Новая классификация  видов расходов бюджета

Ранее мы уже рассматривали, каким образом в 2013 году в различных публично-правовых образованиях подошли к новой классификации видов расходов бюджета, которая с 2012 года была введена для федерального бюджета1.

Н. С. МАТВЕЕВА, консультант

В июле 2013 года в Минюст России был отправлен на утверждение приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (далее — Приказ № 65н), устанавливающий бюджетную классификацию на 2014 год (и плановый период 2015–2016 годов). В отношении классификации видов расходов этот приказ ставит участников бюджетного процесса перед необходимостью решать ряд вопросов. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Группы, подгруппы, элементы

Законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» (далее — Закон № 104-ФЗ) были внесены изменения в Бюджетный кодекс. Часть этих изменений касается классификации видов расходов (ВР). В статье 21 Бюджетного кодекса описано, что код вида расходов состоит из кода группы (первый знак), кода подгруппы (второй знак) и кода элемента (третий знак). В пункте 6 статьи 21 приведен перечень групп и подгрупп видов расходов (без указания их кодов). С какого же момента при осуществлении бюджетного процесса это станет обязательным для бюджетов уровня ниже федерального? Ответ на этот вопрос дают пункты 4 и 5 статьи 29 Закона № 104-ФЗ: единая классификация групп видов расходов вводится начиная с бюджета на 2014 год, единая классификация подгрупп — с 2015 года. Это же положение дублируется в пункте 2 Приказа № 65н, где определено, что Указания к Приказу № 65н (за исключением перечня и кодов подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов) применяются к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

В пункте 2.1 Указаний к Приказу № 65н изложен принцип единства бюджетной классификации, согласно которому единые коды в одном значении применяются для тех элементов бюджетной классификации, которые указаны в Бюджетном кодексе как единые. Ни в Бюджетном кодексе, ни в Законе № 104-ФЗ не указано, что коды элементов (третий знак кода ВР) когда-либо должны стать едиными для всех бюджетов (рис. 1).

Рисунок 1

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов все с классификацией видов расходов понятно. В чем же проблема? В том, что пункт 3 Приказа № 65н требует применять единую классификацию кодов подгрупп уже с 2014 года. А далее по тексту Указаний к Приказу № 65н появляются требования о единых кодах элементов (например, 244) (табл. 1).

Таблица 1

Бюджетный кодекс, статья 21 пункт 6

Единый перечень подгрупп видов расходов бюджета

Закон № 104-ФЗ, статья 29 пункт 5

Положения пункта 6 статьи 21 Бюджетного кодекса (в редакции Закона № 104-ФЗ) в части подгрупп видов расходов применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов)

Приказ № 65н, пункт 2

Приказ № 65н, пункт 3

Установить, что Указания (за исключением перечня и кодов подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов) применяются к правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов)

Установить, что в 2014 году применяются перечень и коды подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно положениям Указаний

Как же разрешить этот вопрос? Насколько публично-правовым образованиям при проектировании своих бюджетов на 2014 год (и плановый период 2015–2016 годов) требуется повторять федеральную классификацию видов расходов? Правильный ответ на этот вопрос дает именно Закон № 104-ФЗ. Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов. Следовательно, положения федеральных законов имеют приоритет по сравнению с положениями приказов. Поэтому при проектировании и исполнении бюджетов уровней ниже федерального на 2014 год (и плановый период 2015–2016 годов) из всех Указаний Приказа № 65н в отношении классификации видов расходов обязательны только коды групп.

Привлеченные лица

В соответствии с Указаниями к Приказу № 65н добавлено два сходных по содержанию кода в подгруппы 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» и 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов». Сначала рассмотрим, для какого рода расходов предназначены эти две подгруппы (табл. 2).

Таблица 2

Подгруппа

Подгруппа 110

Подгруппа 120

Кому

Тем, кто состоит с учреждением в трудовых взаимоотношениях согласно трудовым договорам (служебным контрактам, контрактам)

Лицам, замещающим государственные и муниципальные должности

Государственным и муниципальным служащим

Работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими

Что

Оплата труда

Денежное содержание (денежное вознаграждение, заработная плата)

Командировочные и иные выплаты согласно законодательству

Командировочные и иные выплаты согласно законодательству

В эти две подгруппы добавлены новые коды, сходные между собой по назначению и названию, — 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казенных учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» и 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» (табл. 3).

