ФНС России рассмотрела обращение о порядке применения штрафных санкций с учетом положений пункта 9 статьи 226 Налогового кодекса в случае перечисления налоговыми агентами налога на доходы физических лиц ранее даты фактической выплаты доходов физическим лицам и в письме от 29 сентября 2014 г. № БС-4-11/19716 разъяснила, что в указанном случае отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога, в связи с чем у плательщика не возникает задолженности перед бюджетом. То есть в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного статьей 123 Налогового кодекса, поскольку данной статьей предусмотрена ответственность налоговых агентов за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению.
В письме упомянута неоднозначная судебная практика по рассматриваемому вопросу на уровне судов федеральных округов: в пользу налоговых органов — постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 3 декабря 2013 г. № Ф09-13260/13, Федерального Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2012 г. № А41-29929/11 и в пользу налогоплательщиков — постановления Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2013 г. № А56-16143/2013, от 4 февраля 2014 г. № А26-3109/2013.
По мнению ФНС России, в рассматриваемой ситуации следует учитывать позицию президиума Высшего Арбитражного Суда России, выраженную в постановлении от 23 июля 2013 г. № 784/13. Президиумом Высшего Арбитражного Суда России признаны правомерными выводы суда первой инстанции о признании недействительным решения инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований.
Таким образом, в случае досрочного перечисления налога инспекторы не вправе штрафовать налогового агента на основании статьи 123 Налогового кодекса.