При проведении большинства конкурентных закупок по правилам контрактной системы заказчик обязан установить требование об обеспечении контракта. Оно призвано защитить интересы заказчика в случае недобросовестного исполнения контракта со стороны поставщика. Но при этом сам заказчик обязан соблюдать ряд требований законодательства при использовании такого инструмента.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, руководитель департамента нормативно-правового регулирования
По общему правилу, при проведении конкурса или аукциона заказчик обязан установить в контракте условие о его обеспечении. Цель — компенсировать убытки, понесенные заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту. Косвенной целью можно назвать стимулирование поставщика к добросовестному исполнению: ведь в случае нарушения поставщик рискует не только репутацией, но и деньгами.
Заказчик удерживает обеспечение лишь в объеме, соответствующем объему негативных последствий, причиненных нарушением контрактных обязательств со стороны поставщика. Пункт 29 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда России 28 июня 2017 года (далее — Обзор от 28 июня 2017 г.), говорит об этом недвусмысленно: «В случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Сумма денежных средств, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения».
Но это правило имеет и еще одно практическое следствие: заказчик не может удержать из обеспечения больше, чем причитается удерживать с поставщика по договору, но при этом если сумма пени и штрафов превысила размер обеспечения, то заказчик не ограничивается этим размером и может взыскать с поставщика компенсацию в полном объеме. Пункт 30 Обзора от 28 июня 2017 г. гласит: «Получение заказчиком денежных сумм по банковской гарантии в объеме, предусмотренном такой гарантией, не лишает исполнителя права на возмещение убытков в виде разницы между выплаченной суммой и размером имущественных требований, имевшихся у заказчика в соответствии с обеспечиваемым гарантией обязательством».