Новое в трудовом законодательстве

Ни в одной сфере деятельности государственного учреждения законодательство не меняется так стремительно, как в сфере трудовых отношений. Продолжающийся переход на новые системы оплаты труда, индексация страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, изменения в налогообложении выплат по оплате труда – вот что ждет учреждения в 2012 году. О вступивших в силу и только планируемых изменениях в трудовом законодательстве пойдет речь в данной статье. 

Сфера трудовых отношений является одной из самых многогранных и включает в себя мероприятия по привлечению и отбору персонала, организации труда, обеспечению защиты персональных данных, оформлению кадровой документации, формированию необходимой отчетности, соблюдению ограничений для отдельных категорий работников, начислению на выплаты по оплате труда. Столь широкий спектр порождает обилие нормативно-правовых актов, которые необходимо знать и соблюдать при ведении деятельности в области трудовых отношений.

Наследие 2011 года

Для грамотной организации работы в 2012 году необходимо учесть внесенные в предыдущем году изменения, к основным из которых можно отнести:

  • изменения в Трудовой кодекс;
  • вступление в силу Конвенции МОТ № 132 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (далее — Конвенция № 132);
  • новый порядок аттестации рабочих мест (приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (далее — Порядок № 342н));
  • новую форму бланка листка нетрудоспособности (приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н (далее — Приказ № 347н));
  • увеличение минимального размера оплаты труда (Закон от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

С 7 января 2011 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 65 Трудового кодекса Законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ, — дополнен перечень документов, предъявляемых при приеме на работу (рис. 1).

К таким видам деятельности, например, относится педагогическая (ст. 331 ТК РФ), а также деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).Установлено, в частности, что при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом, федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работодатель вправе затребовать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. 

Следует помнить, что, если указанные ограничения Трудовым кодексом, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ не установлены, работодатель не вправе требовать представления такой справки.

Кроме того, расширен перечень ограничений при приеме на работу для определенных категорий работников. Так, в соответствии с внесенными в статью 331 Трудового кодекса изменениями к педагогической деятельности не допускаются лица: 

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в порядке, установленном федеральным законом;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Конвенция № 132 об оплачиваемых отпусках вступила в силу 6 сентября 2011 года . Наибольшее число споров и опасений вызвали ее статьи 8 и 9, согласно которым разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране. При этом одна из частей отпуска должна составлять не менее двух непрерывных рабочих недель и использоваться работником не позднее чем в течение одного года. Оставшуюся часть ежегодного оплачиваемого отпуска нужно использовать не позднее чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. Например, если с 1 августа 2011 года работнику был предоставлен отпуск продолжительностью 14 календарных дней, то оставшуюся часть необходимо предоставить не позднее 1 февраля 2013 года.

Если сравнить положения статьи 124 Трудового кодекса с положениями статьи 9 Конвенции № 132, разница очевидна. В соответствии с законодательством в настоящий момент в порядке исключения и с согласия сотрудника возможно оставить его без отпуска в течение года. А согласно Конвенции № 132 каждому работнику гарантирован отпуск минимальной продолжительности, а на использование оставшейся части ежегодного отпуска отводится минимум 18 месяцев. Этот предел может быть расширен, например, отраслевым соглашением или коллективным договором (п. 2 и 3 ст. 9 Конвенции № 132). Такое противоречие давало почву для беспокойства. Существовало мнение, что с вступлением в силу Конвенции № 132 неиспользованная часть отпуска по прошествии 18 месяцев ликвидируется.

В настоящий момент изменения в Трудовой кодекс в этой части не внесены, статья 124 остается в прежней редакции. Следовательно, в своей деятельности государственным учреждениям необходимо руководствоваться нормами российского законодательства и предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск работнику не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Еще одно изменение, вступившее в силу в 2011 году, коснулось аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок № 342н зафиксировал статус аттестующей организации как независимого (неаффилированного) лица по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. Кроме того, в нем прописаны права и обязанности работодателя и аттестующей организации, уточнен состав аттестационной комиссии, повышены требования к аттестующей организации.

Изменился и порядок оформления результатов аттестации. С 1 сентября 2011 года результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета. Ранее говорилось лишь о пакете документов. К отчету прилагаются документы, перечисленные в пункте 44 Порядка № 342н: 

  • приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
  • карты аттестации рабочего места по условиям труда с протоколами измерений и оценок;
  • сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям 
  • труда;
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
  • сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписание должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения аттестации (при наличии). 

