Пояснения к отчету о мониторинге

Опубликована Пояснительная записка Минфина России к отчету о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, за I квартал 2011 года.
Мониторинг проводился в соответствии с Приказом Минфина России от 13 апреля 2009 № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» по следующим группам показателей:
  • среднесрочное финансовое планирование;
  • исполнение федерального бюджета по расходам;
  • исполнение федерального бюджета по доходам;
  • учет и отчетность;
  • контроль и аудит;
  • исполнение судебных актов.
Оценке подлежат 99 главных администраторов средств федерального бюджета.
Качество финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета в существенной степени зависит от организации главным администратором средств процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности.
В связи с чем, в оценке качества финансового менеджмента немаловажное место занимала оценка качества правовых актов главных администраторов средств федерального бюджета, устанавливающих порядки:
  • составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
  • ведения учетной политики;
  • осуществления управленческого и (или) аналитического учета;
  • организации внутреннего финансового аудита (контроля);
  • администрирования доходов федерального бюджета.
Средняя итоговая оценка по главным администраторам средств федерального бюджета составляет лишь 44 балла по 100-балльной шкале, что в целом объясняется низким качеством организации бюджетного процесса в системе главного администратора средств федерального бюджета, как следствие, низким качеством исполнения бюджета, а также сохраняющейся тенденции недостаточного использования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Оценка фактически не изменилась по сравнению с предыдущими отчетными периодами (в частности, по сравнению с 2010 годом).
По результатам мониторинга качества финансового менеджмента следующие федеральные органы государственной власти имеют наилучшие оценки качества финансового менеджмента:
  • Федеральное казначейство (73,6 балла);
  • Федеральное агентство по туризму (72,8 балла);
  • Федеральная налоговая служба (67,6 балла);
  • Министерство регионального развития Российской Федерации (67,4 балла);
  • Федеральная миграционная служба (65,8 балла);
Вместе с тем, федеральными органами государственной власти, имеющими самый низкий рейтинг, являются:
  • Федеральное космическое агентство (7,4 балла);
  • Федеральное агентство по делам молодежи (15,7 балла);
  • Федеральная служба исполнения наказаний (24,1 балла);
  • Федеральное агентство по государственным резервам (27,0 балла);
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта (27,6 балла).
При проведении мониторинга качества ведения учета и отчетности, осуществления внутреннего контроля и аудита оценивалось качество правовых актов главных администраторов средств федерального бюджета и (или) изменений (дополнений) к ним, устанавливающих:
  • методические рекомендации (указания) главных распорядителей средств по реализации государственной учетной политики;
  • ведение управленческого учета;
  • осуществление внутреннего финансового аудита (контроля);
  • ведение мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Указанные правовые акты образуют правовую базу, необходимую для обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего контроля главного администратора средств федерального бюджета.
Кроме того, использовались следующие годовые количественные показатели, рассчитанные на основе данных 2010 года, характеризующие:
  • наличие единой автоматизированной системы сбора и свода бюджетной отчетности;
  • степень применения получателями средств федерального бюджета программных комплексов по автоматизации бюджетного учета;
  • осуществление мероприятий внутреннего контроля;
  • проведение инвентаризаций;
  • доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей.
Средняя оценка качества ведения учета и отчетности по состоянию на 1 апреля 2011 года по главным администраторам средств федерального бюджета составляет 43,6 балла по 100-балльной шкале, что объясняется недостаточной организацией внутренних процедур по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, ведению управленческого учета. Наиболее существенным негативным фактором, влияющим на оценку качества внутреннего контроля и аудита, является недостаточная организация системы внутреннего финансового контроля (аудита), связанная, в том числе с недостаточностью (противоречивостью) норм законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля и аудита. Лишь 43 главных администраторов средств федерального бюджета (43 % от общего количества) утвердили правовые акты, обеспечивающие систематическое проведение контрольных мероприятий по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности подведомственных участников бюджетного процесса.

Реклама