Актуальные вопросы ведения бюджетного учета кассового обслуживания бюджетов

Об актуальных вопросах ведения бюджетного учета кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации рассказывает Е. Н. ВАСИЛЬЕВ, начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности кассового обслуживания бюджетов Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства

ПЕРЕДАЧА НЕВЫЯСНЕННЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

В настоящее время идет подготовка новой редакции приказа «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», который будет введен в действие с 1 января 2014 года и заменит приказ Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н.

Положениями нового приказа о порядке учета доходов и их распределения между бюджетами бюджетной системы предусмотрена процедура передачи поступлений, ошибочно зачисленных на счет Управления Федерального казначейства (далее — УФК) и предназначенных для уплаты на счет другого УФК, то есть передачи невыясненных поступлений, учтенных по коду бюджетной классификации 100 1 17 01010 01 6000 180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», между УФК с целью их последующего уточнения на лицевые счета соответствующих администраторов доходов.

Процедура передачи невыясненных поступлений будет следующей: администратор доходов бюджета (АДБ), на лицевой счет которого должен был быть зачислен платеж, представляет в УФК-1, в котором открыт его лицевой счет, Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809), в реквизитах которого дополнительно указывается счет 40101 УФК-2, на который ошибочно был зачислен данный платеж. На основании представленного Уведомления УФК-1 формирует Реестр платежей, ошибочно зачисленных на счет другого органа Федерального казначейства, форма которого будет утверждена приказом, и направляет его на согласование в УФК-2, на счет 40101 которого был ошибочно зачислен платеж (см. рис. 1).

Рисунок 1

Отражение в бюджетном учете операций по передаче данных невыясненных поступлений будет следующим:При получении указанного Реестра УФК-2 подписывает его (при условии, что платеж не был возвращен отправителю либо уточнен на лицевой счет другого администратора доходов) и направляет в УФК-1, от которого он был получен, с приложением информации из соответствующего расчетного документа. При получении обратно подписанного Реестра УФК-1 осуществляет уточнение данного невыясненного поступления на лицевой счет администратора доходов на основании представленного Уведомления.

  • уведомление, представленное администратором доходов бюджета в УФК-1, которое в данном случае является принимающей стороной, первоначально не подлежит отражению в бюджетном учете и служит основанием для формирования Реестра;
  • сформированный УФК-1 на основании Уведомления Реестр также первоначально не подлежит принятию к учету до момента его подписания УФК-2, в который он будет направлен на согласование;
  • реестр, полученный УФК-2, отражается в бюджетном учете с применением бухгалтерской записи:

Дебет 100 1 17 01010 01 6000 1 402 10 180
«Поступления в бюджет по прочим доходам»

Кредит 100 00 00 00 00 00 0000 1 308 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям».

Реестр принимается к учету при условии, что данный платеж не возвращен плательщику или не уточнен, а значит, может быть передан в другое УФК;

  • при получении подтвержденного Реестра УФК-1 отражает его в бюджетном учете с применением бухгалтерской записи:

Дебет 100 00 00 00 00 00 0000 1 211 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям»

Кредит 100 1 17 01010 01 6000 1 402 10 180
«Поступления в бюджет по прочим доходам»;

  • после прохождения процедуры согласования Реестра невыясненное поступление подлежит уточнению на лицевой счет администратора доходов бюджета на основании представленного ранее Уведомления, которое будет принято к учету с применением бухгалтерской записи:

Дебет 100 1 17 01010 01 6000 1 402 10 180
«Поступления в бюджет по прочим доходам»

Кредит ХХХ Х ХХ ХХХХХ ХХ ХХХХ 1 402 10 ХХХ
«Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет».

При этом указанные операции по передаче невыясненных поступлений подлежат отражению в том числе в Ведомостях учета невыясненных поступлений (ф. 0531456) и Ведомостях учета внутренних расчетов (ф. 0504061).

Бюджетный учет доходов

В текущем году Федеральным казначейством внесен ряд изменений в порядок ведения бюджетного учета доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства 40101 и подлежащих распределению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Обособление средств дополнительного периода 2013 финансового года при их распределении со счетов органов Федерального казначейства 40101(3) не требуется отражать на отдельном счете бюджетного учета 1 402 12 ХХХ «Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет». Таким образом, отсутствует необходимость в переносе учетных данных по счетам бюджетного учета, который ранее осуществлялся с применением бухгалтерской записи:

Дебет ХХХ ХХХ ХХХХХ ХХ ХХХХ 1 402 10 ХХХ
«Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет»

Кредит ХХХ ХХХ ХХХХХ ХХ ХХХХ 1 402 12 ХХХ
«Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет».

При этом обособленный учет средств дополнительного периода 2013 финансового года, как распределяемых со счетов 40101(3), так и зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие счета, будет обеспечен путем применения дополнительных аналитических признаков, проставляемых в ППО АСФК на первичные документы. Это позволит формировать отдельные регистры бюджетного учета и оперативную отчетность за каждый день дополнительного периода, которые будут иметь отличительный признак, а именно указание в поле простановки даты, за которую они сформированы, — условной даты 13-го месяца 2013 финансового года.

Кроме того, Управлением бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства в настоящее время согласовывается с разработчиками ППО АСФК доработка программного продукта в части реализации функционала по ведению забалансового счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет».

В ППО АСФК указанный функционал должен будет обеспечить:

  • обособленное хранение в базе данных ППО АСФК учетных данных по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»;
  • ведение учетных операций по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» в разрезе первичных учетных документов;
  • возможность анализа учетных данных по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» с использованием экранных форм.

