Бюджетная отчетность и Web-технологии
Составление бюджетной отчетности
В связи с регулярными изменениями нормативных документов по бюджетному учету и отчетности работы у специалистов бухгалтерских служб немало. Идет постоянное увеличение количества форм бюджетной и иной отчетности, изменяются правила их заполнения, растут требования по проверке. Осложняется процесс подготовки отчетности еще и тем, что он строго ограничен сроками.
Финансовые органы составляют бюджетную отчетность:
- непосредственно финансового органа; отчетность органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета;
- отчетность органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных и автономных учреждений.
В свете последних изменений к формированию бюджетной отчетности прибавилось и формирование сводной финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений, входящих в состав соответствующего бюджета и соответствующего консолидированного бюджета. Указанный список можно продлить оперативной и иной отчетностью, необходимость в которой возникает в процессе работы.
Порядок формирования отчетности
На региональные финансовые органы ложится важная работа по организации исполнения функции по формированию отчетности соответствующего консолидированного бюджета.
В соответствии с требованиями инструкций, регламентирующих порядок составления и представления отчетности, письмом Минфина России от 7 июля 2011 г. № 02-06-07/2832, приказами министерства финансов области установлены сроки представления и порядок приема отчетности главных распорядителей средств областного бюджета, учредителей бюджетных и автономных учреждений, финансовых органов городских округов, муниципальных районов и ТГВБФ.
Схема процедуры формирования отчетности в министерстве финансов Амурской области представлена на рис. 1.
Была надежда, что сводная финансовая отчетность бюджетных и автономных учреждений, входящих в состав соответствующего бюджета и соответствующего консолидированного бюджета, будет формироваться отдельным блоком с более поздним сроком представления в Федеральное казначейство.
Но в соответствии с инструкциями, регламентирующими порядок ведения учета и составления отчетности, а также письмами Минфина России и Федерального казначейства об особенностях представления годовой отчетности и о контрольных соотношениях между показателями форм бюджетной и бухгалтерской отчетности, разделить приемку и проверку форм, наверное, было бы очень сложно (ввиду большого количества взаимосвязанных показателей, отражаемых в бюджетной и бухгалтерской отчетности).
Справка
Амурская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Граничит с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Хабаровским краем на востоке, с Еврейской автономной областью на юго-востоке и с Забайкальским краем на западе. Имеет внешнюю границу с Китаем на юге. Площадь территории составляет 363 700 кв. км, население — 864,5 тыс. чел., плотность населения — 2,4 чел./кв. км, административный центр — город Благовещенск, основан в 1856 году. Консолидированная отчетность Амурской области формируется из отчетности 345 бюджетов, в том числе 1 — областной, 9 — городских, 20 — муниципальных районов, 315 — сельских поселений.
|
В соответствии с положениями Закона от 8 мая 2010 г. №
В полном объеме на реализацию Закона №
Данные по количеству учреждений, функционирующих в статусе казенных, бюджетных и автономных с 1 января 2012 года, приведены в табл. 2.
Таблица 2. Количество учреждений Амурской области на 2012 год
Показатель |
На муниципальном уровне |
На уровне субъекта |
Всего |
Количество учреждений
|
1179 |
264 |
1443 |
бюджетных |
710 |
139 |
849 |
автономных |
181 |
39 |
220 |
казенных |
288 |
86 |
374 |
Переход по изменению правового статуса учреждений в течение финансового года значительно усложнил процесс ведения учета и формирования отчетности как для конкретных учреждений, сменивших тип в 2011 году, так и для финансовых органов.
С ноября 2009 года в министерстве финансов Амурской области для формирования консолидированной отчетности по исполнению бюджета применяется программный комплекс. На сегодняшний день с его использованием подготовлены и сданы годовые отчеты об исполнении консолидированного бюджета Амурской области за 2009 и 2010 годы, сформирован и направлен в Федеральное казначейство отчет за 2011 год.
Все финансовые органы муниципальных районов, городских округов, сельских поселений и главные распорядители средств областного бюджета подключены к единой базе министерства финансов области с использованием Интернета.
Формирование отчетности за 2011 год было сложным ввиду значительных изменений по ведению учета, формированию отчетности, сжатых сроков ее представления, что потребовало напряженной работы как бухгалтерских служб, так и разработчиков программных комплексов. Надеемся, что в дальнейшем изменения будут не такими глобальными и система сбора отчетности в рамках централизованной единой базы данных позволит существенно улучшить показатели формирования бюджетной отчетности по всей бюджетной сети области.
В 2010 году министерство финансов Амурской области осуществило модернизацию системы сбора консолидированной отчетности с применением ПК «Свод-WEB» компании «Кейсистемс». В результате была построена система сбора отчетности, основанная на применении единой базы данных и удаленном подключении к ней 345 бюджетов области по каналам связи. Новейшая технология значительно сократила сроки сбора отчетности и повысила качество взаимодействия с подведомственными учреждениями. Сотрудники министерства финансов получили возможность анализировать и сопоставлять произвольные показатели, необходимые для принятия важных управленческих решений. Министерством финансов Амурской области на 2012 год запланирован переход на платформу «Свод-СМАРТ». Это качественно новый продукт, который объединил инновационные технологии с успешным многолетним опытом компании «Кейсистемс» в области разработки систем подобного рода. Разработка обновленного решения осуществлялась на платформе «СМАРТ», которая в значительной степени расширяет возможности программного комплекса и позволяет улучшить интеграцию процессов исполнения бюджета, а также формирования консолидированной бюджетной отчетности по всей сети участников бюджетного процесса и государственных (муниципальных) учреждений. |