Централизация учетных функций органов исполнительной власти — одна из ключевых задач, стоящих в настоящее время перед регионами России. Опыт Омской области по созданию централизованной бухгалтерии является одним из передовых и заслуживает особого внимания.
В. А. ЧЕЧЕНКО, министр финансов Омской области
В течение десяти лет в нашем регионе происходило поэтапное внедрение и модернизация единой системы управления бюджетным процессом. В результате было создано единое информационное и методологическое пространство по планированию и исполнению областного и местных бюджетов, обеспечено планирование бюджета с использованием механизмов бюджетирования, сокращены сроки формирования бюджетных отчетов, повышено качество бюджетной отчетности в государственном секторе.
В регионе создана централизованная система бухгалтерского учета и формирования отчетности. Для этого губернатором Омской области в 2016 году утверждена дорожная карта и создано казенное учреждение «Областной центр учета и казначейства». В результате централизации учетных функций штатная численность бухгалтеров за три года
В конце 2016 года на бухгалтерское обслуживание в централизованную бухгалтерию передано три пилотных органа власти, в 2017 году — десять органов исполнительной власти и два подведомственных казенных учреждения, а в 2018 году — еще десять органов исполнительной власти и три казенных учреждения. Кроме того, в 2018 году в соответствии с дорожной картой ведомственную централизацию учета в своих казенных учреждениях, включая учреждения, расположенные в районах, в полном объеме завершило Министерство образования Омской области. К 1 января 2019 года планируется завершить этап централизации органов власти и обслуживать 26 органов исполнительной власти и 68 подведомственных казенных учреждений.
Ошибки в бюджетном учете
Дополнительным плюсом создания централизованной бухгалтерии стало выявление ряда серьезных ошибок при ведении учреждениями бюджетного учета и формировании отчетности (рисунок 1). Самые распространенные среди них — ошибки в учете заработной платы, доходов, расчетов с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками, основных средств и материальных запасов. Неверно применялись счета бюджетного учета. Не принимались бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на второй и третий год, следующие за текущим. Выявлены отдельные факты несоответствия данных учета бюджетной отчетности. Только перевод учреждений на централизованную систему позволил пересмотреть в них весь учет и навести порядок.
Рисунок 1. Наиболее распространенные ошибки, допускаемые учреждениями и выявленные ЦБ
Региональный опыт на муниципальном уровне
В середине 2017 года в регионе состоялся Совет глав муниципальных образований при губернаторе Омской области по вопросу организации централизованных бухгалтерий в муниципальных районах. Были разработаны методические рекомендации по созданию централизованной бухгалтерии муниципалитетов, типовые соглашения по передаче функций финансовых органов и рекомендации по передаче функций ведения бюджетного учета и формирования отчетности сельских поселений в централизованной бухгалтерии муниципальных районов на платной основе.
За истекший период централизацией учетных функций на уровне муниципальных районов охвачено уже более 41 процента учреждений. Двенадцать муниципальных районов (37,5 %) Омской области передали функции бюджетного учета в централизованную бухгалтерию района.
Основные проблемы централизации учета
В ходе создания централизованной системы бухгалтерского учета и формирования отчетности в региональных органах исполнительной власти Омской области были выявлены две основные проблемы:
1. Отсутствие нормативной базы, позволяющей осуществлять принятие первичных учетных документов к бюджетному учету на основании скан-копий документов, содержащих как собственноручные, так и электронные подписи.
2. Возможность составления бюджетной отчетности исключительно в электронном виде, без необходимости подписания ее экземпляра на бумажном носителе.
Преимущества централизованной системы учета
Централизация бюджетного учета обеспечивает достижение ряда важных результатов, в том числе:
- повышение качества ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии (стандартов);
- подбор и концентрация высококвалифицированных бухгалтерских кадров в едином учетном центре;
- автоматизация бюджетного учета на основе программного комплекса, модернизированного для ведения учета в условиях централизации;
- построение полностью электронного взаимодействия при представлении бюджетной отчетности подведомственными учреждениями главным распорядителям средств бюджета;
- интеграция с региональной системой планирования и исполнения бюджета, обеспечивающая абсолютную прозрачность бюджетных процессов на всех этапах;
- исключение бумажного документооборота с финансовыми органами муниципальных образований и как следствие — своевременное и качественное формирование консолидированной отчетности Минфином Омской области.
Кроме того, дополнительный плюс от создания централизованной системы учета в Омской области это экономический эффект, который уже в 2018 году составит более 788 тысяч рублей (рисунок 2). Полное покрытие затрат по централизации должно произойти в 2019 году, когда ожидаемый общий экономический эффект составит свыше 73,8 млн рублей. Начиная с 2020 года он превысит 92 млн рублей.
Наконец, очень значимо то, что централизация бюджетного учета и формирования отчетности отвечает общероссийской тенденции централизации учетных функций и соответствует целям построения электронного бюджета России. Опыт централизации учетных функций в Омской области показателен и может с успехом применяться в других регионах России.
Рисунок 2. Экономический эффект от централизации бюджетного учета и отчетности в Омской области по периодам, млн руб.