Информация «к сведению»
В статье рассмотрены некоторые вопросы предоставления потребителям информации о товарах, работах, услугах.
Ю.Ястреб, правовой консультант
Общие положения
Продавец обязан предоставлять потребителю информацию о товарах (работах, услугах), которая обеспечивает возможность их правильного выбора (ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее – Закон № 2300-1). Естественно, она должна быть своевременной и достоверной. Информация о товарах обязательно должна содержать следующие данные:
- наименование технического регламента;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством;
- срок службы или срок годности товаров (работ);
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Информация о приобретаемом товаре содержится в его технической документации, на этикетках. И в случае возникновения конфликтных ситуаций, судьи в первую очередь обратят внимание именно на эти документы. Примером может служить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2010 г. по делу № А56-92819/2009. Территориальное управление Роспотребнадзора привлекло компанию к административной ответственности за недоведение до потребителя необходимой информации об автономном сроке работы приобретенного ноутбука. По итогам рассмотрения дела судьи приняли сторону компании. Они пришли к выводу, что к сведениям об основных потребительских свойствах ноутбука относится не автономный срок его работы, а емкость аккумуляторной батареи, информация о которой находится в технической документации. Она была приложена к ноутбуку и доведена до потребителя. Наряду с этим арбитры уточнили, что время автономной работы ноутбука в документации не указывается и зависит от таких факторов, как режим и условия эксплуатации, запущенных и выполняющихся программ и приложений.
ПРИМЧАНИЕ
Если покупатель приобретает товар, который уже был в употреблении или в ремонте, то потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Ответственность продавца
За нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), продавец может получить соответствующее предупреждение или административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей (для должностных лиц), и от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (для юридических лиц). Об этом говорится в статье 14.8 КоАП РФ. И на практике продавцы действительно получают подобные штрафы: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 мая 2010 г. по делу № А29-11857/2009.
Кроме того, продавец несет ответственность за недостатки товара (работы, услуги), которые возникают уже после передачи потребителю по причине отсутствия у него полной и достоверной информации о товаре (п. 2 ст. 12 Закона № 2300-1). В этом случае покупатель, в частности, может потребовать замены товара, бесплатного устранения недостатков, уменьшения покупной цены. Также он может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Отметим, что при обращении в судебные инстанции потребитель также может потребовать возмещения морального вреда (ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона № 2300-1). Размер компенсации морального вреда арбитры определяют в соответствии с представленными по делу доказательствами с учетом принципа разумности и справедливости. Примером может служить Определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 октября 2010 г. № 33-13900/2010.