В этом году Россия отмечает
— Роман Евгеньевич, какие изменения, произошедшие в системе финансового контроля за последние годы, на ваш взгляд, наиболее важные?
— Для государственного финансового контроля последних лет характерны многочисленные изменения. И прежде всего это совершенствование действующего законодательства. Мы провели колоссальную работу по улучшению методологического обеспечения: в 2020 году в соответствии с Бюджетным кодексом на федеральном уровне унифицирована и стандартизирована деятельность по внутреннему государственному финансовому контролю. Семь федеральных стандартов сегодня обеспечивают регламентацию и успешное функционирование этого механизма. Также мы внедрили принцип риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий. Не обошли стороной и процессы цифровой трансформации. Изменения связаны с переводом контроля в цифровую среду. В настоящий момент мы реализовали на единой цифровой платформе ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» все процессы нашей контрольной деятельности — от плана до отчетности.
Еще одно новаторское направление — дополнение традиционной контрольной деятельности экспертно-аналитической, а также расширение существующих методов внутреннего госфинконтроля наблюдением, анализом, так называемым финансово-бюджетным мониторингом. Он ведется в рамках работы по ведомственному проекту Минфина России «Электронный СМАРТ-контроль (контролинг) и учет государственных финансов для управленческих решений». Финансово-бюджетный мониторинг трансформирует существующие методы контроля, создаст парадигму «умного контроля» и повысит доверие к контрольно-ревизионному органу. Это позволит реализовать взаимодействие с объектами нашего внимания посредством цифровых каналов с добровольным раскрытием информации. Его можно рассматривать как построенную на «финансово-бюджетном доверии» и «цифровой зрелости» высшую степень взаимодействия Федерального казначейства с участником бюджетного процесса.