Все материалы рубрики "Налоги"
Порядок направления в банк решения ИФНС о приостановлении операций
Письмами ФНС России от 1 октября 2012 г. № АС-4-2/16345, № АС-4-2/16343, № АС-4-2/16344, № АС-4-2/16346 разъяснено, что решение налогового органа о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам организации банк должен исполнять в любом случае, независимо от того, направлено оно в электронном виде или на бумажном носителе.
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет ответственность, предусмотренную статьей 134
НК РФ — штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. руб.
НДФЛ: отказ работодателя от взыскания с работника причиненного ущерба
Минфин России в письме от 8 ноября 2012 г. № 03-04-06/10-310 разъясняет порядок начисления НДФЛ на сумму оплаченного штрафа за нарушение правил дорожного движения, если организация отказалась от взыскания причиненного работником ущерба.
Исходя из изложенного в случае отказа работодателя от взыскания с виновного работника причиненного ущерба у работника возникает доход (экономическая выгода), полученный им в натуральной форме, подлежащий обложению НДФЛ.
Изменения в очередности списания денежных средств при ликвидации
Минфин России в письме от 2 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-274 разъясняет порядок изменения очередности списания денежных средств со счета организации при ее ликвидации.
Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь, т.е. до расчетов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, которые производятся в третью очередь.
В случае, если операции по счетам в банке были приостановлены инспекцией в целях уплаты налога, то в период нахождения организации в стадии ликвидации приостановление операций по счетам не распространяется на расчеты по оплате труда лиц.
Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения в отношении вычета НДС, уплаченного за счет субсидий из областного бюджета
Минфин России в письме от 2 ноября 2012 г. № 03-07-11/475 разъясняет порядок возмещения из федерального бюджета НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидии из областного бюджета.
Согласно НК РФ вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС. При этом ограничений в отношении вычета НДС, оплаченного за счет субсидий из областного бюджета, НК РФ не установлено.
Налоговая ставка 0% для образовательной деятельности
Минфин России в письме от 1 ноября 2012 г. № 03-03-06/4/105 разъясняет, правомерно ли применение ставки 0% по налогу на прибыль в отношении доходов от образовательной деятельности.
Согласно НК РФ условием применения налоговой ставки 0% для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является наличие у организации лицензии (лицензий) на осуществление образовательной деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также для применения налоговой ставки 0% доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности должны составлять не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы.
Таким образом, при расчете процентного соотношения доходов, дающего право на применение налоговой ставки 0%, должны учитываться доходы организации от образовательной деятельности, которая включена в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности.
Установлен пятилетний срок исковой давности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией
Законом от 12 ноября 2012 г. №
В соответствии с действующей редакцией пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса РФ исковая давность, установленная гражданским законодательством, не распространяется на требования по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Поскольку закрепление чрезмерно длительных сроков исковой давности неизбежно ведет к возникновению процессуальных трудностей, Конституционный Суд РФ, рассмотрев вопрос о конституционности данных положений, предписал федеральному законодателю установить конкретный временной предел для срока исковой давности по указанным требованиям. Согласно внесенным поправкам этот срок будет составлять пять лет.
Помимо этого уточняется порядок оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, — такая оценка должна осуществляться с учетом требований Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».
Об исчислении транспортного налога
Минфин России в письме от 31 октября 2012 г. № 03-05-07-04/18 разъяснил порядок исчисления транспортного налога при мощности двигателя автомобиля 100,6 лошадиных сил.
Разъяснено, что при показателе мощности двигателя 100,6 л. с. следует применять налоговую ставку, установленную для автомобилей свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно.
НДФЛ на ребенка в двойном размере, если отец в местах лишения свободы
Минфин России в письме от 2 ноября 2012 г. № 03-04-05/8-1246 разъяснил порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если отец ребенка отбывает наказание в местах лишения свободы за неуплату алиментов.
Разъяснено, что нахождение родителей в разводе не означает отсутствие у ребенка второго родителя. Учитывая изложенное, нахождение родителей в разводе и неуплата алиментов сама по себе не является основанием для получения удвоенного налогового вычета.
НДФЛ: компенсация за использование личного транспорта в служебных целях
Минфин России в письме от 25 октября 2012 г. № 03-04-06/9-305 разъяснил порядок обложения НДФЛ возмещения расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора.
При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.
Как учесть затраты на обновление программ для ЭВМ
Минфин России в письме от 6 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/572 разъясняет порядок учета затрат на обновление программ для ЭВМ.
Разъяснено, что расходы на обновление программы для ЭВМ, исключительное право пользования которой принадлежит организации, могут учитываться в расходах на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. Затраты на приобретение обновлений для таких программ распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.
НДФЛ: женщина является опекуном ребенка
Минфин России в письме от 24 октября 2012 г. № 03-04-05/8-1215 разъясняет порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если женщина является опекуном ребенка, а отец ребенка лишен родительских прав.
Лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствие у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Более того, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах.
Установленное право налогоплательщика на получение стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю не нарушает принципа равенства налогообложения, так как учитывает объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков.