Дополнительно в ППО АСФК будет реализована возможность формирования аналитического отчета по данным забалансового счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет», который будет применяться при выверке данных Ведомости учета невыясненных поступлений (ф. 0531456) прошлых лет, формируемой по данным забалансового счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» (рис. 2).

Рисунок 2


Реорганизация администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета

Периодически от УФК поступают вопросы о порядке отражения в бюджетном учете операций по передаче учетных данных лицевых счетов администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета при проведении реорганизационных мероприятий в случае, если лицевые счета указанных администраторов (и передающего, и принимающего учетные показатели) открыты в разных УФК.

Передача показателей, учтенных на лицевых счетах администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, осуществляется на основании Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728), утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня».

При этом в бюджетном учете операции по передаче и принятию учетных данных по лицевым счетам администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета необходимо отражать с применением следующих бухгалтерских записей:

— передача показателей лицевого счета по кодам КОСГУ источников, относящихся к группам 500 «Поступление финансовых активов» и 800 «Уменьшение обязательств»:

Дебет 100 00 00 00 00 00 0000 1 212 00 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям»

Кредит ХХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХХХ 1 402 20 5ХХ (8ХХ)
«Выбытия средств бюджета по приобретению финансовых активов» («Выбытия средств бюджета по погашению долговых обязательств»);
— принятие показателей лицевого счета по кодам КОСГУ источников, относящихся к группам 500 «Поступление финансовых активов» и 800 «Уменьшение обязательств»:

Дебет ХХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХХХ 1 402 20 5ХХ (8ХХ)
«Выбытия средств бюджета по приобретению финансовых активов» («Выбытия средств бюджета по погашению долговых обязательств»)

Кредит 100 00 00 00 00 00 0000 1 309 00 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям»;
— передача показателей лицевого счета по кодам КОСГУ источников, относящихся к группам 600 «Выбытие финансовых активов» и 700 «Увеличение обязательств»:

Дебет ХХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХ ХХХХ 1 402 10 6ХХ (7ХХ)
«Поступления в бюджет от выбытия финансовых активов» («Поступления в бюджет от заимствований»)

Кредит 100 00 00 00 00 00 0000 1 308 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям»;
— принятие показателей лицевого счета по кодам КОСГУ источников, относящихся к группам 600 «Выбытие финансовых активов» и 700 «Увеличение обязательств»:

Дебет 100 0000 000000 0000 1 211 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям»

Кредит ХХХ ХХХХ ХХХХХХ ХХХХ 1 402 10 6ХХ (7ХХ)
«Поступления в бюджет от выбытия финансовых активов» («Поступления в бюджет от заимствований»).

Заполнение инвентаризационных описей

Много вопросов у УФК вызывает порядок заполнения инвентаризационных описей денежных средств на банковских счетах и расчетов с прочими дебиторами и кредиторами при проведении инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности.

Фактически всю совокупность задаваемых вопросов можно объединить в два общих вопроса.

Первый вопрос: каким образом в Инвентаризационных описях остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082) отражать средства, зачисленные на единые счета бюджетов по результатам распределения доходов в дополнительный период отчетного финансового года?

Пример составления указанной описи представлен на рисунке 3.

Рисунок 3


В рассматриваемом случае на единый счет местного бюджета (счет 40204810600000020002) осуществлялось зачисление денежных средств по результатам распределения доходов в дополнительный период 2013 отчетного финансового года. Учитывая данный факт, в табличной части инвентаризационной описи по указанному счету тремя отдельными строками необходимо указать:

в 1-й строке — остаток средств на банковском счете за последний рабочий день 2013 финансового года, подтвержденный соответствующей выпиской банка;

во 2-й строке — сумму доходов, зачисленную на единый счет бюджета по итогам распределения доходов в дополнительный период 2013 финансового года;

в 3-й строке — сумму двух предыдущих строк, которая должна соответствовать остатку денежных средств, учтенных по счету бюджетного учета 100.01050201040000 1 203 12 000 «Средства бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание» и отраженных в Главной книге (ф. 0504072) за последний день дополнительного периода 2013 финансового года.

В ППО АСФК будет реализовано автоматическое формирование Инвентаризационных описей остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).

И второй вопрос: каким образом необходимо формировать Инвентаризационные описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) в части подтверждения ими остатков средств, находящихся во временном распоряжении учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и учтенных по счету бюджетного учета ХХХ.00000000000000 3 307 12 180 «Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по прочим доходам»?

Пример составления указанной описи представлен на рисунке 4.

Рисунок 4

Данные описи необходимо формировать по каждому бюджету в отдельности, с детализацией информации по разделу 2 «Кредиторская задолженность» по каждому клиенту, которому открыт лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении.

В ППО АСФК также будет реализовано автоматическое формирование Инвентаризационных описей расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

Дополнительно обратите внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 24 декабря 2012 г. № 174н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», в 2013 году УФК остатки по счету бюджетного учета 3 307 12 180 «Расчеты по операциям бюджета на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, по прочим доходам» необходимо будет списать на счет бюджетного учета 3 402 30 000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета» при выполнении операций по заключению счетов бюджетного учета. При этом УФК при проведении инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2013 год не требуется формировать Инвентаризационные описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) в части подтверждения ими остатков средств, находящихся во временном распоряжении учреждений. •


Реклама