Неэффективное использование: проблемы, классификация и ответственность

М.Р.Губайдуллина
Анализ материалов проверок показывает, что в бюджетных учреждениях до сих пор сохраняется практика несоблюдения законодательства. Это вызвано, с одной стороны, пробелами в действующих нормах, а с другой — недостаточностью применяемых мер ответственности за нарушение финансовой дисциплины. При этом одним из наиболее спорных вопросов по-прежнему остается неэффективное использование бюджетных средств, о котором и пойдет речь в данной статье.

М. Р. ГУБАЙДУЛЛИНА, специалист отдела бюджетного
планирования финансово-казначейского управления
Зеленоградского административного округа
Департамента финансов города Москвы


Проблемы нормативного регулирования
В настоящий момент законодательное определение понятия неэффективного использования бюджетных средств отсутствует. При этом статьей 34 Бюджетного кодекса  установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который заключается в составлении и исполнении бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Таким образом, эффективным использованием бюджетных средств можно назвать составление и исполнение бюджетов с увязкой с выделенными ресурсами и поставленными задачами.
    И если вопрос с выделенными бюджетными ресурсами является прозрачным, то в случае с поставленными задачами возникают трудности. Так, существующая система управления бюджетными средствами не предполагает административного доведения распорядителями бюджетных средств бюджетополучателям конкретных результатов их деятельности. В связи с чем оценить, достигнут результат деятельности конкретного учреждения или нет, возможно только лишь в увязке с уставными целями и задачами, которые, в свою очередь, количественно не определены.
    Еще одной проблемой является отсутствие нормативного регулирования в части оценки эффективности использования бюджетных средств. В настоящий момент проведение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Предметом такой оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сферах экономического развития; здравоохранения и здоровья населения; общего образования; начального и среднего профессионального образования; жилищного строительства и обеспечения граждан жильем; жилищно-коммунального хозяйства; дорожного хозяйства; обеспечения безопасности граждан; организации государственного и муниципального управления.


Полностью материал можно прочитать в печатной версии июньского  номера журнала "Бюджетный учет"


Реклама