Точка, точка, запятая...
О. В. Ясногородская, психолог
Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно все: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение, и какой у него размер и цвет. Ведь по сути наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.
Где разместим, как нарисуем?
Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке. Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.
Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.
Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
Объемные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.
Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и четкие — вы настойчивы и упорны, эскизные и легкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.
Человечки, цветочки, домики
Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведем наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.
Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчеркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убежденности в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчеркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твердость мыслей на этот счет, подчеркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно — сомнение.
Если вы вновь и вновь пишете свое имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать свое имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе. Если же изображен «настоящий» человек, анализ следует начать с головы. Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов. Голова в профиль, а тело анфас — в вас живет тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость. Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одежке». А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринужденные беседы и знакомиться на вечеринках. Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.
Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, свое внутреннее состояние. Хмурое лицо — неудовлетворенность собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.
Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») — о скованности в общении.
Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своем партнере.
Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.
Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.
Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображен. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужны забота и защита, лев — ощущаете свое превосходство над всеми. Этот механизм соответствует аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.
Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к теплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком четкий, многократно обведенный контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции. Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решетками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть еще и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе. Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное. Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из нее не идет, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.
Тест «Несуществующее животное»
Этот тест — одна из самых известных и популярных методик у психологов. С ее помощью можно лучше понять себя, своих друзей и близких.
Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте животное, которого не существует в природе. Отпустите свою фантазию на волю. Назовите «нечто» несуществующим названием.
Теперь почитайте, что этот зверек может рассказать о вас.
В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Это отношение к своему Я, представление о своем положении в мире, идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости соответственно степени выраженности очеловечивания животного.
Голова фигуры
Если голова зверя повернута вправо, это показатель того, что человек старается реализовать все, что запланировал. Вы активно движетесь к достижению всех своих целей. Голова повернута влево — у вас явно прослеживается тенденция к рефлексии. Нередко означает нерешительность и боязнь активных действий. Зверь смотрит с листа прямо? Это трактуется как эгоцентризм. Возможно, вы думаете чаще о себе и своих потребностях, чем о других.
Особое значение на рисунке придается глазам. Если радужка четко прорисована, это значит, вы переживаете серьезный стресс. А длинные ресницы выдают вашу заинтересованность в восхищении окружающих.
Уши означают, что вам важно знать, что о вас говорят другие. Вы придаете большое значение мнению окружающих, и это зачастую является ориентиром в ваших поступках.
Приоткрытый рот с языком показывает любителя поболтать, а в сочетании с прорисованными губами означает чувственность в отношениях с противоположным полом. Рот с зубами — вы легко можете сорваться на крик. Или просто обидеть словом невзначай.
На голове часто рисуют дополнительные детали. Рога означают постоянную готовность к защите. Щетина или иглы говорят о повышенной агрессивности. Перья — у вас тенденция к самоукрашению, самооправданию и даже самообману. Грива, шерсть — признак повышенной сексуальности.
Тело фигуры
Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл). Это защита от окружающих — агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих (против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей); нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
Отсутствие лап рассматривается как поверхностность, неосновательность суждений, легкомыслие в выводах и импульсивность в принятии решений.
Хвост выражает отношение к собственным действиям и поступкам. Хвост трубой (торчит вверх) говорит, что вы полностью довольны жизнью. Опущенный вниз — сожалеете о содеянном, в чем-то раскаиваетесь.
ВНИМАНИЕ
Многие психологи (к примеру, Джеки Андрейд, психолог из британского Университета Плимута) считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!
На теле животного могут быть украшающие детали. Они говорят о демонстративности, склонности обращать на себя внимание окружающих, манерности (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Название может состоять из соединения смысловых частей (летающий заяц, «беге-кот» и т. п.). Это говорит о рациональности. Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.) — свидетельствует о демонстративности, направленности главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию выражена удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).