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации и передает его вместе с отчетом работодателю. Работодатель в свою очередь в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (п. 44 Порядка № 342н). Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством. Место и порядок хранения отчетов определяет сам работодатель.

После проведения аттестации работодатель в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Пунктом 52 Порядка № 342н установлено, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в трудовую инспекцию лежит на работодателе. В свою очередь ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит и на работодателе, и на аттестующей организации.

 

 Внимание

Результаты аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, действительны до проведения очередной аттестации (утверждения ее результатов).

Государственным учреждениям при составлении штатного расписания, подписании трудового договора с работником, начислении заработной платы и расчете пособий по временной нетрудоспособности следует учитывать положения Закона от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Например, пунктом 1.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлена обязанность сравнивать при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком учитываемую заработную плату за два календарных года с величиной, полученной следующим образом: 24 мес. х МРОТ. В случае если средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Так, с 1 июня 2011 года установлен МРОТ в размере 4611 рублей в месяц. При этом следует учитывать законодательство субъектов РФ. В частности, в соответствии с Соглашением между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 2 декабря 2010 г. о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год (далее — Соглашение) МРОТ в Москве с 1 сентября 2011 года составляет 10 900 рублей.

Кроме вышеперечисленных изменений следует еще отметить: 

  •  Приказ № 347н и рекомендации по его заполнению, изложенные в письме ФСС России от 15 июля 2011 г. № 14-03-11/15-7481;
  •  изменение порядка начислений по больничному листу по беременности и родам в связи с вступлением в силу Закона от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  •  приказ Минздравсоцразвития России от 19 мая 2011 г. № 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;
  •  приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2011 г. № 801н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».

Изменения, вступающие в силу в 2012 году

Основополагающим документом, регулирующим трудовые отношения в Российской Федерации, является Трудовой кодекс. И сразу две его главы вступают в силу в 2012 году. Кроме того, в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год. Также вступают в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс, в некоторые федеральные законы, постановления Правительства РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Рассмотрим изменения подробнее.

 

Подземные работы

 

Законом от 30 ноября 2011 г. № 353-ФЗ Трудовой кодекс дополнен главой 51.1 (вступает в силу 31 марта 2012 г.), регулирующей особенности труда работников, непосредственно осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом, работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена.

Статьей 330.2 Трудового кодекса установлены особенности приема на подземные работы. Так, лица, принимаемые на подземные работы, не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и обязаны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям.

Прием на подземные работы производится после обязательного медицинского осмотра (обследования). При этом работники, занятые на подземных работах, должны проходить медицинские осмотры (обследования) в начале каждого рабочего дня (смены). Необходимость проведения медицинских осмотров (обследований) в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) отнесено к компетенции работодателя.

Статьей 330.4 Трудового кодекса установлены случаи, когда работодатель обязан отстранить работника от подземных работ (не допускать к подземным работам), а также условия допуска такого работника к подземным работам в дальнейшем.

В период отстранения от подземных работ (недопущения к подземным работам) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, когда работник не прошел в установленном порядке внеочередную проверку знания требований безопасности при проведении подземных работ либо правил применения средств индивидуальной защиты не по своей вине. В этом случае работнику производится оплата за соответствующий период как за простой.

В соответствии со статьей 330.5 Трудового кодекса при организации и проведении подземных работ работодатель обязан:

  • не допускать к подземным работам лиц, имеющих медицинские противопоказания к указанным работам и (или) не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;
  • не допускать работников к исполнению трудовых обязанностей в случае необеспечения их в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
  • обеспечивать организацию и проведение подземных работ в соответствии с утвержденной технической документацией, технологическими нормами и установленными требованиями к оборудованию, технологическим процессам, применяемым в производстве инструментам, сырью и материалам.

Разрешение споров


Поправки, внесенные в положения Трудового кодекса, регулирующие рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров, не вносят кардинальных изменений в существующий порядок. Вместе с тем новая редакция отдельных положений Трудового кодекса подробнее регламентирует проведение отдельных примирительных процедур, а также устанавливает процедурные сроки, более благоприятные для работников.

Так, работодатель обязан сообщить о принятом решении по результатам рассмотрения требований работников в течение двух рабочих дней со дня их получения (ранее — в течение трех рабочих дней); срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника (ранее — до семи рабочих дней со дня приглашения посредника) теперь составляет на локальном уровне социального партнерства до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — до пяти рабочих дней.

