Спрашивали?  Отвечаем!

На вопросы читателей по учету в государственных (муниципальных) учреждениях отвечает Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

 

Просим разъяснить вопрос отражения в учете казенного учреждения задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение и не востребованным плательщиком (владельцем) по результатам проведения аукциона.

ОТВЕТ: В силу статьи 264.1 Бюджетного кодекса бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Для выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете обязательств в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации.

Для получателей бюджетных средств Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), в пункте 7 установлена обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств в установленном порядке перед составлением годовой бюджетной отчетности.

Кредиторская задолженность в сумме не предъявленных кредитором требований в течение срока исковой давности, в том числе задолженность, не подтвержденная по результатам инвентаризации кредитором, переходит в разряд задолженности, не востребованной кредитором, в отношении которой комиссией учреждения может быть принято решение об отражении данной задолженности вне баланса. Данная задолженность относится на финансовый результат (доходы) текущего финансового года и учитывается на забалансовом счете в установленном законодательством порядке.

Вместе с тем согласно пункту 267 Единого порядка ведения бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н), денежные средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, не могут быть использованы учреждением на собственные нужды, а при наступлении определенных условий подлежат возврату (перечислению) владельцу либо правообладателю.

В бухгалтерском учете учреждения указанные операции отражаются в следующем порядке:

Дебет КИФ 3 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит КБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступление денежных средств во временное распоряжение с одновременным отражением по увеличению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет КБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит КИФ 3 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление в соответствии с законодательством правообладателю указанных средств с одновременным уменьшением по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

При этом порядок списания денежных средств, находящихся во временном распоряжении, а также порядок изменения в отношении указанных средств правообладателя Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, не регламентирует.

Просим разъяснить порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации для организаций сектора государственного управления при оформлении операций с имуществом, составляющим государственную (муниципальную) казну.

ОТВЕТ: Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений согласно статье 7 Бюджетного кодекса относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Согласно статьям 28, 29 Бюджетного кодекса одним из принципов единства является единство форм бюджетной документации и бюджетной отчетности.

В настоящее время действует приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н), в связи с чем применение форм документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) и класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления» ОКУД с учетом порядка их применения (приложения к Приказу № 173) обязательно при оформлении хозяйственных операций, в которых одной из сторон является организация государственного сектора управления.

В то же время Приказ № 173н не содержит прямого указания на состав документов по оформлению операций с имуществом, составляющим государственную (муниципальную) казну, за исключением обязательного оформления Извещения (ф. 0504805) (в целях формирования консолидируемых взаимосвязанных операций) и Справки (ф. 0504833) (в случае отсутствия иного правоустанавливающего первичного документа).

Согласно положениям Инструкции № 157н порядок применения форм первичных документов органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества казны, соответствующего публично-правового образования устанавливается актом указанного органа в рамках формирования им своей учетной политики.

Обратите внимание, что на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru в рубрике «Нормативная и правовая информация» в подрубрике «Проекты нормативных правовых актов Минфина России» размещен текст проекта приказа о внесении изменений в Приказ № 173н с приложениями 1–10 (унифицированными формами документов класса 05 ОКУД).

Просим разъяснить вопрос учета и внесения изменений в перечни особо ценного движимого имущества (далее — ОЦДИ) государственных (муниципальных) учреждений.

ОТВЕТ: Согласно статье 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статье 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным (автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. При этом порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538) перечни особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Ведение перечня ОЦДИ согласно пункту 5 Постановления № 538 осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета, содержащих полное наименование объекта, отнесенного в установленном порядке к ОЦДИ, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

При этом под ведением перечня исходя из существа аналогичных норм законодательства (ведение реестра, введение сводной бюджетной росписи, ведение бюджетной сметы) понимается внесение в него изменений в ходе деятельности учреждения при изменении (поступлении, выбытии) состава ОЦДИ.

В то же время внесение изменений в перечень ОЦДИ органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Постановлением № 538 не предусмотрено.

Таким образом, внесение изменений в перечень ОЦДИ в части дополнения (исключения) необходимо осуществлять, согласно Постановлению № 538, учреждению. При этом показатели по стоимости имущества, указанные в перечне ОЦДИ (с учетом изменений), должны соответствовать показателям бухгалтерского учета, отраженным на балансовых и забалансовых счетах рабочего плана счетов учреждения.

Кроме того, очень важно своевременно осуществлять доведение до учредителя актуализированного перечня ОЦДИ, в том числе и для целей осуществления контроля по операциям с государственным (муниципальным) имуществом, в связи с чем учреждению целесообразно направлять в соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (в порядке и в сроки, установленные учредителем), информацию об изменениях, внесенных учреждением в перечень ОЦДИ.

Какими документами необходимо подтверждать расходы работников бюджетной сферы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по проезду к месту отдыха и обратно в целях получения компенсации?

ОТВЕТ: Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работников бюджетной сферы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях закреплена Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Порядок компенсации указанных расходов лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» (далее — Постановление № 455).

Согласно пункту 12 Постановления № 455 работник учреждения представляет отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи.

Требования по оформлению первичного учетного документа на территории Российской Федерации устанавливаются статьей 9 Закона № 402-ФЗ.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, а также посадочный талон, подтверждающий перелет лица, имеющего право на компенсацию, по указанному в электронном авиабилете маршруту, и документы, подтверждающие оплату работником электронного билета, в том числе третьим лицом по поручению и за счет работника. •


Реклама