидии, а не финансирование по бюджетной смете. Поэтому в оставшееся время бухгалтерам ГРБС, публично-правовых образований, администраторам бюджетных средств нужно проводить работу по оценке и сбору информации о каждом бюджетном учреждении. Скорее всего учреждения, которые не связаны с рыночной конкуренцией, станут нашими клиентами, а те учреждения, деятельность которых связана с рыночными отношениями, отдалятся от тех процедур и правил, которые сложились в бюджетном секторе.

Судьба отделений
Роману Евгеньевичу задали вопрос, который касался дальнейшей судьбы отделений Федерального казначейства. Он пояснил, что в настоящее время Казначейство России готовит концепцию под рабочим названием «Оптимизация деятельности органов Федерального казначейства». Дело в том, что сейчас происходит сокращение федеральной бюджетной сети, совершенствование информационных технологий в Федеральном казначействе, благодаря которым уже произошла централизация учета доходов на уровне управлений. С внедрением в следующем году автоматизированной системы будет произведена централизация расходов на уровне управлений Федерального казначейства. Отделения же будут выполнять функцию общения с клиентами, притом что база данных и учет станут централизованными. Это современные стандарты обработки информации. Поэтому, если существуют отделения в составе 9–10 человек (плюс вневедомственная охрана), которые обслуживают трех-четырех клиентов, они не рентабельны. Будущее для отделений Федерального казначейства — это кассовое обслуживание муниципалитетов, субъектов РФ и развитие функций, которые в настоящее время не осуществляет Казначейство России (в частности, ведение реестра госконтракта, заключаемого от имени не только РФ, но и субъекта РФ и муниципалитетов). В связи с этим для тех ОФК, в которых нет кассового обслуживания субъектов и муниципалитетов, ситуация будет развиваться следующим образом. В 2010 году Федеральное казначейство изучит ту ситуацию, которая сложилась в ОФК, и вместе с Минфином России решит вопрос кассового обслуживания субъектов РФ и муниципалитетов. Если окажется, что работы у ОФК нет, то искусственно сохранять численность никто не будет. Вопрос централизации работы этих отделений будет решаться с 2011 года. Надо сказать, проведен эксперимент по оптимизации работы ОФК в Архангельской и Самарской областях. Принципами оптимизации является безусловное присутствие работников Федерального казначейства в каждом районе. Вопрос лишь в количестве сотрудников. Например, если в ОФК обслуживаются два-четыре клиента, в отделении не могут работать десять человек.


Награждение участников
Роман Евгеньевич поблагодарил всех собравшихся за огромную работу по формированию годовой отчетности за 2008 год, которая в полном объеме отражает информацию о финансовых результатах деятельности, пожелал всем успехов и вручил благодарности министра финансов РФ и почетные грамоты Федерального казначейства некоторым из собравшихся. Их было немного, но Роман Евгеньевич заметил, что это не полный круг тех, кого бы хотелось наградить. К сожалению, существует квота на благодарности и почетные грамоты. Однако в следующем году награда найдет своих героев — тех, кто работает с той же отдачей, что и уже награжденные.

Приказом Министерства финансов РФ объявлена благодарность министра финансов РФ за многолетнюю добросовестную работу и достигнутые успехи в труде:
  • Николаевой Валентине Алексеевне — начальнику Департамента казначейского исполнения бюджета — главному бухгалтеру Комитета финансов Ленинградской области;
  • Трифоновой Валентине Михайловне — начальнику отдела бюджетного учета и отчетности — главному бухгалтеру Министерства финансов Республики Мордовия;
  • Чумаковой Алле Геннадиевне — начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности, методологии учета бюджетных средств — главному бухгалтеру Министерства финансов Мурманской области.
  • Приказом Федерального казначейства за успехи в организации бюджетного учета и качественное представление бюджетной отчетности в Федеральное казначейство, а также многолетний добросовестный труд Почетной грамотой Федерального казначейства награждены:
  • Горина Наталья Михайловна — начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов, главный бухгалтер УФК по Московской области;
  • Королькова Татьяна Васильевна — начальник отдела Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю;
  • Михеева Татьяна Дмитриевна — начальник отдела, главный бухгалтер Управления Федерального казначейства по Томской области;
  • Нигматулина Гульнас Ренатовна — начальник отдела Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан;
  • Нуреева Зульфия Габидовна — заместитель руководителя, главный бухгалтер Управления Федерального казначейства по Удмуртской Респуб­лике;
  • Большакова Любовь Ивановна — начальник Управления бюджетного учета и отчетности, главный бухгалтер Министерства финансов Нижегородской области;
  • Окорокова Тамара Васильевна — начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Департамента финансов Тульской области;
  • Мирошниченко Василий Иванович — референт начальника Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области;
  • Шевеленко Людмила Яковлевна — начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности по бюджету Министерства финансов Оренбургской области;
  • Шевлокова Рита Мухамедовна — заместитель начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности по бюджету Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики;
  • Шиллер Ольга Робертовна — начальник отдела учета и консолидированной отчетности, главный бухгалтер Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
Так прошел первый день совещания, на котором также выступили:
  • С. В. Романов, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Он осветил вопросы, связанные с изменениями в нормативно-правовых документах, регулирующих вопросы организации бюджетного учета, отчетности и классификации;
  • С. В. Сивец, начальник отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии  Минфина России, — по вопросам методологии бюджетного учета и отчетности в свете изменений бюджетного законодательства;
  • Э. Я. Кадырова, начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, рассказала об актуальных вопросах применения бюджетной классификации РФ при организации исполнения бюджетов;
  • Т. В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Тема ее доклада звучала так: «О совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы исполнения бюджетов, предоставления межбюджетных трансфертов».

В следующие дни совещания с докладами выступали:
  • Н. Г. Кобзева, начальник отдела организации распределения поступлений между бюджетами, — о практических вопросах реализации порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н;
  • Н. В. Ерохова, начальник отдела методического обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства, — об актуальных вопросах кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • Н. В. Жидаева, начальник отдела кассового планирования Управления финансового прогнозирования и управления ЕКС Федерального казначейства, — об отдельных вопросах кассового планирования;
  • Г. И. Маклева, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства, — о практике применения нормативно-правовых актов Минфина России по бюджетному учету и отчетности в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ;
  • Б. В. Салдусова, начальник отдела отчетности кассового исполнения бюджетов, — о вопросах бюджетного учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов РФ в территориальных органах Федерального казначейства;
  • Е. В. Володина, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства, — об организации бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • А. В. Дубовик, заместитель начальника отдела консолидированной отчетности, — о проблемных вопросах формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и территориального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • Т. А. Зачиняева, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности, — об особенностях бюджетного учета и отчетности при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений;
  • Н. Б. Саволайнен, директор Департамента учетной политики и контроля Минздравсоцразвития России, — о порядке сверки расчетов по межбюджетным трансфертам, осуществляемым между Минздравсоцразвития России и органами государственной власти субъектов РФ.
Материалы этих выступлений мы, конечно же, осветим в следующих номерах «Бюджетного учета». 

На нашем сайте https://www.b-uchet.ru представлен фоторепортаж, а также видеоматериалы с совещания.


Реклама