За безопасный труд

Во все времена считалось и считается, что предупредить неприятность лучше, чем устранять последствия, наступившие после того, как она случилась. Старая мудрость нашла свое место и в современном законодательстве.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Безопасный труд — одна из таких задач. При выполнении любых работ может наступить страховой случай1. Чтобы уменьшить риски несчастных случаев на производстве, работодатель должен провести необходимые мероприятия — предупредительные меры. Конечно, это потребует финансовых затрат. Но эти расходы (или их часть) можно произвести за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы), подлежащих перечислению в ФСС РФ.

В соответствии с законом

Обеспечение безопасных условий труда, отвечающих государственным требованиям, является обязанностью работодателя (абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). В перечне обязательных мероприятий, приведенном в статье 212 Трудового кодекса, наряду с прочими поименованы:

  • создание на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
  • приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены приказом Мин­здравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н. Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н);
  • организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (Порядок проведения аттестации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н);
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Нормы Трудового кодекса согласуются с положениями Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

Так, в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 Закона № 125-ФЗ указано, что работодатель должен обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством ответственность за необеспечение безопасных условий труда.

Предупредительные меры

На ФСС РФ возложены задачи, касающиеся не только социального обеспечения работающих граждан на случай временной нетрудоспособности и материнства, но и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — ОСС). ОСС предусматривает:

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 1 Закона № 125-ФЗ).

Порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников ежегодно устанавливается Правительством РФ. С 1 января 2013 года действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила).

Положениями пункта 5 части 1 статьи 7 Закона от 3 декабря 2012 г. № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», пункта 2 Правил определено, как и в предыдущие годы, что часть расходов страхователя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет страховых взносов на ОСС от производственного травматизма, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. При этом размер возмещения не может превышать 20 процентов суммы взносов, начисленных работодателем за предыдущий год, за вычетом сумм страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма, выплаченного работникам в указанном году (абз. 3 п. 2 Правил). Учитывая, что в пункте 5 статьи 7 Закона от 3 декабря 2012 г. № 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что ФСС РФ принимает решения в пределах бюджетных ассигнований.

В пункте 3 Правил приведен перечень расходов, которые страхователь2 вправе возместить за счет начисленных взносов, включая затраты. В нем поименованы:

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда определенных категорий работников;
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Мин­здравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н;
  • приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
  • приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в текущем финансовом году (абз. 2 п. 2 Правил). То есть сумма начисленных страховых взносов как бы разделяется на две части. За счет одной оплачиваются расходы на предупредительные меры, а другая перечисляется в бюджет ФСС РФ.

Используем право

Чтобы воспользоваться правом на возмещение расходов на предупредительные меры, работодатель (страхователь) в срок до 1 августа текущего календарного года обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее — заявление) в территориальный орган фонда по месту своей регистрации. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

К заявлению прилагаются: план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования; копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер (п. 4 Правил). Конкретный перечень таких документов зависит от вида расходов, которые страхователь предполагает возместить за счет страховых взносов. Он содержится в подпунктах "а"—"и" пункта 4 Правил. Среди указанных документов не все обязательны к представлению. Список необязательных документов поименован в пункте 5 Правил. Территориальные органы ФСС РФ могут получить их от государственных структур путем направления межведомственных запросов или в рамках действия системы одного окна. Однако страхователь имеет право самостоятельно представить указанные документы (их копии) в орган фонда по месту регистрации (абз. 11 п. 5 Правил).

Копии документов следует заверить печатью работодателя (абз. 1 п. 6 Правил). Требовать представления иных документов, помимо указанных в Правилах, работники ФСС РФ не имеют права (абз. 2 п. 6 Правил).

В случае если представленный в территориальный орган пакет документов не полный, заявление на возмещение расходов не рассматривается (абз. 3 п. 6 Правил). При этом у учреждения есть право обратиться с заявлением на возмещение повторно, но не позднее установленного срока (абз. 4 п. 6 Правил).

Внимание! Срок, в течение которого орган ФСС РФ должен принять решение, отсчитывается со дня представления полного комплекта необходимых документов (п. 7 Правил).

