bool(false)

Цифровизация и качество закупок

Электронные инструменты повсеместно распространены в закупках, а для контрактной системы служат основной формой реализации закупочных отношений. Стоит ли рассматривать их лишь как современную тенденцию или как возможность повлиять на качество проведения закупки? И какие условия нужно соблюсти для того, чтобы электронная форма закупки стала фактором ее успеха?

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, член экспертного совета торгово-промышленной палаты России по развитию закупок

Могут ли электронные технологии повысить эффективность закупочной работы?

Цифровизация российских государственных закупок началась еще в первом десятилетии XXI в. С тех пор в этом направлении был проделан колоссальный объем работы. Сегодня именно в электронной среде государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить все ключевые действия в рамках закупочного процесса — от планирования будущей закупки до оформления результатов поставки.

Однако всегда ли можно с уверенностью утверждать, что цифровизация закупочной работы обеспечила качественное повышение эффективности государственных и муниципальных закупок? Каждый из специалистов может дать на этот вопрос свой ответ, а единого ответа быть не может: дело в том, что цифровизация сама по себе не благо и не зло, а лишь инструмент. И оценивать результаты его применения можно по-разному в зависимости от того, что именно мы считаем признаками эффективной закупки.

Эффективность закупки

Классическим подходом при оценке эффективности проведенной закупки, который уходит в прошлое, является измерение уровня конкуренции через количество участников закупки и экономического эффекта, понимаемого как разница между начальной (максимальной) ценой (Н(М)Ц) и той ценой, по которой в итоге заключается контракт.

Бесспорно, и конкуренция, и экономия по итогам закупки являются важными показателями. Важными, но далеко не всегда ключевыми. Да и количество участников закупки служит лишь косвенным показателем уровня конкуренции. Равно как и разница между Н(М)Ц и ценой контракта лишь косвенно отражает реальную экономию.

Если говорить о конкуренции, то прежде всего важно помнить: конкуренция — это вовсе не количественный, а качественный показатель. На конкуренцию за подряд влияет и то, насколько активно участники закупки соревнуются, улучшая свои предложения, и то, насколько компетентны соревнующиеся в предметной области. Едва ли можно назвать эффективной конкуренцию пяти поставщиков, в результате которой цена снизилась лишь на пять процентов. Но еще менее соотносится с эффективностью демпинговая победа фирмы-однодневки над квалифицированным изготовителем.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

№ 4, 2024

×
Новости
Классификация дебиторской задолженности
СФР разъясняет
Командировка без командирования
Код по ОКТМО — по месту нахождения объекта имущества
Разглашение персональных данных
Сфера закупок: списание неустоек по контракту
Бухгалтер-финансист
Электронный документооборот: сложности перехода
Практикум
Отпуск за неотработанные дни
Ремонт арендованного имущества: возвратные материалы
Автошины и аккумуляторы: от эксплуатации до утилизации
Проблема
ЭДО: не все возможно
Взносы в международные организации
Непредвиденные расходы в строительстве. Создаем резерв
Издание журналов в учреждении
Технологии
Бухгалтерский электронный документооборот
Новый парус возможностей
Обмен опытом
Карта учета государственного имущества субъекта России
Налоги
Социальный налоговый вычет: справки по новой форме
Автомобильные дороги: налог на имущество
Отраслевые особенности
ОМС: нецелевое использование средств
Трудовое право
Тонкости семейных отношений
Пособие по безработице: новый порядок исчисления среднего заработка
Контроль
Контроль составления и анализ отчета о движении денежных средств
Вопрос — ответ
Вопрос — ответ
Госзакупки
Цифровизация и качество закупок
Юридический аспект
Служебная проверка: предъявите доказательства!
Из истории
От службы государевой — к государственной службе
Информационный продукт «Бюджетный учет» информационного агентства «Бюджет-Медиа»