Реформа бюджетных учреждений: вопросы и проблемы
7 апреля стартовал совместный проект Издательского дома «Бюджет» и Некоммерческого образовательного учреждения «Реланд». Первым мероприятием, организованным в рамках этого проекта, стал двухдневный семинар на одну из актуальнейших на сегодняшний день тем — реформирование бюджетных учреждений.
В Госдуме идет подготовка ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон этот неоднозначный, поскольку затрагивает интересы миллионов россиян. Он вводит новое разделение государственных и муниципальных бюджетных учреждений на три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения. Кроме того, законопроект предполагает радикальные изменения в финансировании: переход от сметной системы к субсидиям на основе государственного (муниципального) задания.
В связи с грядущей реформой у представителей федеральных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований, а также руководителей бюджетных учреждений уже сейчас возникает масса вопросов. Участники прошедшего семинара имели прекрасную возможность подробно узнать о законопроекте и задать все волнующие их вопросы одному из разработчиков данного законопроекта, заместителю директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т. В. Саакян. Как отметила выступающая, после первого чтения законопроект значительно изменился: в него было внесено около 100 поправок, а количество статей заметно увеличилось.
В реформе бюджетных учреждений Минфин России и Казначейство России играют главную роль. Выступления начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства М. А. Тарасова и начальника отдела методического обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Т. В. Ероховой были посвящены процессу кассового обслуживания новых бюджетных учреждений.
За Казначейством России закреплена обязанность по разработке и утверждению порядка открытия и ведение лицевых счетов новых бюджетных учреждений. По словам выступающих, за основу данного документа будут взяты те нормативно-правовые акты (в частности, приказ от 15 декабря 2009 г. № 13н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами Государственной компании “Российские автомобильные дороги”»), которые были подготовлены Казначейством России для госкомпании «Российские автомобильные дороги». Много вопросов у участников возникло к заместителю директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. В. Романову. Его выступление было посвящено вопросам бюджетной классификации и бюджетного учета новых бюджетных учреждений. Поскольку законопроектом предусматривается, что бюджетные учреждения будут работать по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов, то, безусловно, возникает проблема консолидации всего процесса бюджетного учета. Об основных новациях, произошедших в 2009 году в законодательстве о размещении заказов, рассказала заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ А. Т. Катамадзе. Одно из направлений, которое было задано Правительством РФ и реализовано в поправках, внесенных в законодательство о размещении заказов, — переход, включая муниципальные образования, на электронные аукционы на отобранных электронных площадках.