Бюджетная классификация при организации исполнения бюджета
#65438#Процесс реформирования и совершенствования бюджетной классификации Российской Федерации, а также спорные моменты ее применения осветила Э. Я. Кадырова, начальник отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.
В период 2004–2008 годов бюджетная классификация претерпела значительные изменения. Основные направления реформирования бюджетной классификации Российской Федерации были заложены в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и заключаются в следующем:
1) переориентация бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
2) приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие основным функциям, выполняемым органами государственной власти (органами местного самоуправления). В основном это реализовалось в уточнении разделов и подразделов в зависимости от функций государственных органов;
3) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов, в том числе путем интеграции счетов бюджетного учета и кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Счет бюджетного учета состоит из 26 знаков, 20 из которых — это код бюджетной классификации.
Результаты совершенствования бюджетной классификации
Как отметила Эльмира Яруловна, в рамках совершенствования бюджетной классификации был решен ряд задач:
В 2009 году работа Минфина России была направлена в том числе на решение ряда проблемных вопросов по применению классификации операций сектора государственного управления, возникающих у бюджетополучателей при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлении операций по приносящей доход деятельности, а также при санкционировании расходов и осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.
В рамках данной работы был проведен анализ типичных ошибок, которые приводят к применению статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, не соответствующих экономическому содержанию проводимой операции. По результатам проведенного анализа можно выделить следующие несколько причин, которые приводят к возникновению типичных ошибок:
Полную версию материала можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Бюджетный учет"
1) переориентация бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
2) приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие основным функциям, выполняемым органами государственной власти (органами местного самоуправления). В основном это реализовалось в уточнении разделов и подразделов в зависимости от функций государственных органов;
3) согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов, в том числе путем интеграции счетов бюджетного учета и кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Счет бюджетного учета состоит из 26 знаков, 20 из которых — это код бюджетной классификации.
Результаты совершенствования бюджетной классификации
Как отметила Эльмира Яруловна, в рамках совершенствования бюджетной классификации был решен ряд задач:
- определение целевых статей и видов расходов в процессе формирования и утверждения бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации (то есть предоставление органам власти и местного самоуправления большей самостоятельности в ходе бюджетного процесса путем наделения полномочиями по введению собственных показателей бюджетной классификации на стадии составления проекта закона (решения) о соответствующем бюджете). Реализован принцип самостоятельности бюджетов в части предоставления полномочий на соответствующем уровне бюджета утверждать отдельные показатели бюджетной классификации Российской Федерации, которые не являются едиными для всех уровней бюджетной системы;
- распределение расходов на руководство и управление в установленной сфере деятельности (административных расходов) по соответствующим разделам и подразделам функциональной классификации расходов;
- разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования (раздел общегосударственных вопросов) и расходы на прикладные научные исследования с включением расходов на прикладные научные исследования в соответствующие разделы функциональной классификации расходов;
- упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ в функциональной классификации расходов;
- приведение структуры экономической классификации расходов в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;
- применение кода администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета) — расширение самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств;
- обеспечение приближения бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов и введение интегрированного с бюджетной классификацией Российской Федерации плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисления;
- ликвидация двойного утверждения бюджетной классификации;
- обеспечение единства бюджетной системы Российской Федерации путем установления Бюджетным кодексом единых показателей бюджетной классификации.
В 2009 году работа Минфина России была направлена в том числе на решение ряда проблемных вопросов по применению классификации операций сектора государственного управления, возникающих у бюджетополучателей при составлении, исполнении, кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлении операций по приносящей доход деятельности, а также при санкционировании расходов и осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.
В рамках данной работы был проведен анализ типичных ошибок, которые приводят к применению статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, не соответствующих экономическому содержанию проводимой операции. По результатам проведенного анализа можно выделить следующие несколько причин, которые приводят к возникновению типичных ошибок:
- некорректная формулировка предмета государственного (муниципального) контракта;
- применение писем Минфина России и Федерального казначейства, разъясняющих положения приказов Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», которые признаны утратившими силу;
- неоднозначная трактовка отдельных положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации.
Полную версию материала можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Бюджетный учет"