Кроме того, внимание уделено положениям закона о трудовом арбитраже, а также проведению переговоров при уклонении одной из сторон от участия в примирительных процедурах. Пре-дусмотрено право сторон передать рассмотрение своего коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, который может быть создан при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему по соглашению сторон.

Такие трудовые арбитражи давно и успешно работают во многих европейских странах. Например, в Великобритании, Германии, Франции, 

Италии, Норвегии, Финляндии есть специальные органы, которые занимаются трудовыми спорами по существу и оказывают содействие в урегулировании коллективных трудовых споров. В России тоже есть подобный опыт. В частности, уже более десяти лет в Москве успешно действует созданный на трехсторонней основе трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров. Аналогичные структуры есть и в некоторых других регионах. Однако такую практику пока нельзя считать широко принятой.

 

Трудовой договор с бывшим служащим

Законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» статья 64.1 Трудового кодекса изложена в новой редакции. С 3 декабря 2011 года граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок и сроки уведомления о заключении с бывшим государственным служащим трудового договора остались прежними.


Новые системы оплаты труда

На настоящий момент новые системы оплаты труда (НСОТ) введены в государственных и муниципальных учреждениях более чем в 70 регионах России. Этот процесс продолжается и планируется к завершению к сентябрю 2012 года. 


В связи с этим трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 27 декабря 2011 года утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год (далее — Рекомендации).

В Рекомендации включены положения с учетом результатов мониторинга введения новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях регионов России, направленные на недопущение выявленных в ходе его проведения ошибок и недостатков.

Документ содержит 11 разделов и утверждает принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда; определяет перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; регламентирует системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; утверждает основы систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров; определяет порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Главным отличием новых Рекомендаций является отражение отраслевых особенностей формирования систем оплаты труда. Так, Рекомендациями определены особенности формирования НСОТ для педагогических работников, работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии.

Например, при формировании систем оплаты труда педагогических работников необходимо учитывать:

  •  законодательно установленные обязательные условия трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, — условия оплаты его труда, в том числе размер должностного оклада или ставки заработной платы, являющийся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат;
  • отличия в понятии фиксированного размера оплаты труда в зависимости от принятой нормы рабочего времени (продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);
  • независимость фиксированного размера оплаты труда педагогических работников от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа);
  • требование об установлении в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с педагогическими работниками помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда размеров и условий дополнительных выплат.

Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативно-правовых актов по оплате труда работников государственных учреждений, а также послужат ориентиром при внесении изменений в локальные нормативные акты государственных учреждений при переходе на новые системы оплаты труда.

Налоговые вычеты

С 1 января 2012 года вступили в силу изменения, внесенные Законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ (далее — Закон № 330-ФЗ) в статью 218 Налогового кодекса, в соответствии с которыми налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1400 рублей (ранее – 1000 рублей) — на первого ребенка, 1400 рублей (ранее — 1000 рублей) — на второго ребенка, 3000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка.

Следует отметить, что до внесения Законом № 330-ФЗ изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса размер налогового вычета не зависел от того, был ребенок первым или третьим. После вступления в силу нововведений, а именно повышения размера вычета на третьего и последующего ребенка, возник вопрос: как определить размер вычета, если у физического лица трое детей или более, но на старшего ребенка в силу его возраста вычет не полагается?

Минфин России указал, что совершеннолетние дети вне зависимости от того, предоставляется на них стандартный вычет или нет, учитываются при расчете. То есть при определении размера вычета следует исходить из общего количества детей у налогоплательщика. В письме от 23 декабря 2011 г. № 03-04-06/8-357 финансовое ведомство подчеркнуло, что очередность детей определяется в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста.

При этом в письме Минфина России от 8 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1014 разъясняется, что налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Следовательно, при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок — это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет. Таким образом, в случае если первый ребенок достиг предельного возраста и на него вычет не предоставляется, то независимо от этого вычет на второго ребенка составит 1400 рублей, а на третьего и последующих — 3000 рублей.

Например, в случае если семья имеет троих детей в возрасте 25, 15 и 12 лет, налоговый вычет предоставляется в следующем порядке: на первого ребенка в возрасте 25 лет вычет не предоставляется, на второго ребенка в возрасте 15 лет предоставляется вычет в размере 1400 рублей и на третьего ребенка в возрасте 12 лет — 3000 рублей.

Как и прежде, родители (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители) вправе получать вычет за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором облагаемый по ставке 13 процентов доход физического лица, исчисленный с начала года, превысит 280 000 рублей.