Сообщить в налоговые органы о переходе на УСН с 2013 года следует в соответствии с новой формой уведомления
В связи с изменениями, внесенными в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, ФНС России приказом от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ утвердила новые формы документов для применения УСН, в том числе рекомендуемые формы:
Все формы документов начнут применяться с 1 января 2013 года, за исключением формы
ФНС теперь сможет оперативно уточнять сведения по налогоплательщикам
Федеральной налоговой службой завершена работа по организации подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С октября 2012 года налоговые органы в рамках рассмотрения обращений налогоплательщиков могут уточнять сведения в Росреестре и ГИБДД МВД России об объектах налогообложения (земельные участки, здания, строения, помещения, автомобили), правах на данные объекты и лицах, на которых зарегистрированы автотранспортные средства, через систему СМЭВ.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №
Подключение к данной системе позволяет оперативно уточнять сведения по обращениям налогоплательщиков, связанные с вопросами исчисления налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
Так, например, если налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с вопросом применения при исчислении ему транспортного налога некорректной мощности двигателя, налоговым органом по системе СМЭВ направляется запрос в ГИБДД МВД России по уточнению мощности двигателя автомобиля, принадлежащего данному налогоплательщику.
Если от ГИБДД налоговый орган получит ответ, подтверждающий данные налогоплательщика, налоговым органом будет произведен перерасчет транспортного налога и направлено налоговое уведомление с произведенным перерасчетом.
При этом необходимо помнить, что в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы исчисляют транспортный налог только на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. И в случае если данные налогоплательщика о мощности двигателя автомобиля не подтверждаются, то налогоплательщику необходимо обратиться в ГИБДД МВД России для внесения изменений в базу данных регистрирующего органа, о чем налогоплательщик будет проинформирован налоговым органом по итогам рассмотрения обращения.
В аналогичном порядке налоговыми органами проводится работа по уточнению в Росреестре сведений о земельных участках, зданиях, строениях, помещениях и их правообладателях.
Заказчик вправе запросить сведения об участнике размещения заказа
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18160@ даны разъяснения по вопросам предоставления налоговыми органами сведений в отношении юридических лиц, подавших заявку на участие в конкурсе (аукционе) на поставку товаров (работ, услуг) для госнужд.
На основании пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №
ФНС России обращает внимание, что заказчик (уполномоченный орган) не вправе запрашивать информацию о достоверности предоставленных участником документов и (или) сведений либо об их соответствии бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган (при этом отмечено, что годовая бухгалтерская отчетность представляется организациями в территориальные органы Росстата).
Сообщается также, что с 23 июля 2012 года утратили силу положения Федерального закона «О размещении заказа...», предусматривающие проверку заказчиком (уполномоченным органом) соответствия поручителя исполнения контракта установленным требованиям.
НДС: место аренды – крыша муниципального объекта
Минфин России в письме от 22 октября 2012 г. № 03-07-11/442 разъясняет порядок уплаты НДС, если в аренду представляется крыша муниципалитета. Ппри предоставлении на территории России органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества НДС исчисляют и уплачивают в бюджет налоговые агенты — арендаторы указанного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В то же время крыша не может являться объектом аренды, поскольку представляет собой конструктивный элемент здания и не является самостоятельным объектом недвижимости, который мог бы быть передан в пользование отдельно от здания (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. № 66).
Таким образом, пункт 3 статьи 161 НК РФ не распространяется на лиц, приобретающих у органов местного самоуправления услуги по предоставлению места на кровле (крыше) объекта муниципального нежилого фонда для размещения оборудования средств связи.
Следовательно, при оказании органом местного самоуправления вышеуказанных услуг исчисление и уплату налога на добавленную стоимость следует производить органу местного самоуправления.
Как признать задолженность безнадежной
Минфин России в письме от 19 октября 2012 г. № 03-03-06/1/559 разъясняет порядок признания безнадежной сумму основного долга с процентами после исключения из ЕГРЮЛ должника, в отношении которого было открыто конкурсное производство.
Разъяснено, что после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, кредитор вправе признать сумму основного долга с процентами безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
ФНС ообщает о порядке заполнения декларации по транспортному налогу при применении налоговой льготы
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № БС-4-11/18200 сообщает, что форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы, как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.
Сообщается, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то в строке 180 налоговой декларации при исчислении суммы налоговой льготы вместо коэффициента «Кв», учитывающего число полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, необходимо применять коэффициент «Кл», учитывающий число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота.
С 1 января 2013 года организации должны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность
Минфин России в письме от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/80 напоминает, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. №
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом №
С 1 января 2013 года организации должны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Использование БСО при наличных денежных расчетах без применения ККТ
ФНС России в письме от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034 разъясняет, что использование бланков строгой отчетности при наличных денежных расчетах без применения ККТ в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ.
Соответствующий вывод содержится в письме ФНС России, в котором также указано, что перечень услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), не является исчерпывающим. Если оказываемые услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН, налогоплательщики вправе использовать при наличных денежных расчетах, а также при расчетах с использованием платежных карт бланки строгой отчетности. Причем данные документы могут быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно, главное требование — документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 «Положения об осуществлении наличных денежных расчетов...», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 № 359.
Порядок представления заявления на возврат НДФЛ
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18162 разъясняет, что налогоплательщик одновременно с подачей налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявлены налоговые вычеты, вправе подать заявление на возврат излишне уплаченного налога.
При этом если по итогам проведения камеральной налоговой проверки декларации, представленной физическим лицом в налоговую инспекцию, будет установлен факт излишней уплаты налога, сумма переплаты должна будет возвращена налогоплательщику в течение срока, определенного пунктом 6 статьи 78 НК РФ. Данный срок начнет исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена (три месяца со дня представления налоговой декларации).