История появления бумаги
Практически каждый день мы что-то пишем, распечатываем и подшиваем различные документы. И уже не задумываемся, откуда взялись такие привычные бумажные листы. А между тем технологии изготовления бумагоподобных материалов, таких как папирус, береста, пергамент и других, были известны человечеству задолго до появления первого описания производства "классической бумаги«[1].
Первобытный человек не знал столь универсального материала как бумага, не умел писать, но фиксировал чувства и мысли. Это имело сакральное значение. Пращуры верили, что таким способом они помогают себе в будущем. Сцены охоты и собирательства, военных баталий, ритуальных танцев со стрелами, копьями и каменными топорами дошли до нас благодаря рисункам. Авторы силуэтов мамонтов, оленей, буйволов, птиц и рыб, Солнца, Луны и человеческих фигурок изображали их на каменных стенах своих пещер.
Бумага (предположительно от итальянского Bombagia, латинского bombacium — «хлопок», первоисточником же считается иранский) — волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, печати, упаковки и прочего, материал, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).
В европейских языках понятие «бумага» связано с корнем слова папирус — растения, из которого в прошлом изготавливался бумагоподобный материал, используемый древними египтянами, греками, римлянами. Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier.
Письменность и древние аналоги
Живопись — переходное звено между рисунками и письменностью. Изображения в виде символов, условных обозначений получили название пиктограмм. Пиктографической письменностью владели коренные обитатели Америки — индейцы майя.
Жившие в III веке до н. э. на юге современного Ирака шумеры применяли иероглифы. Их клинописное письмо переняли вавилоняне, ассирийцы, хетты и персы.
Древние египтяне в IV веке до н. э создали иероглифическую письменность, которая передавала оттенки мыслей и художественных образов. Она прошла длинный путь совершенствования. О жизни великих цивилизаций — Вавилона, Ассирии, Персии, Древней Греции — поведали потомкам испещренные письменами каменные столбы.
В Ассирии, Вавилоне и на Крите предпочитали писать на глиняных плитках. Клинопись на мягкой сырой глине выдавливали металлическими палочками. При помощи штампов с перевернутыми выпуклыми буквами тиражировали царские указы, договоры и торговые соглашения. В Персии существовали почтовые станции для доставки глиняных писем. Амарнские письма, изготовленные в XIV веке до н. э. на глине, сохранили самый старый на планете мирный договор, подписанный в 1269 году до н. э. между хеттами и египтянами.
С развитием металлургии на Востоке и Западе стали применять для письма металлические пластины. Тонкие полоски свинца скатывали в рулоны. Великую поэму Гомера «Илиада» выгравировали на свинцовых листах. В Индии для записи законов и других важных государственных документов выбрали медь.
В Государственной библиотеке Монголии есть книга с золотыми буквами на серебряных страницах. Золота в ней 52 кг, а серебра 640 кг. Тексты для металла наносили на форму отливки, что было неудобно. Производство пластин занимало много времени и требовало больших затрат.
Более дешевым материалом — восковыми табличками из дерева или слоновой кости — человечество пользовалось более 1500 лет.
В античную эпоху появились покрытые воском таблички из бука, дуба и других твердых пород дерева. Края табличек были приподняты, до их уровня наливали горячий воск, разглаживая его скребком. По застывшему воску писали заостренным стержнем. Древние германцы использовали дощечки из бука. Отсюда происходят обозначающие книгу слова: book — в английском языке и buch — в немецком.
Церы — деревянные таблички, покрытые воском, — получили распространение в Древней Греции и Риме. Знаки на них выдавливали острой медной палочкой — стилем. Отсюда слово «стиль» в значении «красота слога». Вощеные писчие дощечки использовали в Европе до Средних веков.
Древние индусы открыли процесс образования листа, подобного бумажному, в луже дождевой воды из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных — слонов. Фабрики, где производят такую бумагу по старой технологии, работают в Индии и Индокитае до сих пор.
В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы. Путем встряхивания волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой. После сушки из крапивных заготовок получалась бумага.
Когда на Руси в IX веке широкое распространение получила кириллица, на церах ученики княжеских школ оттачивали мастерство, изучая азбуку. В силу непрактичности церы и дороговизны пергамента русичи использовали в письменных сообщениях бересту. Книги из нее сохранились в земле лучше, чем пергаментные рукописи.
Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги подсказала человеку природа. Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус. Этот прочный и легкий в обработке материал появился в Древнем Египте во
Во II веке до н. э. сирийский царь Евмен решил устроить в своей столице, городе Пергаме, шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама начали искать замену традиционному материалу. Они принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент —увековечено название древнего города предприимчивых изобретателей.
Римляне называли новый, превзошедший папирус материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои счищали, чтобы нанести другие. Чуть ли не единственным изъяном изобретения оказалась его дороговизна. Для изготовления одной книги требовалось стадо телят или ягнят.
Папирус оставался в употреблении до
Ничего универсального долго не появлялось. Одни материалы оказывались чересчур тяжелыми, другие хрупкими, третьи отличались дороговизной или требовали слишком больших усилий при обработке.
Точное время появления бумаги до сих пор является предметом спора историков. Большинство исследователей считают, что произошло это в 105 году в Китае. Однако бумагоподобные материалы в этой части мира делали и раньше. Это так называемый бумажный войлок, или квазибумага, не связанный с потребностями письма и книжного дела. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об изобретении, которое назвали бумагой.
В 1931 году, раскапывая древние поселения в низовьях реки Эдзин-Гол, вблизи знаменитого мертвого города Хара-Хото на севере Китая, шведский археолог Ф. Бергман нашел в развалинах деревянные таблички и шелковые свитки с текстами, написанными в
Возможно, поэтому первые столетия своей славной биографии бумага влачила плебейскую судьбу дешевого заменителя «высокородного» шелка. Остатки коконов тутового шелкопряда мастера размочаливали, растирали с водой между камнями. Волокнистую массу наливали на гладкую поверхность, прессовали, сушили, доводя до лепешки в виде тонкого войлока.
По одной из версий, бумагу мог придумать раб из Восточного Туркестана. Китайский император якобы повелел сохранить его имя в тайне, а самому изобретателю уготовили почетную казнь — заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной благодарностью монарха. Злые языки говорят даже, что никаких бумажных памятников ранее XI века не было. По их мнению, за восемьдесят веков они истлели бы, но доказывать это весьма спорное утверждение никто не торопится.
Древний Китай
И все же искусством изготовления и распространением бумаги мир обязан Китаю. Реконструировать древнюю технологию ручного ее производства в этой стране помогли физико-химический анализ образцов и научные наблюдения, выполненные современными исследователями в районах традиционного китайского бумагоделания.
В III веке бумага из растительных волокон уже не являлась в Китае редким материалом и почти полностью вытеснила из употребления деревянные дощечки, которые ранее применялись для письма. Бумагу производили необходимого размера, цвета, а также пропитывали специальными веществами для увеличения срока хранения.
То, что бумагу изобрели в Китае, подтверждают обрывки, найденные в гробнице из пещеры Баоцян провинции Шэньси на севере страны. Дата их производства относится к XI веку.
Расцвет бумагоделательного производства начался в 105 году. У истоков стоял главный евнух, по другим данным — образованный начальник императорского арсенала, изобретатель оружия, а под конец жизни смотритель дворца династии Хань. Звали его Цай Лунь
В то время бумагу выпускали путем обезвоживания растительных волокон на специальной сетке из очень сильно разбавленной волокнистой суспензии. Сырьем служили конопля и волокнистая часть внутренней коры листопадного дерева семейства тутовых — шелковицы, позднее бамбук и ветошь. Процесс изготовления проходил следующим образом. После замачивания в воде кору тутового дерева делили: внешний грубый слой шел на изготовление бумаги низшего класса, из мягкого внутреннего слоя изготавливали тонкую и дорогую бумагу.
Разделенные волокна варили в чанах, куда добавляли золу или известковое молочко. Сваренную массу промывали, обрабатывали молотками. Размельченную массу проклеивали растительными соками, разбавленными водой, иногда сок меняли на крахмальный клейстер. Специальной формой отливали листы. Немного подсушенный лист досушивали на солнце.