Кроме того, Минфин России в письме от 21 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1075 рассмотрел случай, когда физическое лицо является отцом троих детей: первый ребенок — учащийся школы в возрасте 17 лет, второй и третий — близнецы в возрасте 12 лет, один из которых является ребенком-инвалидом. В данной ситуации невозможно определить, кто является вторым ребенком из близнецов, так как дата рождения у них одинаковая.

Минфин России в 2011 году дал следующие разъяснения. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса с 1 января 2011 года налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1000 рублей — 

на первого ребенка, 1000 рублей — на второго ребенка, 3000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка и 3000 рублей — на каждого ребенка в случае, если он в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Согласно пункту 3 статьи 218 Налогового кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Налогоплательщик, который является отцом троих детей (первому ребенку 17 лет, второй и третий являются близнецами в возрасте 12 лет, один из них является ребенком-инвалидом), вправе в заявлении, представляемом налоговому агенту, указать, что второй ребенок является ребенком-инвалидом.

В данном случае стандартный налоговый вычет на детей будет предоставляться за каждый месяц налогового периода в следующем размере: 1000 рублей — на первого ребенка, 3000 рублей — на второго ребенка-инвалида и 3000 рублей — на третьего ребенка.

Вычет на ребенка предоставляется на основании письменного заявления физического лица и документов, подтверждающих право на данный вычет (п. 3 ст. 218 НК РФ). В письме от 13 декабря 2011 г. № 03-04-05/5-1021 Минфин России разъяснил, что в зависимости от конкретного случая такими документами, в частности, могут быть копия свидетельства о рождении ребенка, соглашение об уплате алиментов или исполнительный лист (постановление суда) о перечислении алиментов в пользу другого родителя на содержание ребенка, копия паспорта (с отметкой о регистрации брака между родителями) или копия свидетельства о регистрации брака, справка жилищно-коммунальной службы о совместном проживании ребенка с родителем (родителями).

Одновременно с увеличением налоговых вычетов для родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей Законом № 330-ФЗ вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода (до того, в котором облагаемый по ставке 13 процентов доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 40 000 рублей) отменен. Таким образом, с 1 января 2012 года стандартный налоговый вычет не применяется.

Кроме того, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам), образовавшаяся у физических лиц на 1 января 2009 года, задолженность по пеням на нее, а также штрафам, которая числится за гражданами на 1 января 2009 года, в отношении которых у налогового органа нет возможности взыскания.

Принимает соответствующее решение налоговый орган. При этом требование о представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих наличие оснований для этого, является неправомерным.

Страховые взносы

С 1 января 2012 года вступили в силу сразу несколько поправок, регламентирующих начисление и уплату страховых платежей во внебюджетные фонды.

Во-первых, предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная пунктом 4 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), подлежит индексации в 1,1048 раза с учетом роста средней заработной платы в России.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.» для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов с учетом указанной индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2012 года. Таким образом, на выплаты и вознаграждения, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются.

Кроме того, Законом от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее — Закон № 379-ФЗ) изменены тарифы страховых взносов на 2012 и 2013 годы (рис. 2, стр. 14–15). 

Как видно из таблицы, Законом № 379-ФЗ расширен перечень льготных категорий плательщиков взносов, которые могут применять пониженные тарифы.

А для плательщиков, не отнесенных к льготным категориям, предусмотрено три важных нововведения. Первое из них — обязанность уплачивать взносы в ПФР с суммы, превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов, — 512 000 рублей. Ранее такие суммы страховыми взносами не облагались. С 1 января 2012 года государственным учреждениям, не относящимся к льготным категориям, необходимо производить с них перечисления в Пенсионный фонд по ставке 10 процентов.

Второе нововведение — снижение тарифа по пенсионным взносам с суммы, не превышающей предельную величину базы для начисления взносов. Ранее ставка составляла 26 процентов, с 1 января 2012 года — 22 процента.

Кроме того, Законом № 379-ФЗ для всех категорий плательщиков страховых взносов отменены платежи в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С 1 января 2012 года все перечисления в полном объеме зачисляются в федеральный фонд ОМС.

Также с 1 января 2012 года тарифы взносов в ПФР делятся на две части: солидарную и индивидуальную. Солидарная часть тарифа предназначена для таких выплат, как фиксированный базовый размер трудовых пенсий, выплат на погребение пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и пр. Индивидуальная часть тарифа предназначена для формирования средств застрахованного лица, которые учитываются на его лицевом счете. Исходя их этих средств определяется величина расчетного пенсионного капитала, а также размер накопительной части пенсии.

