Электронные инструменты повсеместно распространены в закупках, а для контрактной системы служат основной формой реализации закупочных отношений. Стоит ли рассматривать их лишь как современную тенденцию или как возможность повлиять на качество проведения закупки? И какие условия нужно соблюсти для того, чтобы электронная форма закупки стала фактором ее успеха?
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, член экспертного совета торгово-промышленной палаты России по развитию закупок
Могут ли электронные технологии повысить эффективность закупочной работы?
Цифровизация российских государственных закупок началась еще в первом десятилетии XXI в. С тех пор в этом направлении был проделан колоссальный объем работы. Сегодня именно в электронной среде государственные и муниципальные заказчики обязаны проводить все ключевые действия в рамках закупочного процесса — от планирования будущей закупки до оформления результатов поставки.
Однако всегда ли можно с уверенностью утверждать, что цифровизация закупочной работы обеспечила качественное повышение эффективности государственных и муниципальных закупок? Каждый из специалистов может дать на этот вопрос свой ответ, а единого ответа быть не может: дело в том, что цифровизация сама по себе не благо и не зло, а лишь инструмент. И оценивать результаты его применения можно по-разному в зависимости от того, что именно мы считаем признаками эффективной закупки.
Эффективность закупки
Классическим подходом при оценке эффективности проведенной закупки, который уходит в прошлое, является измерение уровня конкуренции через количество участников закупки и экономического эффекта, понимаемого как разница между начальной (максимальной) ценой (Н(М)Ц) и той ценой, по которой в итоге заключается контракт.
Бесспорно, и конкуренция, и экономия по итогам закупки являются важными показателями. Важными, но далеко не всегда ключевыми. Да и количество участников закупки служит лишь косвенным показателем уровня конкуренции. Равно как и разница между Н(М)Ц и ценой контракта лишь косвенно отражает реальную экономию.
Если говорить о конкуренции, то прежде всего важно помнить: конкуренция — это вовсе не количественный, а качественный показатель. На конкуренцию за подряд влияет и то, насколько активно участники закупки соревнуются, улучшая свои предложения, и то, насколько компетентны соревнующиеся в предметной области. Едва ли можно назвать эффективной конкуренцию пяти поставщиков, в результате которой цена снизилась лишь на пять процентов. Но еще менее соотносится с эффективностью демпинговая победа фирмы-однодневки над квалифицированным изготовителем.