Для представления доклада Цай Луня императору на производство бумаги требовалось много труда и затрат. Обобщив и усовершенствовав известные ранее технологии получения бумаги, он объяснил принцип, образующий листовой материал из отдельных волокон растений. Цай Лунем было предложено соединить волокна шелковицы с пенькой, тряпками и древесной золой, которые измельчались, смешивались с водой и выкладывались на форму для сушки, а также разглаживались с использованием камней. С применением новой технологии бумажные листы получались более прочные, белоснежный цвет бумаги позволял использовать их для письма. Будучи незнатного происхождения, Цай Лунь за изобретательность и трудолюбие был поощрен княжеским титулом.
Ранее в Китае в качестве материалов для письма в основном использовали бамбук, пеньку и шелк. Цай Луню после многих опытов удалось впервые открыть основной технологический принцип создания бумаги: формирование листового материала осаждением и переплетением на сетке измельченных тонких волокон, разбавленных ранее водой. Он также усовершенствовал процесс изготовления бумаги, когда заменил плоские камни ступкой с пестом, а также применил для отлива листа сетчатую форму. Получать бумагу стало возможным из различных видов волокнистого сырья. Эти новшества положили начало производству бумаги — более доступной и дешевой в сравнении с предыдущими материалами для письма.
Китайские ремесленники, неохотно вносившие новшества в технику, долго применяли найденный Цай Лунем способ. Благодаря его простоте, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, в Китае стали изготавливать бумагу всевозможных форматов, цветов, веса, пропитывали ее веществами для отпугивания вредных насекомых. Появились бумажные деньги.
Позднее процесс изготовления бумаги усовершенствовали: для повышения прочности начали добавлять клей, крахмал и естественные красители.
Четыре великие изобретения Древнего Китая — порох, компас, книгопечатание и первая на Земле бумага. Эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусства, ранее доступные лишь богачам, стали достоянием широких масс не только в этой восточной стране.
В течение столетий только китайцы владели секретами производства бумаги, потому и хранили данную технологию в тайне. Бумагу продавали за большие деньги, обменивали на дорогие ткани и металл.
Корея
Есть версия, что жители Корейского полуострова переняли секрет изготовления бумаги у китайских переселенцев. В
Доказательством служит обнаруженная в 1931 году в захоронении Чхехепчхон (провинция Южный Пхенан) шкатулка с кистями, красками и обрывком бумаги. Трудно утверждать, что это первая корейская бумага, — в шкатулке нашли разбухший от влаги ком.
Исторически задокументировано, что в 285 году одно из трех древних корейских государств Пэкче даровало правителю Японии книгу по китайской письменности и каллиграфии «Пособие из 1000 иероглифов», составленное Чу Хынса.
На севере Кореи плохо росли тутовые деревья, поэтому в качестве сырья использовали конопляную пеньку. На юге растили шелковицу, получая волокно высочайшего качества. Древние столицы корейских государств Когуре, Пэкче и Силла стали центрами бумажного ремесла, а жившие там аристократы — главными потребителями.
После VIII века корейские мастера усовершенствовали технологию, широко использовали химическую варку и отбеливание. Такая бумага получалась однородной по структуре, чем выгодно отличалась от китайских аналогов. В Стране утренней свежести зародилось производство ханджи, что переводится как «традиционная бумага». Ее изготовление объявили государственной монополией. Мастерские и мастеров, которые занимали высокое положение в обществе, внесли в государственный реестр, всю продукцию те сдавали государству. Население платило «бумажную» подать. Так феодальные власти формировали «бумажную» политику, направленную на стимулирование и контроль над получением ханджи в Корее.
На бумаге писали буддистские, медицинские, исторические тексты, использовали ее как материал для печати денег, широко применяли в производстве вееров и зонтов, дарили по торжественным поводам.
«Холст хранится 500 лет, а бумага — 1000», — гласит корейская половица. Ханджи долговечна, прочна — выдерживает вес человека средней комплекции. Этот экологически чистый, дышащий материал не хуже одежды из хлопка хранил тепло, отлично заменял дверные полотна и оконное стекло, пропуская мягкий солнечный свет. Уютная ханджи — часть многовековой истории и культуры корейского народа, один из символов корейской нации. На ханджи писали исторические документы. Вследствие ее прочности многие из них дошли до наших дней. Она пользовалась успехом у художников и каллиграфов.