Территориальный орган ФСС обязан сообщить страхователю решение о выплате или отказе в выплате возмещения в течение трех рабочих дней после принятия (п. 8 Правил). Для отказа в возмещении расходов указаны следующие основания:

  • у страхователя имеется недоимка по уплате взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи заявления о возмещении расходов на предупредительные мероприятия;
  • поданные документы содержат недостоверную информацию;
  • предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены (п. 9 Правил).

Во всех иных случаях отказ неправомерен. Решение территориального органа ФСС РФ может быть обжаловано. Для этого следует обратиться в вышестоящий орган фонда или в суд (п. 10 Правил).

По завершении предупредительных мероприятий нужно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие целевое использование средств (абз. 2 п. 11 Правил). Без этого расходы не будут зачтены (п. 13 Правил). В случае нецелевого использования средств страхователь может быть привлечен к ответственности согласно части 2 статьи 15.14 КоАП РФ или статье 285.2 Уголовного кодекса (п. 12 Правил).

Если для осуществления предупредительных мероприятий учреждение заключило договоры со сторонними организациями, целесообразнее завершать с ними расчеты до сдачи отчетности в ФСС РФ. Как показывает практика, органы фонда принимают к зачету только подтвержденные расходы (расчеты).

Внимание! Конкретный срок подачи документов, подтверждающих целевое использование средств, Правилами не установлен. Поэтому следует уточнить в территориальном органе ФСС РФ срок их представления.

Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме-4 ФСС (далее — Расчет) представляются страхователями в территориальные органы фонда ежеквартально. В Расчете в строке 9 таблицы 8 указываются расходы на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Указанные затраты учитываются в общей сумме расходов по страхованию от производственного травматизма, которая отражается в строке 11 таблицы 7 Расчета.

Работодатели, воспользовавшиеся правом на возмещение расходов на предупредительные меры, вместе с указанным Расчетом подают сведения о запланированных и фактически понесенных расходах на предупредительные меры (по видам мероприятий), которые отражаются в отчете нарастающим итогом с начала года. Форма отчета приведена в приложении 1 к письму ФСС РФ от 4 апреля 2012 г. № 15-03-18/07-3726.

Внимание! Если по каким-либо причинам страхователь не смог полностью израсходовать средства, выделенные на финансирование предупредительных мер, то до 10 октября текущего года необходимо уведомить об этом территориальный орган ФСС по месту своей регистрации (п. 12 Правил) для их последующего перераспределения.

Учет в учреждениях

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н, расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), расчеты, связанные с осуществлением расходов по сокращению производственного травматизма за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ, учитываются на счете 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» (п. 254 Инструкции № 157н). Учет операций по начислению, использованию и уплате взносов на страхование от несчастных случаев отражаются на счете 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, приобретенных в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет средств ФСС РФ, учреждение вправе ввести дополнительный забалансовый счет, предназначенный для учета указанных материальных ценностей в полном объеме (абз. 3 п. 332 Инструкции № 157н). В указанном случае в целях обеспечения управленческого учета целесообразно ввести забалансовый счет для учета материальных ценностей, приобретенных за счет средств ФСС РФ.

Пример За счет средств ФСС РФ бюджетным учреждением приобретены средства индивидуальной защиты (СИЗ), сотрудники прошли обучение по охране труда. Какими бухгалтерскими записями отразить указанные расходы в учете бюджетного учреждения, получателя субсидий?

Ответ Учет в бюджетном учреждении ведется в соответствии с положениями Инструкции по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н). В бухгалтерском учете учреждения операции по финансовому обеспечению расходов в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет страховых взносов на ОСС от несчастных случаев будут отражены следующим образом:

Дебет 4 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 4 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
— отражены расходы на приобретение средств индивидуальной защиты (или на проведение обучения по охране труда);

Дебет 4 302 13 730
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства на приобретение средств индивидуальной защиты (или на проведение обучения по охране труда) с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

В случае введения в учет учреждения забалансового счета для учета материальных ценностей, приобретенных за счет средств ФСС РФ, операцию по поступлению СИЗ необходимо отразить обособленно. ?

1 Страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона № 125-ФЗ).

2 Страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории России и нанимающая граждан РФ либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3 Закона № 125-ФЗ).


Реклама