Изменения коснулись некоторых видов штрафов. Так, санкция за непредставление в установленный срок расчетов равна пяти процентам от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного или расчетного периода (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Минимальная величина штрафа за непредставление расчета составляет 1000 рублей, максимальная — 30 процентов от суммы взносов за три месяца. Таким образом, с внесением изменений в Закон № 212-ФЗ не только устранена неясность с базой для исчисления штрафа (со всей суммы или только на часть, приходящуюся на последние три месяца), но и период задержки расчетов теперь не имеет значения и в расчете суммы штрафа не участвует.

Кроме того, появились две новые санкции. Первая — за несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде, ее размер составляет 200 рублей (п. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Вторая — за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии банковского счета, ее величина — 5000 рублей (ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ).

Увеличен размер штрафа за отказ представить для проверки документы или их копии до 200 рублей за один документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). Отменен штраф в размере 1000 рублей за несвоевременное представление персонифицированной отчетности, предусмотренной статьей 27 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, при сохранении иной санкции — 10 процентов от суммы платежей, подлежащих уплате в ПФР (ст. 17 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Таким образом, с принятием Закона № 379-ФЗ устранена ситуация, когда за одно и то же нарушение было предусмотрено два штрафа.

 

Страхование от несчастных случаев на производстве

С 1 января 2012 года вступает в силу целый ряд нормативно-правовых актов, связанных со страхованием от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Так, в соответствии с Законом от 30 ноября 2011 г. № 356-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф-заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5 процента), дифференцированных по видам экономической деятельности. При этом средний тариф по видам экономической деятельности составит 0,51 процента к начисленной оплате труда. Тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам. 

Их необходимо включать в базу для начисления взносов.

Также с 1 января 2012 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1084 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2012 года, составляет 1,06.

Законом от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вводится обязанность работодателей сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников. Кроме того, теперь размер скидки или надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывается по итогам работы страхователя за три года (до 1 января 2012 года для расчета использовался только предшествующий год). При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается. 

Категория Основание ПФР ФСС ФФОМС
Для сумм, не превышающих 512 000 руб. Для сумм свыше 512 000 руб. Итого до 
1966 г. р. и старше 1967 г. р. и моложе 512 000 руб. /свыше 
Страховая часть Страховая часть Накоп. часть Страховая часть 512 000 руб.
солид. инд. солид. инд. солид. инд.  
Лица, производящие выплаты физическим лицам, —общий тариф Ст. 58.2 Закона  6 16 6 10 6 10 0 22,0/10,0 2,9 5,1
№ 212-ФЗ, ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты  Ч. 2 ст. 58 Закона  0 16 0 10 6 0 0 16,0/0,0 1,9 2,3
и иные вознаграждения инвалидам I, II или III группы  № 212-ФЗ,п. 5 ст. 33 Закона
(в отношении указанных выплат и вознаграждений) № 167-ФЗ
Общественные организации инвалидов  
Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов,   
за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых,   
а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. № 762  
Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и вузами в соответствии с Законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Ч. 3 ст. 58 Закона  0 8 0 2 6 0 0 8,0/0,0 2 4
Организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ № 212-ФЗ, п. 7 ст. 33Закона № 167-ФЗ
Организации, осуществляющие деятельность в области ИТ   
(за исключением организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ), признаваемые   
в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ  
Российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ (за исключением СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств Ч. 3.1 ст. 58 Закона  4,8 16 4,8 10 6 0 0 20,8/0,0 2,9 3,3
Российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание СМИ (за исключением СМИ, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного  № 212-ФЗ, п. 9 ст. 33Закона № 167-ФЗ
и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций  

Листки нетрудоспособности

 

В связи с многочисленными обращениями работодателей по вопросам оформления листков нетрудоспособности нового образца Фонд социального страхования Российской Федерации в письме от 23 декабря 2011 г. № 14-03-11/15-16055 разъясняет отдельные положения Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н (далее — Порядок № 624н).

Отражение нашли ситуации, когда требования территориальных фондов социального страхования о наличии в листках подписи председателя врачебной комиссии являются необоснованными.

Так, при наступлении одновременно нескольких страховых случаев (например, беременность и роды и временная нетрудоспособность) порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 2 ст. 7 Закона № 165-ФЗ).

Таким образом, беременность и роды и временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы являются разными видами страховых случаев и регулируются отдельными главами Порядка № 624н.