Япония
Распространению информации наверняка мешал не столько строгий запрет сверху, сколько неоднородность в развитии, географическая и культурная отчужденность народов. Но тайна стала явью — сначала для тех, кто жил на Великом шелковом пути. В культуре народов Центральной Азии, прежде всего уйгуров, бумага появилась уже в III веке.
Древнейшие образцы японской бумаги относятся к эпохе императрицы Суйко. В 610 году буддийские монахи Тамджин и Попчхон, выходцы из Кореи, передали японцам знания об изготовлении бумаги, книг и туши. Сын Суйко, принц Сетоку, насаждал буддизм. Священнослужители из Китая и Кореи строили здесь храмы и монастыри, воздвигали статуи Будды, знакомили местных жителей со священными текстами.
Японским мастерам со временем удалось создать бумагу более высокого качества. Японскую бумагу называли васи (ва — иное чтение иероглифа Ямато, обозначающего Японию, а си — это бумага). Китайская бумага в Японии получила название карагами.
В VIII веке растущие потребности императорского двора, монастырей и храмов привели к буму производства бумаги и появлению множества больших и малых мастерских, которые выпускали 180 видов бумаги. Китайской продукции не хватало, и принц приказал выращивать шелковицу и коноплю. Эти растения раньше выращивались для изготовления тканей. Японским мастеровым предписали создать бумагу лучше импортной. Ремесленники искали рецепты, добавляя в бумажную массу волокна растений, кипятили их, промывали, подсыпали в раствор древесный уголь и клеящие субстанции. Результат не заставил себя ждать.
Японцы превзошли учителей, научились вырабатывать около 300 сортов бумаги высочайшего уровня. Плотные страницы найденных в провинции Иокомадо тысячелетних книг не пожелтели от времени.
С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Для свитков религиозного содержания изготавливали красные, синие, желтые и голубые сорта бумаги. Она стала вторым после риса средством уплаты натурального налога. На ней писали стихи и мемуары, вели дневники, в ней нуждались чиновники и священнослужители.
Рост потребностей двора привел к буму производства. Золотой век японской бумаги ручного отлива выпал на эпоху Хэйан
Отличная бумага поступала из северных провинций. Появилась бумага с декоративным эффектом, в которую вплетали сухие травы и цветы. Повышенным спросом пользовалась мраморная бумага, а также листы с золотой и серебряной фольгой и серо-голубая суйинси (бумага водяного облака). Сырьем для нее стала макулатура.
В конце IX века бумажное производство обложили пошлиной, собирали ее тоже бумагой. Новые технологии, освоенные в Европе, долго оставались для японских мастеров неизвестными. Они усовершенствовали дедовские способы, предложив метод «динамического» черпания. При зачерпывании массы формой манипулировали как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Число межволоконных связей при этом росло, делая продукцию прочнее. Японская форма препятствовала вытеканию бумажной массы и ускоряла процесс отливки. В массу ввели новый реагент — нери из корня гибискуса. Благодаря ему листы не склеивались во время прессования. В каждой провинции качество бумаги постепенно приходило к единому стандарту. Этому способствовал широко распространенный в то время промышленный шпионаж.
Из бумаги японцы делали одежду и носовые платки, веера и фонари, коробки и ширмы, перегородки для комнат. Ее вставляли в окна. Промасленная, гофрированная, лакированная, проклеенная бумага заменяла ткани, веревки, солому, бамбук, кожу и дерево. Она прочно вошла в быт как универсальный материал, превратив Японию в образец «бумажной цивилизации».
Мировую известность получили японское шифу (полотно из бумажных нитей) и знаменитое искусство оригами. Во второй половине XIX века японский рынок захватили производители дешевой европейской бумаги — еси. Васи сдавалась сопернице под натиском бумажных фабрик, подобных первому предприятию с импортной техникой, открытому в предместьях Токио в 1873 году. Лишь в конце XX века сорта васи возродили в бумагоделательных центрах ряда японских префектур. Работающим там мастерам присвоили статус «живое национальное сокровище».
Ближний Восток и Северная Африка
Искусством изготовления бумаги овладели и другие соседи Китая: Вьетнам, Камбоджа. В китайских хрониках упоминается, что ко двору императора в III веке доставляли в качестве дани бумагу из Индокитая, изготовленную из местных материалов. Арабские купцы завезли новый материал в Индию.
