Вопрос. Какой счет применяется при отражении в учете учреждения резерва материально-технических ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в субъекте России?
Ответ. Организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории России, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяются Законом от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон № 68‑ФЗ).
Согласно статье 25 Закона № 68‑ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — резерв) создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств определяются соответственно Правительством России, органами исполнительной власти субъектов России, органами местного самоуправления, организациями.
По своему назначению — защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — резервы не предусмотрены для неоднократного (постоянного) использования и (или) потребления (владения, эксплуатации) в соответствии с целями деятельности учреждений. Следовательно, они подлежат отражению в составе основных средств и материальных запасов, так как не соответствуют критериям признания, установленным СГС «Основные средства», «Запасы».
Статьей 2 Закона от 29 декабря 1994 г. № 79‑ФЗ «О государственном материальном резерве» определено, что особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для использования в целях и порядке, предусмотренных указанным законом, составляет имущество казны России.
Таким образом, исходя из аналогичных положений, при оценке материальных ресурсов, входящих в резерв субъекта, следует учитывать их в составе имущества казны.