Древняя Греция: как победили долговой кризис
В истории Древнего мира имеются примеры успешного решения системного долгового кризиса, грозящего гибелью всему обществу и государству. Два с половиной тысячелетия назад из такого кризиса успешно вышли древнегреческие города-государства, и прежде всего Афины.
Cвоеобразие древней истории Греции связано с тем, что здесь в конце второго тысячелетия до нашей эры стали возникать и развиваться города-государства. Основой их экономики был общинно-частный сектор хозяйства. Ими управляли общинные органы самоуправления — народное собрание, совет и выборные должностные лица, что составляло политическую основу древней демократии. Такие государства обозначаются греческим словом «полис», что переводится как «город». Здесь возникла и развилась своеобразная особая форма древней собственности — полисная собственность. Суть ее заключалась в том, что осуществлять право собственности на землю могли только полноправные члены города-общины. Помимо права на свою частную землю, рабов и другие средства производства граждане полиса имели также право участвовать в государственном самоуправлении и во всех доходах полиса.
Полисная солидарность
В социально-психологическом плане в сочетании со строем полисной демократии это привело к тому, что возникло явление «полисной солидарности», и ни в одной из других форм древнего общества это чувство взаимной солидарности не было таким сильным, как в городах-государствах Древней Греции. Многочисленные дошедшие до нас письменные свидетельства подтверждают, что полисная солидарность, ставшая одновременно и правом, и обязанностью граждан, проявлялась на деле в массовом порядке. Интересы полиса ставились выше личных или узкосемейных, а повинности зажиточных граждан в пользу полиса принимали форму почетной обязанности. Мощь полисной солидарности и общественной взаимопомощи в Древней Греции была столь велика, что греческим городам-государствам удалось сломить в упорной борьбе ростовщический капитал и в среде своих сограждан полностью уничтожить долговое рабство, по крайней мере на определенный период времени. В итоге были обеспечены несколько столетий бурного экономического и социально-культурного развития Афин, одержаны победы в войнах с мощным внешним врагом — Персией, и расцвела древнегреческая цивилизация, достижения которой вошли в мировую сокровищницу культуры и человеческой мысли, наложили неизгладимый отпечаток на историческое развитие всего человечества.
Деньги делают человека
В конце VIII века до нашей эры в жизнь греческого полисного общества, основанного на натуральном хозяйстве, вторгается принципиально новое экономическое и социальное явление, значение которого для последующей истории всего человечества трудно переоценить. Речь идет об изобретении денег в виде стандартных металлических монет. Монеты из золота строго стандартного веса и с выбитым на них знаком города, гарантировавшим их качество, были впервые изобретены и пущены в обращение в малоазиатском древнегреческом городе-государстве Лидия. Затем это изобретение распространилось по малоазиатскому ионическому побережью и через широкое греческое колониальное движение — по всему тогдашнему цивилизованному миру. «Деньги делают человека» — это изречение, приписываемое некоему спартанцу по имени Аристодем, стало девизом той эпохи, да и многих последующих, вплоть до современности. Сделки купли-продажи, оплаченные монетой, распространились со скоростью лесного пожара на все виды материальных ценностей. Не только движимое имущество: скот, одежда, утварь, инструменты и т. п., но и земли, считавшиеся до сих пор собственностью не отдельных лиц, а всего рода или общины, свободно переходят из рук в руки: продаются, закладываются, передаются по завещанию, в качестве приданого.
Стандартизированные и однородные по содержанию драгоценных металлов монеты дали человечеству способ сохранения и приумножения богатства, которое можно было теперь сохранять веками и успешно передавать из поколения в поколение. Изобретение денег в виде монет позволяло использовать накопленную, отложенную часть богатства на дальнейшее обогащение, превращать ее в капитал. Денежная форма займа немедленно оказалась гораздо эффективнее натуральной — оптимально рассчитывались и взимались проценты по ссудам. Должник был вынужден продавать свой товар и получать звонкую монету для расплаты с кредитором, что стимулировало развитие товарного рынка. Кредитор ссужал монеты под высокий процент на самые различные цели — земледелие, торговые операции, морские и военные экспедиции, строительство морских судов и т. д. Накопленный капитал превращался в капиталовложение, сделанное с целью получения новых богатств в виде опять же золотых монет. Аристотель назвал способность копить деньги и умение заставлять их производить деньги же, но в растущих масштабах, «хрематистикой», то есть искусством денег.
Применение денег в виде монет из драгоценных металлов резко повысило эффективность торгового обмена и одновременно ускорило процесс социального расслоения в греческом обществе. В течение VIII—VII веков до нашей эры в древнегреческих городах-государствах обостряются социальные конфликты, вызванные процессом долгового закабаления свободных мелких землевладельцев — граждан полиса. Аристотель писал по поводу займов весьма нелестно: «…с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые таким образом утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли для меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе».
