Командировка за рубеж

В статье пойдет речь о порядке выдачи бюджетными учреждениями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж.

 

Служебная командировка это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Для многих командировки являются частью выполнения должностных обязанностей.

Трудовым кодексом установлены государственные гарантии для тех, кто по служебной необходимости покидает свое рабочее место. Любая поездка вызывает дополнительные расходы — на проезд, проживание, суточные. Согласно статье 168 Трудового кодекса в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы, связанные со служебной командировкой. Если командировка проходит в пределах своей страны, то понятно, что возмещение происходит в рублях. А если путь лежит за границу?

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, направляющих работников в служебные командировки на территории иностранных государств, размеры суточных в иностранной валюте определены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление № 812). При этом указанным постановлением предусмотрены суточные в иностранной валюте той страны, в которую работник направляется в командировку.

Суточные в валюте

Согласно статье 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом). При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте, если иное не установлено данным законом.

Органами валютного регулирования в России являются Банк России и Правительство РФ (п. 1 ст. 5 Закона № 173-ФЗ). Согласно подпункту «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России.

Разрешено проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, обусловленных служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 173-ФЗ). И это указание подтверждает право работодателя выдать аванс работнику в иностранной валюте через кассу учреждения при условии открытия валютного счета.

Итак, прежде всего для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет. Путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке учреждение получает в свою кассу валютные средства и из нее выдает работникам, выезжающим в зарубежную командировку, аванс в иностранной валюте.

При этом осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением указанного законодательства, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. К таким нарушениям относятся купля-продажа иностранной валюты, номинальная стоимость которой указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляются на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык. При этом согласно пункту 215 Инструкции № 157н учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.

Однако стоит учитывать, что при возврате сотрудником неизрасходованных подотчетных сумм в иностранной валюте они отражаются в бухгалтерском учете в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату внесения денежных средств в кассу (п. 154 Инструкции № 157н). •


Реклама