В результате проверок и ревизий выявляются случаи нецелевого использования средств субсидий, в том числе при осуществлении выплат работникам. Нередко учреждения оспаривают свою позицию в судебном порядке.
А. Р. Арсеньева, консультант
Бюджетная система России основана в том числе на принципах эффективности использования, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 БК РФ). С соблюдением указанных принципов, то есть с указанием цели использования, до конкретных получателей (ПБС, АИФДБ) доводятся бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6, 38 БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в частности, относится предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям (включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания) (ст. 69.1 БК РФ).
Субсидия имеет бюджетно-правовую основу и определяется как предоставляемые из бюджета соответствующего уровня денежные средства бюджетным (автономным) учреждениям для финансирования целевых расходов. Использование бюджетных средств в целях, полностью или частично не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением), признается нецелевым (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат, утверждаемых в порядке, установленном постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640 (далее — Порядок) (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).
Оплата труда
В число базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда таких работников (п. 19 Порядка).