К XI веку арабский мир и Индия активно использовали в различных сферах бумагу, которая постепенно вытеснила папирус и пергамент. Из-за недостатка лубяного сырья арабы использовали при производстве бумаги хлопок. В Индии нашли способ создания бумаги из тряпок, парусины, сетей и канатов. Данное сырье смачивали водой, а потом растирали между мельничными жерновами. Ручное производство бумаги индийцы сохранили до наших дней как одно из народных ремесел. В 1938 году близ города Джайпур вручную, без химикатов делали бумагу для Махатмы Ганди.
В середине VIII века в Туркестане поссорились два влиятельных хана. Один из них обратился за военной помощью к китайскому императору. Такой шаг очень не понравился арабскому халифу. Тот послал свою армию против обоих спорщиков.
Битва состоялась в 751 году на реке Талас (приток Аму-Дарьи) близ Самарканда. Арабы вышли из сражения победителями. Среди пленных оказались китайские мастера, умевшие делать бумагу из волокон дуба, шелковицы, льна. За освобождение они расплатились национальной тайной. По мнению арабского историка XIV века Абд аль Малика аль Талиби, арабы познакомились с бумагой при драматических обстоятельствах.
Традиционного сырья в восточном городе не нашлось, волокно научились извлекать из бывших в употреблении тканей. Таким образом, можно полагать, что древесная бумага изобретена в Китае, а тряпичная — арабами при помощи пленных ремесленников. Благодаря этому Самарканд стал крупным центром бумажного производства. Письма согдийских купцов
Около 800 года арабский халиф Гарун аль-Рашид с помощью китайских мастеров организовал производство бумаги в Багдаде. Позднее в Дамаске и Каире также появились мастерские по изготовлению бумаги.
Современные исследователи уверяют, что арабские купцы торговали с Китаем и знали о бумаге раньше. Возможно, предприимчивые торговцы мирным путем пригласили ее изготовителей в Багдад, где те перестали бояться суровых китайских законов.
В VIII веке из Средней Азии секрет попал в Месопотамию, Сирию, Северную Африку. Арабы подметили, что растирать бумажную массу практичней, чем толочь, и заменили пест в ступе массивным каменным жерновом, а ручной труд — мускульной силой домашних животных. Позднее эту роль выполняла энергия воды. Способ переняли во всех странах, где появились бумажные мастерские. Благодаря основе процесса — размолу — их назвали бумажными мельницами. Первое такое сооружение в 794 году построил в Багдаде Джафар ибн Яхья — визирь узаконившего употребление бумаги в Арабском халифате халифа Харуна ар-Рашида
Написанное на бумаге нельзя соскоблить, как знаки с пергамента, поэтому истинность документов не подлежит сомнению, — так считал визирь, ведавший государственной канцелярией. Вскоре мельничные жернова пришли в движение в Багдаде, Дамаске, Триполи. Бумажные мастерские возникли в Йемене и Марокко. В городе Фес насчитывалось 400 мельниц.
Крупным поставщиком бумаги в
Бумага позволила записать священные предания мусульман. Она стимулировала арабскую словесность — от переводов античных классиков и индийских трактатов до поваренных книг. В IX веке на бумаге был записан сборник знаменитых восточных сказок «Тысяча и одна ночь».
В бумагу заворачивали фрукты и пряности. Первое упоминание о таком ее использовании относится к 1047 году. Арабская «Книга путешествий» говорит о базаре в Каире, где «...все бакалейщики, москательщики и торговцы мелким товаром, когда продают что-нибудь, сами дают упаковку — стекло, или фаянсовый горшок, или бумагу, так что покупателю не нужно брать с собой ничего для упаковки».
В Непале из коры волчеягодника по старинной технологии таким способом получают бумагу под названием локта.
Вплоть до XX века в отдаленных провинциях Ирана и Афганистана ремесленники изготавливали бумагу в присутствии покупателей.
Пять веков арабы сохраняли за собой монопольное право изготовления бумаги из тряпья и хлопка. В то время как далеко не все в Европе, где подавляющее большинство населения не знало грамоты, имели представление об этом материале.
Продолжение следует.
[1] Благодарим за предоставленный материал музей бумаги «Бузеон» https://buzeon.ru/ и Издательско-полиграфический центр «Финпол».