В последнее время многие учредители запрещают сотрудникам подведомственных учреждений использовать технику некоторых иностранных производителей в служебных целях. Такое имущество зачастую приобреталось ранее за счет средств учреждения, либо за счет субсидий. Рассмотрим, как максимально эффективно распорядиться данной техникой, не прибегая к ее списанию и не осуществляя дополнительных расходов, связанных с утилизацией.
А. Ю. Опальский, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России
Техника в работоспособном состоянии, даже в случае если на нее начислена стопроцентная амортизация, широко представлена на вторичном рынке и может быть продана. Для продажи такого имущества необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- вправе ли учреждение продавать такое имущество самостоятельно, или необходимо получить разрешение собственника (учредителя);
- как определить цену продажи — собственными силами или по акту независимого эксперта-оценщика;
- необходимо ли проводить конкурентную процедуру определения покупателя (торги), или можно заключить договор с потенциальным покупателем напрямую;
- как учитывать имущество, пригодное для продажи, — на балансе или за балансом, и необходимо ли его переоценивать;
- кому принадлежит доход от реализации имущества: учреждению или учредителю (собственнику имущества);
- возникают ли при реализации имущества учреждения операции, подлежащие налогообложению.
Рассмотрим эти вопросы по порядку.
Вправе ли учреждение продавать имущество?
Согласно статье 296 Гражданского кодекса имущество бюджетных, автономных и казенных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Законодательство не содержит прямого запрета на продажу такого имущества, однако в некоторых случаях такую операцию распоряжения потребуется согласовать с собственником: