Конкурс набирает обороты

Конкурс
17 мая в Москве состоялись подведение итогов и торжественная церемония награждения победителей III Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». А перед церемонией прошла ставшая уже традиционной конференция, на которой представители федеральной власти и эксперты осветили актуальные для местного самоуправления вопросы.

Марк Цуциев,
корреспондент

   Конкурс, организованный журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России при поддержке Совета Федерации, проводился по итогам работы муниципалитетов в 2009 году. В ходе приема заявок организаторы столкнулись с ростом активности муниципальных образований по сравнению с прошлогодним конкурсом. Всего свои заявки на участие и пакеты документов представили 242 городских округа и муниципальных района из 68 субъектов РФ, причем среди них оказалось немало крупнейших городов страны. Для сравнения, годом ранее заявки на участие в конкурсе прислали 190 муниципальных образований из 57 регионов.
   Конкурсная комиссия, которую возглавила директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Александровна Ерошкина, оценивала различные аспекты деятельности муниципалитетов: проработанность нормативно-правовой базы в области бюджетного процесса, меры по обеспечению прозрачности процессов формирования местных бюджетов, качество их исполнения, эффективность управления бюджетными расходами, организацию работы с кадрами и т. д.
   Призерами конкурса стали 11 муниципальных образований, также в различных номинациях было отмечено 27 муниципальных образований.
  Помимо дипломов, которые присуждались администрациям — победителям конкурса, почетные грамоты «За высокие достижения в управлении муниципальными финансами» были вручены финансистам соответствующих муниципалитетов.
   Также конкурсная комиссия приняла решение наградить грамотами «За активное участие в конкурсе и в реформировании общественных финансов» всех конкурсантов, не попавших в число победителей и номинантов. Как было отмечено, сам факт участия муниципального образования в подобных конкурсах говорит о том, что работа в нем организована на должном уровне, а его руководство в своей практической деятельности учитывает современные тенденции, связанные с реформированием финансовой системы.
   Огромную помощь в подготовке самого конкурса и проведении его итоговых мероприятий оказали генеральный спонсор акции ОАО «Пром­связьбанк», стратегический партнер компания «Бюджетные финансовые технологии», официальный спонсор компания «Кейсистемс», а также спонсоры — научно-производственное объединение «Криста» и компания «Финансовый и организационный консалтинг». Они получили от организаторов благодарственные грамоты.
   Отметим, что ИТ-компания «Кейсистемс» учредила специальную номинацию  «Лучшее муниципальное образование в области автоматизации бюджетного процесса». Победителю, финансовому органу муниципального образования «Лебедянский район» (Липецкая область), был вручен приз — ноутбук. Эксперты оценивали такие критерии, как степень автоматизации, возможность тиражирования практики, глубину оперативного контроля операций и др.
   Перед церемонией награждения состоялась научно-практическая конференция «Финансовая база муниципальных образований в среднесрочной перспективе», на которой выступили представители обеих палат парламента, Минфина России, а также эксперты.
   Как отметил заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Олег Георгиевич Бежаев, через местные бюджеты проходит 16 процентов расходов консолидированного бюджета РФ, а наиболее важные для населения вопросы находятся в компетенции именно органов местного самоуправления. Поэтому на федеральном уровне им уделяется особенное внимание. Бежаев подробно рассказал об истории развития системы межбюджетных отношений в Российской Федерации и о ключевых положениях принятой в конце прошлого года «Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».
   По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Александра Васильевича Смирнова, сегодня, когда так много говорится о необходимости обеспечить социально-экономическую стабильность, лишь немногие муниципальные образования обладают достаточно серьезным запасом прочности в смысле собственной доходной базы для того, чтобы осуществлять долгосрочное планирование. При этом большинство муниципалитетов мечтают о планировании хотя бы на три года. Проблема известна: уровень закрепленности доходов, особенно за сельскими и городскими поселениями, достаточно низок, что делает объективно невозможным нормальное планирование деятельности местными органами и в конечном счете создает проблемы для всего населения.
   По мнению сенатора, все это свидетельствует о том, что местное самоуправление в России по-прежнему находится на начальном этапе своего развития.
   Тему доходов затронул и председатель секции «Финансисты муниципальных образований» Сообщества финансистов России, директор департамента финансов города Краснодара Александр Николаевич Домбровский. «Возможно, мы переживаем кризис легче, чем большинство развитых стран, именно потому, что их муниципалитеты, стремясь не вторгаться в компетенцию налоговых органов, не занимаются своими доходами так, как наши, у каждого из которых есть собственный опыт в данной сфере», — отметил он. Как полагает краснодарский финансист, у местного самоуправления имеются очень серьезные резервы для повышения доходов своих бюджетов. Это касается и перевода серых зарплат в белые (поскольку основным источником доходов для муниципалитетов остается налог на доходы физических лиц), и земельного налога, и доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
   Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Совета Сообщества финансистов России Надежда Сергеевна Максимова в этой связи рассказала об инициативах, направленных на увеличение доходов муниципальных образований, которые в настоящее время обсуждаются в Государственной Думе. Она подчеркнула, что  даже в «тучные» годы местные бюджеты не удавалось наполнить доходами в достаточной мере. Что касается предлагаемых изменений, то они прежде всего касаются специальных налоговых режимов. Так, часть доходов от применения упрощенной системы налогообложения предлагается передать муниципалитетам. Сейчас эта инициатива проходит согласование с субъектами РФ, однако, по мнению депутата, отчисления в пользу местных бюджетов должны быть закреплены на уровне не менее 30 процентов.
   Также перед собравшимися выступили председатель Комитета государственных заимствований города Москвы Сергей Борисович Пахомов, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по местному самоуправлению Вадим Викторович Волков, доктор экономических наук и авторитетный специалист в области местного самоуправления Людмила Ивановна Пронина, консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» Марина Викторовна Маслова.

Конкурс. Призеры


Реклама