И поставщикам и заказчикам важен инструмент фиксации нарушений правил контрактной системы и персонификации ответственности за них. Речь идет не только об административном наказании, но и о персонификации репутационных издержек: крайне деструктивна практика, при которой нарушения отдельных недобросовестных заказчиков влияют на репутацию всей отрасли. Может ли реестр недобросовестных заказчиков, о котором давно говорят на рынке, стать методом решения этой проблемы?
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, руководитель департамента нормативно-правового регулирования
Любая система, основанная на правилах, не застрахована от случаев нарушения этих правил и прочих злоупотреблений. Сами по себе нарушения еще не означают необходимости ликвидации системы. Однако если нарушения повторяются, то порой есть смысл задуматься о дополнении системы ограничительных мер. При этом в рамках контрактной системы важна именно системная оценка риска, сопряженного с тем или иным нарушением. Например, если какое-нибудь формальное нарушение Закона №
Поговорим не только и не столько о нарушениях в ходе проведения закупки. Эти нарушения как нельзя более подробно регламентированы законодательством и находятся под неусыпным наблюдением антимонопольных органов. Но куда более существенными являются нарушения, связанные с исполнением контракта.
Злоупотребления на этой стадии со стороны поставщика угрожают срывом сроков поставки, несоблюдением требований к качеству поставляемой продукции, необоснованным расходованием бюджетных средств, а в крайнем выражении — невозможностью предоставить гражданам государственные и муниципальные услуги на должном уровне. Нарушения со стороны отдельных недобросовестных заказчиков не менее опасны: они влекут вполне ощутимые материальные и нематериальные неблагоприятные последствия не только для конкретного поставщика, но и для неопределенного круга добросовестных заказчиков.
Дело в том, что неплатежи, предъявление необоснованных требований к продукции при проведении закупки, и особенно в рамках приемки результатов исполнения контракта, прямое препятствование поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) или требование о поставке в отсутствие надлежащим образом оформленного контракта — все это рано или поздно становится известным в профессиональном сообществе поставщиков (подрядчиков, исполнителей). И чем существеннее и очевиднее нарушение, тем более гипертрофированными могут стать слухи о нем среди производителей и поставщиков.