Развитие экономики, торговых связей, расширение территорий — совокупность этих и многих других причин потребовали изменений в денежном обращении государства. Продолжаем разговор об изменениях в сфере денежного обращения России.
А. В. Пачкалов, кандидат исторических наук
По причине малолетства сына великого князя Василия III — Ивана IV Васильевича — страной управляли регенты. Одним из них была мать будущего царя Ивана Грозного вдовствующая великая княгиня московская Елена Глинская (1533—1538)[1], которая стала инициатором первой централизованной денежной реформы в России.
С 1534 года началась чеканка серебряной копейки. Она стала наиболее крупной российской монетой и весила вдвое больше прежней денги.
Денги имели изображение всадника с саблей, для новых монет было выбрано изображение всадника с копьем, вследствие чего эти монеты стали называться «копейные денги», или «копейки». Более мелкой денежной единицей являлась полушка, которая приравнивалась к половине денги или к четверти копейки. На полушки наносилось изображение птицы.
В результате денежной реформы Елены Глинской была сформирована новая монетная система, возникшая на основе более ранних московской и новгородской систем. Московская денга («московка») появилась на основе денежной системы Московского княжества. Наиболее крупной денежной единицей стала «копейка», или новгородская денга («новгородка»).
Монеты чеканились в Москве, Новгороде и Пскове. Одновременно с этим изготавливались новгородская, псковская и московская полушки. Впоследствии полушки и денги стали производиться только в Москве и без обозначения места чекана.
Изображение всадника с саблей, а не с копьем сохранилось только на ранних «новгородках», чеканенных в Пскове. При Иване IV на псковских монетах стало обозначаться сокращенное наименование денежного двора («пс»), в Новгороде и Москве обозначения города выпуска («н», «но», «м», «мо» и др.) появилось позже. На монетах периода правления Ивана IV, выпущенных в Москве и в Новгороде, ставились не обозначения города, а различные инициалы, которые, вероятно, являлись знаками денежников («фс», «ал», «юр» и др.).
В результате реформы в московском счетном рубле стало насчитываться сто монетных единиц — новгородок, что заложило основу для развития десятичной монетной системы. Постепенно и Новгород отказался от прежнего счета, исходившего из соотношения 216 денег в рубле, и перешел к московскому счету.