Опытом передачи полномочий по начислению и перечислению оплаты труда, иных обязательных платежей, связанных с ними, ведению бюджетного учета, составлению бюджетной отчетности, а также по техническим моментам исполнения переданных полномочий с читателями журнала делится Марина Анатольевна ГУСЕВА, директор государственного учреждения Ярославской области «Центр бухгалтерского учета».
Вопрос: Органы местного самоуправления могут передать указанные полномочия только финансовому органу или можно и казенному учреждению, подведомственному финансовому органу?
Ответ: Статьей 264.1 Бюджетного кодекса установлено, что по решению местной администрации полномочия органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы России и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством России, финансовому органу муниципального образования.
Пунктом 14 СГС «Концептуальные основы» предусмотрено, что передача ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в соответствии с законодательством другому учреждению (централизованной бухгалтерии).
Таким образом, полномочия по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности могут быть переданы финансовому органу или другому учреждению (централизованной бухгалтерии).
Вопрос: Как будут отражены в сводной бюджетной росписи бюджетные ассигнования на осуществление переданных полномочий — по коду главы финансового органа или кодам ГРБС, чьи полномочия исполняет финорган?
Ответ: Полномочия органов местного самоуправления по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности передаются финансовому органу или другому учреждению (централизованной бухгалтерии), и, соответственно, этот факт закрепляется в уставных документах (уставах, положениях). Минфин России рекомендует создавать централизованные бухгалтерии по типу казенных учреждений.
Как известно, бюджеты исполняются на основе принципа подведомственности расходов (ст. 28 БК РФ). Согласно статье 38.1 Бюджетного кодекса получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Дополнительные расходы, связанные с увеличением численности, приобретением программных продуктов по учету исполнения смет, компьютерной и оргтехники и другие расходы, предусматриваются в бюджетных сметах финансового органа (централизованной бухгалтерии).
Таким образом, бюджетные ассигнования на осуществление переданных полномочий финансовому органу или другому учреждению (централизованной бухгалтерии) в сводной бюджетной росписи отражаются по коду главы финансового органа.
Вопрос: Исполнение полномочий должно осуществляться через 14 лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств или через 03 лицевой счет получателя бюджетных средств?
Ответ: Финансовый орган муниципального образования, как и любой другой участник бюджетного процесса, согласно статье 220.1 Бюджетного кодекса осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе или финансовом органе муниципального образования.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Минфина России от 17 октября 2016 г. № 21н.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе муниципального образования, открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования.
Вопрос: Какой набор нормативных и распорядительных документов (кроме соглашения о передаче полномочий) должен регламентировать процесс исполнения полномочий, переданных финорганом?
Ответ: В целях реализации положений статьи 264.1 Бюджетного кодекса Минфином России разработан проект «Общие требования к порядку передачи федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации (их территориальными органами, подведомственными казенными учреждениями) соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы». В проекте подробно рассматривается процесс взаимоотношения сторон при переходе на централизованный учет: от издания распорядительного документа местной администрацией до ответственности сторон.
Важнейшее значение имеют приказы по учетной политике, так, пункт 14 СГС «Концептуальные основы» содержит подробный перечень вопросов, регулируемых единой учетной политикой при централизации учета.
Иные вопросы взаимоотношений по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности можно урегулировать в заключенном соглашении: обеспечение безопасности, взаимодействие с другими программными продуктами, выдача доверенностей на представление интересов, отраслевые особенности и т. д.
Вопрос: Какие российские компании — разработчики в сфере информационных технологий имеют опыт по созданию информационных систем централизации полномочий по бюджетному учету и отчетности?
Ответ: В настоящее время на рынке информационных технологий в сфере разработки программного обеспечения для централизации бухгалтерского учета представлено достаточно много компаний.
Обратите внимание, что Законом от 6 декабря 2011 г. № 402 «О бухгалтерском учете» провозглашен приоритет электронного документооборота. При выборе программного продукта для ведения учета следует обратить внимание на возможность создания единой информационной среды, использования данных иных программных продуктов для учета, чтобы исключить ручной труд (принцип однократного ввода первичных учетных документов).