В массовом порядке разорялось и попадало в долговую кабалу некогда свободное греческое крестьянство. Условия ссуд, выдававшихся и возвращавшихся теперь не в натуральной, а в денежной форме, стали неизмеримо тяжелее для мелкого крестьянства. Как правило, высокий процент по ссудам и нестабильность сельскохозяйственного производства и конъюнктуры на продукцию сельского хозяйства делали невозможной выплату долга в срок и в полном объеме. Широко распространилось явление так называемого «шестидольничества» — обработки должником фактически утраченного за долги участка земли всего лишь за одну шестую часть собранного урожая. В результате сложился целый угнетенный класс «шестидольников» — бывших когда-то свободными и полноправными гражданами полиса. Таким образом к концу VI века до нашей эры крупные собственники аристократического происхождения захватили практически всю плодородную землю Аттики и Пелопоннеса. Произошла переориентация земледелия с производства зерновых на производство вина и оливкового масла, которые являлись основным экспортным товаром древних Афин. Одновременно практически все свободное крестьянство превратилось или в «шестидольников», или просто в кабальных рабов. Мелкие земледельцы, продавшие свои участки, составляли безработную чернь, обреченную скитаться.
Изобретение монеты не только дало богатым слоям мощное орудие порабощения, но и достаточно быстро породило класс процветающих и состоятельных торговцев, во многом вышедших из бедноты, на себе познавших долговое рабство и не обладавших такими же гражданскими правами, что и аристократия. Вначале этот класс окреп в малоазийских крупнейших торговых и портовых городах — Смирне, Милете, Эфесе, затем уже собственно не территории Греции — в Коринфе, Мегере и особенно в Афинах. К ним примыкали многочисленные ремесленники, особенно гончары, работавшие фактически на внешний рынок, моряки, рыбаки, мелкие судовладельцы. Начал складываться своеобразный классовый союз разбогатевших и ставших собственниками земли в греческих полисах, но одновременно политически бесправных торговцев и обезземеленных бывших крестьян, потерявших основу существования и гражданские права. Этот слой требовал преобразований, носивших, по сути, демократический характер. Им противостояла аристократическая знать, не желавшая допускать разбогатевших выскочек на политически важные выборные должности, определявшие политику всего полиса. Борьба эта носила ожесточенный и часто кровавый характер. Мощное демократическое движение охватило в тот период греческие полисы Северного Пелопоннеса, Аттику, Фессалию, Этолию, Ахайю, острова Эгейского моря, ионийские города Малой Азии, отдаленные греческие колонии Италии и Сицилии. Наряду с требованием передела земель постоянно выдвигалось и требование освобождения от долгов, признания их недействительными. Повсюду в Древней Греции демократы выдвигали одни и те же лозунги: «Передел земли и отмена долгов», «Равенство всех граждан полиса перед законом», «Передача власти народу». Долговой кризис завел в тупик экономику Древней Греции, и особенно Афин, как крупнейшего и наиболее мощного греческого города-государства, являвшегося центром притяжения для всего эллинского мира того времени. Требовалось срочно и радикально решить центральную проблему Афин — долговую и восстановить в политических правах некогда свободных граждан полиса, восстановить класс крестьян-воинов, дать им экономическую основу и политические гарантии дальнейшего существования. Словом, как в Древнем Шумере и Древней Вавилонии, настоятельно требовался «закон о свободе».
Реформы Солона
В результате череды кровавых конфликтов и беспорядков афинское общество созрело для выработки компромиссного решения долговой проблемы, поскольку альтернативой было продолжение взаимного уничтожения и крах полиса. О том, насколько была накалена политическая обстановка в Афинах, свидетельствует Аристотель: «Ввиду того, что существовал такой государственный порядок, и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства…». В 594 году до нашей эры Солон был назначен архонтом (верховным правителем) Афин с чрезвычайными полномочиями для проведения глубоких экономических и политических реформ в государстве.
Основными пунктами экономической программы Солона были отмена долгов, запрещение займов под залог личной свободы должника, увязка гражданских прав и обязанностей со степенью дохода, получаемого в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, предусматривались реформа монетного стандарта и системы мер и весов в Афинах, запрет на экспорт из Аттики сельскохозяйственной продукции, за исключением оливкового масла, меры по развитию ремесленного производства в Афинах и поощрению иммиграции в Аттику ремесленников из других областей Греции.
Первой и самой крупной реформой Солона была «сисахфия», или «сейсахтейа» (в дословном переводе «стряхивание бремени»), — отмена долговых обязательств, полное освобождение земель из залога и людей из долгового рабства. Все межевые столбы были уничтожены, земля возвращена прежним владельцам, освобожденным из долгового рабства и от «шестидольничества» без всяких условий. Более того, тех, кто был продан за долги в рабство в другие земли, разыскали, выкупили на свободу за государственный счет и возвратили в Афины с восстановлением прав владения прежней землей. Солон специальным актом запретил античное долговое рабство. Были признаны вне закона и запрещены займы под залог людей, обращение людей за долги в «шестидольников». Этот закон обеспечивал индивидуальную свободу и стал на века краеугольным камнем афинского древнего права. Он обеспечил равенство в правах членов родов, действие принципа неприкосновенности личности. Ни в одном другом греческом полисе такого закона не было. Так была заложена экономическая и социальная основа будущего расцвета афинской демократии, греческой цивилизации и культуры в Афинах.
