Казенное учреждение: переходный период

ребенок

Из трех типов государственного (муниципального) учреждения (автономные, бюджетные и казенные) казенное учреждение, на первый взгляд, менее всего нуждается в каких-то особых мероприятиях переходного периода. Но это не так. В статье рассмотрим действия, связанные с изменением типа учреждения.

Т. В. Саакян, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Характерные признаки казенного учреждения

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

  • финансовое обеспечение — на основе бюджетной сметы;
  • действует от имени публично-правового образования;
  • право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);
  • лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
  • закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ);
  • бухгалтерский учет — по бюджетному плану счетов.

Как видим, статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года, с дополнительным ограничением в виде требования о зачислении доходов от платных услуг в бюджет. Это обстоятельство «усыпляет» органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей казенных учреждений, приводит к ошибочному мнению, что отсутствует необходимость в проведении мероприятий, связанных с изменением типа учреждения.

Вместе тем существуют серьезные вопросы в отношении казенки и в части принятия решения о том, какие подведомственные учреждения целесообразно отнести к данному типу, и касающиеся особенностей функционирования казенного учреждения после окончания переходного периода, так как Закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) установил серьезное отличие для этих учреждений по сравнению со старым бюджетным учреждением в виде дополнительного ограничения в части зачисления с 2012 года всех доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

В данной статье предлагается рассмотреть этот тип учреждения в сравнении с бюджетным и автономным, а также особенности его функционирования в переходный период и после его завершения.

Какими же нормами регулируется деятельность казенного учреждения с учетом положений Закона № 83-ФЗ, уточнивших положения Бюджетного и Налогового кодексов, Закона № 94-ФЗ и других законов, обеспечивающих создание правовых основ для функционирования казенных учреждений?

Полностью материал можно прочитать в печатной версии августовского номера журнала «Бюджетный учет»


Реклама