Операции с имуществом

Как и всякое другое учреждение, территориальные органы федеральной структуры, казенные учреждения, сталкиваются с процессом управления имуществом.

В процессе деятельности учреждения имущество приобретается, изнашивается, списывается, передается. Рассмотрим ряд вопросов, связанных с отражением в бюджетном учете отдельных видов операций, касающихся имущества территориальных органов.

Реализация металлолома

Со временем приходят в негодность и объекты основных средств, и те, что учитывались в качестве материальных запасов. Так, изношенный мягкий инвентарь становится ветошью, а, например, пришедшие в негодность металлические стеллажи или плиты после разборки превращаются в металлолом. Полученные отходы черных и цветных металлов возможно утилизировать или реализовать. Рассмотрим вопрос реализации металлического лома (металлолома).

Налоги

Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Соответственно указанные операции казенных учреждений обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

А вот что касается налога на прибыль, то в соответствии со статьей 247 главы 25 Налогового кодекса казенные учреждения, территориальные органы федеральных структур при осуществлении указанных операций являются плательщиками налога на прибыль.

В соответствии с положениями статьи Бюджетного кодекса территориальные органы осуществляют принятие и исполнение бюджетных обязательств (в том числе бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бухгалтерский учет

В учреждениях территориальных органов федеральных структур учет ведется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н). Операции по реализации металлолома отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от сдачи имущества в металлолом;

Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов»
Кредит 1 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— поступили средства от сдачи имущества в металлолом в доход бюджета;

Дебет 1 501 15 290
«Полученные лимиты бюджетных обязательств по прочим расходам»
Кредит 1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим расходам»
— получены лимиты бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль;

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» 
— начислена сумма налога на прибыль;

Дебет 1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим расходам»
Кредит 1 502 11 290
«Принятые обязательства по прочим расходам»
— приняты бюджетные обязательства по уплате налога на прибыль;

Дебет 1 502 11 290
«Принятые обязательства по прочим расходам»
Кредит 1 502 12 290
«Принятые денежные обязательства по прочим расходам»
— приняты денежные обязательства по уплате налога на прибыль;

Дебет 1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам» 
— перечислена сумма налога на прибыль в доход бюджета.

Внимание! Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н (далее — Указания № 171н), зачисление денежных средств от реализации металлолома следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ; уплата налога на прибыль с доходов от реализации металлолома осуществляется по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. 

Аренда помещений

Что должно быть учтено при сдаче территориальными органами федеральных структур в аренду имущества? 

Так, согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса при аренде федерального имущества, имущества субъектов и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом в случае, если арендодателем являются: 

  • орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления;
  • орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором. 

Таким образом, учитывая, что территориальные органы не являются налоговыми агентами по уплате налога на добавленную стоимость, обязанности по уплате данного налога возлагаются на арендаторов арендуемого имущества, которые, обладая статусом налогового агента, самостоятельно исчисляют, удерживают из арендной платы, уплачиваемой арендодателю, а затем перечисляют в федеральный бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы, получаемые территориальными органами в виде арендной и иной платы за передачу в возмездное пользование государственного (муниципального) имущества, являются доходами бюджетов от использования имущества.

В силу норм пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса с 1 января 2012 года доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Внимание! Сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у территориального органа, подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке. В соответствии с Указаниями № 171н территориальные органы производят уплату налога на прибыль самостоятельно за счет бюджетных ассигнований (в пределах лимитов бюджетных обязательств), доведенных по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 162н операции по сдаче в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у территориальных органов федеральных структур, отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль;

 Дебет 1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— перечислена сумма налога на прибыль от сдачи в аренду имущества в доход бюджета;

Реализация транспортных средств

Территориальные органы федеральных структур не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Поэтому органу казначейства требуется получить разрешение территориального управления Росимущества по субъекту Российской Федерации. Также следует руководствоваться нормами статьи 8 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указывающими, что в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, проведение оценки указанных объектов является обязательным.

Для того чтобы согласовать реализацию движимого и недвижимого имущества, учреждению необходимо представить в орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом следующий пакет документов: 

  • сопроводительное письмо на имя руководителя главного распорядителя бюджетных средств с пояснительной запиской о необходимости реализации и причинах нецелесообразности дальнейшего использования указанных основных средств;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества;
  • копию лицензии оценщика;
  • копии технических паспортов (при реализации движимого имущества);
  • выписку из реестра государственного (муниципального) имущества, которой подтверждается, что данное имущество внесено в указанный реестр;
  • справку о балансовой стоимости объекта;
  • копию свидетельства о регистрации технического средства (движимого имущества);
  • сведения о прохождении последнего техосмотра (при реализации технического средства, движимого имущества). 