Таблица 3

Код

Код вида расходов 113

Код вида расходов 123

Наименование

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда

казенных учреждений

государственных (муниципальных) органов

лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий

Примеры

физическим лицам, привлекаемым для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях

присяжным заседателям

учащимся образовательных учреждений по компенсации стоимости проезда к месту прохождения ими учебной и (или) производственной практики, компенсации стоимости проживания в месте проведения вышеуказанной практики

свидетелям и иным лицам, привлекаемым уполномоченными органами для участия в судебном разбирательстве

гражданам в связи с их призывом на военные сборы

возмещения и компенсации, связанные с депутатской деятельностью, депутатам представительных органов муниципальных образований, для которых депутатская деятельность не является основной, а также выплаты возмещений и компенсаций членам Общественных палат, связанных с осуществлением полномочий члена палаты

В отношении названий и описания новых кодов никаких вопросов не возникает. Но примеры, приведенные в тексте Указаний к каждому из новых кодов, вызывают вопросы.

1) Код подгруппы 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» отражает выплаты персоналу, а по коду 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда казенных учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» предлагается отражать выплаты совершенно посторонним физическим лицам (участникам соревнований, учащимся).

2) В описании кода 113 говорится о лицах, «привлеченных на основании законодательства», в то время как в спортивных соревнованиях спортсмены участвуют не на основании требования закона, а добровольно.

3) Код подгруппы 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» отражает выплаты работникам государственных (муниципальных) органов, а по коду 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» предлагается отражать выплаты свидетелям и иным лицам, участвующим в судебном процессе.

Ответы на эти вопросы будут разными для учреждений федерального уровня бюджета и для учреждений других уровней бюджетов (табл. 4).

Таблица 4

Учреждения федерального уровня бюджета

Учреждения уровня бюджета ниже федерального

Использовать новые коды видов расходов 113 и 123 для отражения расходов, прямо перечисленных в комментариях к указанным статьям и аналогичным им, несмотря на то, что эти расходы не соответствуют назначениям подгрупп 110 и 120

Воспользоваться правом самостоятельно устанавливать коды элементов видов расходов.

Отражать расходы, перечисленные в Указаниях № 65н в примерах к кодам 113 и 123, в соответствии с их содержанием по кодам подгрупп 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (если отношения с «привлеченными лицами» имеют форму возмездного оказания услуг, выполнения работ) и 360 «Иные выплаты населению» (если отношения с «привлеченными лицами» не имеют формы оказания услуг, выполнения работ)

Информационно-коммуникационные технологии

В Указаниях к Приказу № 65н в описании порядка применения кода вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» полностью отсутствуют какие-либо примеры соответствующих расходов.

Вопросы, которые возникают в результате этого: какие расходы при проектировании бюджета на 2014 год закладывать в код 242 вида расходов? Как бухгалтеру теперь отстаивать свое мнение при спорах с органами казначейства, а впоследствии — с контрольно-ревизионными органами?

Ответ на этот вопрос зависит от уровня бюджета (табл. 5).

Таблица 5

Учреждения федерального
уровня бюджета

Учреждения уровня бюджета
ниже федерального

Ориентироваться при проектировании и исполнении бюджета на самый подробный перечень расходов на ИКТ, который когда-либо давался Минфином России: в Указаниях к Приказу № 171н.

Быть готовыми к спорам

Вариант 1. Не выделять расходы на ИКТ
как отдельный вид расходов.

Вариант 2. Использовать самый подробный перечень расходов на ИКТ, который когда-либо давался Минфином России: в Указаниях к Приказу № 171н

Также у учреждений уровня бюджета ниже федерального может возникнуть вопрос в отношении указания, которое содержится в пояснениях к кодам видов расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» и 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»: если публично-правовое образование приняло решение использовать для отражения расходов на ИКТ отдельный код вида расходов — это может быть только код 242, а если решено расходы на ИКТ не выделять, то можно применять только код 244. На самом деле, как было указано выше, федеральные законы, которые главнее, чем приказы, не требуют единой классификации на уровне третьего знака кода вида расходов. Значит, на уровнях бюджетов ниже федерального могут применяться любые коды элементов в рамках подгруппы 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а также группу 240 можно не детализировать по элементам вообще. Если же принято решение выделять расходы на ИКТ отдельным кодом, это может быть любой код элемента в группе 240, и состав расходов, относимых к ИКТ, также может быть любым (учитывая, что на федеральном уровне на 2014 год это вообще никак конкретно не определено). 

1  См. Бюджетный учет № 7/2013. С. 27.


Реклама