На основании изложенного порядок выдачи листков нетрудоспособности при заболевании, травме, урегулированный главой 2 Порядка № 624н, не может быть применен при выдаче листков нетрудоспособности по беременности и родам, порядок выдачи по которым установлен главой 8 Порядка № 624н.

С учетом изложенного требования территориальных органов Фонда, страхователей о необходимости наличия в листке нетрудоспособности по беременности и родам подписи председателя врачебной комиссии, в том числе при осложненных родах, многоплодной беременности, при родах, наступивших в период с 28 до 30 недель беременности, при прерывании беременности при сроке до 27 полных недель беременности, при усыновлении ребенка и проведении экстракорпорального оплодотворения, являются необоснованными. Во всех указанных случаях достаточно подписи врача акушера-гинеколога, врача общей практики (семейного врача), а при отсутствии врача — подписи фельдшера.

Аналогично не требуется подписи председателя врачебной комиссии при длительном периоде лечения на основании следующего. Согласно пункту 11 Порядка № 624н при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до десяти календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней.

Пунктом 13 Порядка № 624н предусмотрено, что при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса о дальнейшем лечении и выдаче листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.

Таким образом, врачу предоставлено право самостоятельно определять период освобождения от работы с периодичностью десять дней, но не более 30 дней подряд, по истечении которых листок нетрудоспособности продлевается по решению врачебной комиссии. При этом по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более десяти месяцев, а в отдельных случаях — не более 12 месяцев с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 30 календарных дней. То есть продление листка нетрудоспособности с 30-го дня производится лечащим врачом только по решению врачебной комиссии на период, ею установленный.

Если врачебная комиссия принимает решение о возможности продления листка нетрудоспособности, например, на 30 дней, то в данном случае лечащий врач должен продлевать листок нетрудоспособности каждые десять дней (до следующего заседания комиссии) единолично.

Таким образом, исходя из норм пункта 14 Порядка № 624н, если временная нетрудоспособность граждан превышает в общей сложности 30 календарных дней, в графе «Подпись врача» таблицы «Освобождение от работы» ставится подпись лечащего врача и председателя врачебной комиссии при каждом продлении листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии.

С учетом изложенного, при длительном периоде лечения требование территориальных органов Фонда и страхователей о выдаче листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии чаще чем через 30 календарных дней с записью в листке нетрудоспособности в графах «Фамилия и инициалы врача или идентификационный номер» и «Подпись врача» таблицы «Освобождение от работы» фамилии и инициалов председателя врачебной комиссии и его подписи необоснованно.

 

Прочие изменения

 

Кроме вышеперечисленных изменений с 2012 года вступили в действие приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н (далее — Приказ № 302н) и постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012−2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» (далее — Постановление № 839).

Приказом № 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Постановлением № 839 медицинским и фармацевтическим работникам федеральных государственных учреждений в сельской местности устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

 

  • в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года указанным работникам выплачивается ежемесячная денежная компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей;
  • в 2012 году (лицам, имевшим право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением) выплачивается единовременная денежная выплата в размере, определяемом в соответствии с установленным порядком.

 

 

Перспективы развития трудового законодательства

 

В настоящее время на рассмотрении в различных государственных органах находятся около 20 законопроектов, касающихся трудовой сферы, которые разнятся по объему, масштабности проблем и у которых разные перспективы принятия.

Одна из инициатив связана с запретом работодателям заключать с сотрудниками договоры гражданско-правового характера (договоры подряда) в том случае, если нет никаких преград для заключения трудового договора. Законопроект также дает право трудовым инспекциям признавать отношения между работодателем и работником трудовыми без суда, даже если они вообще никак не оформлены или если новый сотрудник допущен к работе лицами, не имеющими на то полномочий.

Еще одна инициатива вызвала шквал критики не только со стороны руководителей различных организаций и учреждений, но и от представителей ряда министерств. В ней законодатели предлагают полностью запретить в России так называемый заемный труд, то есть такие схемы, когда сотрудник заключает трудовой договор с частной фирмой по подбору персонала, а реально трудится в другой компании, то есть как бы «сдается внаем».

В настоящее время в Комитете Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству находится на рассмотрении проект федерального закона № 557872-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», направленный на усиление ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда.

Законопроект предусматривает введение шести новых составов административных правонарушений, устанавливающих ответственность за непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда; допуск к выполнению работ сотрудников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты; допуск к выполнению работ сотрудников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры; неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и др. Санкции за данные правонарушения предлагается ввести в повышенном размере по сравнению с действующими. 

 


Реклама