Ряд других реформ Солона привел к дроблению крупной земельной собственности, увеличению числа владельцев мелких участков и к ослаблению власти традиционной знати. Солон фактически уничтожил родовую собственность на землю, заменил ее частной и сделал земельные участки свободно отчуждаемыми. Но, тем не менее, он не изменил существа рабовладельческого строя Афин и других греческих городов-государств. Историческое значение реформ Солона в Афинах и других греческих полисах заключалось в том, что отмена долговой кабалы и ликвидация долгового рабства прекратили процесс сокращения числа свободных экономически самостоятельных членов своей собственной общины, подрывавший основы ее экономической и социальной жизни и ставящий под угрозу само существование полиса.
Архонт Афин попутно провел успешную денежную реформу, изменившую стоимость денег и облегчившую решение долговой проблемы. Фактически он деноминировал и девальвировал афинскую валюту и увеличил количество денег в обращении. Как сказали бы сейчас, возросла «монетизация древнегреческой экономики», а вместе с этим ее конкурентоспособность и товарность. Плутарх так описывает ее суть: «Так из мины, содержавшей прежде семьдесят три драхмы, он сделал сто драхм; таким образом, должники уплачивали по числу ту же сумму, но по стоимости меньшую; через это платившие получали большую пользу, а получавшие не терпели никакого убытка».
Солон сознательно перевел экономическую политику Аттики и Афин с сельскохозяйственной основы на торговую. Были приняты законы, поощрявшие производство и экспорт вина и оливкового масла, но запрещавшие экспорт зерна. Хозяйство освобожденных от долговой кабалы полисных граждан стало носить товарный характер и работать на внешний рынок, производя и экспортируя вино, оливковое масло, ювелирные изделия и керамику высокого качества. Одновременно была решена «продовольственная проблема» за счет собственного производства зерна. При этом активно использовался и развивался торговый кредит. Будучи сам опытным торговцем международного масштаба, побывавшим во многих странах Средиземноморья, Солон решительно поменял систему мер и весов, принятую в Афинах, а также стандарты чеканки монет, чтобы облегчить Афинам доступ на отдаленные рынки практически по всему Средиземноморью. Поскольку Афины владели серебряными рудниками, они могли чеканить монету нового стандарта, обменивая на нее старую денежную единицу по фиксированному курсу. Серебро, шедшее на чеканку новой монеты, было отличного качества. Афинская серебряная монета, за соблюдением стандартов чеканки которой внимательно следило государство, стала широко приниматься в Средиземноморском ареале, став фактически на последующие 600 лет международной конвертируемой валютой и открыв афинским купцам доступ на многие новые рынки. Введение Афинами государственных стандартов чеканки монет явилось принципиально новым явлением в мировой экономической истории. Историки едины во мнении, что своими долговыми, экономическими и финансовыми реформами Солон заложил основы будущего расцвета Афин.
Афины намного опередили все другие греческие полисы по степени развития финансов и торговли. История древнегреческого долгового института — это, по сути, история долгового института Афин. Полисная солидарность, высокое развитие товарного хозяйства в Афинах, активное участие в международной торговле того времени, ликвидация ростовщичества по отношению к собственным гражданам имели принципиальные социально-психологические и культурные последствия, оказавшие позитивное влияние на многие и многие поколения. Коллективизм греческого полиса, его гражданская солидарность прекрасно уживались с индивидуализмом, с высокой ценностью личности. Именно это сочетание при наличии достаточно развитого экономического базиса позволило на базе мифологического мировоззрения и мироощущения древних греков за исторически короткий срок выработать критическую философскую и научную мысль, высочайший уровень литературы и искусства, философские учения об этике, технику строго логического мышления. Венцом этого периода является уникальная по значению для всей последующей мировой культуры титаническая фигура Аристотеля.
Через века
Успех реформ Солона — скорее исключение, чем правило в истории Древнего мира. Через несколько столетий долговые камни вернулись и на поля афинских крестьян. Показательно массовое возвращение в IV—III веках до нашей эры так называемых закладных столбов — небольших каменных столбиков, которые ставились на границах земельного участка, служившего залоговым обеспечением по займу. На столбиках высекали надписи с указанием заложенного имущества, имени кредитора и суммы долга или иного имущественного обязательства. Обнаружение на территории Аттики довольно большого числа таких столбов, относящихся к этому периоду, свидетельствует о быстром развитии кредитных операций и новом сосредоточении земельной собственности и общественного богатства в целом в руках немногих богатых граждан греческого полиса. Займы под залог земли снова стали повседневным явлением во всех слоях афинского общества, что быстро привело к росту социального расслоения, концентрации земельной собственности в руках немногих ростовщиков и трапезитов (древнегреческих банкиров), в итоге — к кризису полисной экономики, социально-политическому кризису и исчезновению древнегреческого полиса как такового.