В соответствии с пунктом 9 Инструкции № 162н реализация транспортного средства оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

Средства от продажи имущества территориального органа, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 100 % (абз. 3 п. 1 ст. 51 БК РФ).

Внимание! Реализация транспортного средства осуществляется на основании договора купли-продажи (гл. 30 ГК РФ).

Пример:

Территориальный орган федеральной структуры с разрешения территориального управления Росимущества по субъекту реализует транспортное средство (автомобиль). Его первоначальная стоимость составляет 680 000 руб., амортизация за время эксплуатации начислена в размере 540 000 руб., остаточная стоимость, соответственно, составляет 140 000 руб. После проведения оценки транспортного средства продажная (рыночная) цена установлена в сумме 176 875 руб. (включая НДС).

В соответствии с указаниями Инструкции № 162н процедура реализации транспортного средства отражается в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость транспортного средства (в размере 140 000 руб.);

Дебет 1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана амортизация, начисленная по транспортному средству (в размере 540 000 руб.).

Реализация имущества казенным учреждением, в том числе территориальными органами федеральной структуры, осуществляется по рыночной стоимости и подлежит обложению НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 12 декабря 2011 г. № 03-07-11/342, от 17 февраля 2012 г. № 03-07-11/49, от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48.

Так как первоначально автомобиль приобретался за счет бюджетных средств и был принят к учету по стоимости, включающей НДС, налоговая база при его реализации определяется как разница между продажной (рыночной) ценой с учетом налога и остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ). К данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации величина НДС определяется следующим образом:

(176 875 - 140 000) х 18/118 = 5 625 руб. и отражается записью:

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 04 730

«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— начислен НДС (в размере 5 625 руб.).

Как было указано ранее, в соответствии со статьей 247 главы 25 Налогового кодекса казенные учреждения, в том числе и территориальные органы федеральных структур, при осуществлении реализации имущества являются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для территориальных органов, как и для прочих российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (п. 1 ст. 247 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка (без учета НДС) от реализации транспортного средства признается доходом от реализации. Эта позиция поддержана в письмах Минфина России от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105, от 1 марта 2012 г. № 03-03-10/18.

В подпунктах 1, 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса указано, что доходы от реализации основных средств могут быть уменьшены на их остаточную стоимость и на расходы, связанные с реализацией, но территориальный орган приобретал транспортное средство за счет бюджетного финансирования, расходы по его оценке также осуществлены за бюджетные средства. Поэтому, на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251, абзацев 2, 4 пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, остаточная стоимость реализуемого транспортного средства и затраты по оценке этого имущества не включаются в расходы в целях налогообложения прибыли.

Доход от реализации территориальным органом транспортного средства определяется следующим образом:

176 875 - 5 625 = 171 250 руб.

Дебет 1 205 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации транспортного средства (в размере 171 250 руб.).

Определяем налог на прибыль:

(171 250 х 20 %) = 34 250 руб. и отражаем записью:

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль (в размере 34 250 руб.).

Дальнейшие операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— задолженность перед бюджетом от реализации транспортного средства (в размере 171 250 руб.);

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
— перечислена в доход бюджета сумма от реализации транспортного средства (в размере 171 250 руб.);

Дебет 1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит 1 304 05 290

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— уплачен налог на прибыль (34 250 руб.);

Дебет 1 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 1 304 05 290

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— уплачен налог на добавленную стоимость (5 625 руб.).

По окончании финансового года в бухгалтерском учете производят закрытие счетов следующими записями:

Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— в размере 176 875 руб.

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
— в размере 176 875 руб.

Дебет 1 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 1 401 20 290
«Прочие расходы»
— в размере 39 875 руб. (34 250 + 5 625).

Корреспонденция счетов по санкционированию расходов бюджета будет следующей:

Дебет 1 501 15 290
«Полученные лимиты бюджетных обязательств по прочим расходам»
Кредит 1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим расходам»
— получены лимиты бюджетных обязательств для уплаты налога на прибыль (в размере 34 250 руб.);

Дебет 1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим расходам»
Кредит 1 502 11 290

«Принятые обязательства по прочим расходам»
— приняты бюджетные обязательства по уплате налога на прибыль (в размере 34 250 руб.);

Дебет 1 502 11 290
«Принятые обязательства по прочим расходам»
Кредит 1 502 12 290
«Принятые денежные обязательства по прочим расходам»
— приняты денежные обязательства по уплате налога на прибыль (в размере 34 250 руб.). 


Реклама