Пояснения к отчету о мониторинге
- Опубликована Пояснительная записка Минфина России к отчету о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, за I квартал 2011 года.
- Мониторинг проводился в соответствии с Приказом Минфина России от 13 апреля 2009 № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» по следующим группам показателей:
- среднесрочное финансовое планирование;
- исполнение федерального бюджета по расходам;
- исполнение федерального бюджета по доходам;
- учет и отчетность;
- контроль и аудит;
- исполнение судебных актов.
- Оценке подлежат 99 главных администраторов средств федерального бюджета.
- Качество финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета в существенной степени зависит от организации главным администратором средств процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности.
- В связи с чем, в оценке качества финансового менеджмента немаловажное место занимала оценка качества правовых актов главных администраторов средств федерального бюджета, устанавливающих порядки:
- составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
- ведения учетной политики;
- осуществления управленческого и (или) аналитического учета;
- организации внутреннего финансового аудита (контроля);
- администрирования доходов федерального бюджета.
- Средняя итоговая оценка по главным администраторам средств федерального бюджета составляет лишь 44 балла по 100-балльной шкале, что в целом объясняется низким качеством организации бюджетного процесса в системе главного администратора средств федерального бюджета, как следствие, низким качеством исполнения бюджета, а также сохраняющейся тенденции недостаточного использования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Оценка фактически не изменилась по сравнению с предыдущими отчетными периодами (в частности, по сравнению с 2010 годом).
- По результатам мониторинга качества финансового менеджмента следующие федеральные органы государственной власти имеют наилучшие оценки качества финансового менеджмента:
- Федеральное казначейство (73,6 балла);
- Федеральное агентство по туризму (72,8 балла);
- Федеральная налоговая служба (67,6 балла);
- Министерство регионального развития Российской Федерации (67,4 балла);
- Федеральная миграционная служба (65,8 балла);
- Вместе с тем, федеральными органами государственной власти, имеющими самый низкий рейтинг, являются:
- Федеральное космическое агентство (7,4 балла);
- Федеральное агентство по делам молодежи (15,7 балла);
- Федеральная служба исполнения наказаний (24,1 балла);
- Федеральное агентство по государственным резервам (27,0 балла);
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта (27,6 балла).
При проведении мониторинга качества ведения учета и отчетности, осуществления внутреннего контроля и аудита оценивалось качество правовых актов главных администраторов средств федерального бюджета и (или) изменений (дополнений) к ним, устанавливающих:
- методические рекомендации (указания) главных распорядителей средств по реализации государственной учетной политики;
- ведение управленческого учета;
- осуществление внутреннего финансового аудита (контроля);
- ведение мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
- Указанные правовые акты образуют правовую базу, необходимую для обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего контроля главного администратора средств федерального бюджета.
- Кроме того, использовались следующие годовые количественные показатели, рассчитанные на основе данных 2010 года, характеризующие:
- наличие единой автоматизированной системы сбора и свода бюджетной отчетности;
- степень применения получателями средств федерального бюджета программных комплексов по автоматизации бюджетного учета;
- осуществление мероприятий внутреннего контроля;
- проведение инвентаризаций;
- доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей.
- Средняя оценка качества ведения учета и отчетности по состоянию на 1 апреля 2011 года по главным администраторам средств федерального бюджета составляет 43,6 балла по 100-балльной шкале, что объясняется недостаточной организацией внутренних процедур по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, ведению управленческого учета. Наиболее существенным негативным фактором, влияющим на оценку качества внутреннего контроля и аудита, является недостаточная организация системы внутреннего финансового контроля (аудита), связанная, в том числе с недостаточностью (противоречивостью) норм законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля и аудита. Лишь 43 главных администраторов средств федерального бюджета (43 % от общего количества) утвердили правовые акты, обеспечивающие систематическое проведение контрольных мероприятий по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности подведомственных участников бюджетного процесса.