Расчет полных затрат вуза
В предыдущей статье были рассмотрены основные методологические подходы к расчету полных затрат вузов в условиях перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ. Данная статья конкретизирует методику расчета и выступает по сути практикумом расчета полных затрат по специальностям и направлениям подготовки.
Подходы к расчету затрат
Прежде чем приступить к изложению методики, отметим, что для расчета полных затрат существует два альтернативных подхода. Первый подход состоит в расчете затрат «снизу вверх», путем сбора информации и агрегирования данных снизу — от составляющих элементов затрат на программу отдельных кафедр, лабораторий, факультетов и иных структурных подразделений — вверх, к полной стоимости в масштабах вуза. Преимуществом такого подхода является точность учета затрат и возможность высокой степени его детализации. Однако для реализации этого подхода на практике необходимо наличие в рамках вуза автоматизированной системы управленческого учета, настроенной на учет затрат на программы в разрезе специальностей и направлений подготовки. В силу новизны данной задачи в настоящее время в подавляющем большинстве вузов такой учет отсутствует.
Второй подход является альтернативным и по сути единственным способом решения задачи расчета полных затрат в отсутствие систематического управленческого учета. Альтернативность подхода состоит в разнесении расходов вуза «сверху вниз» в соответствии с определенной методологией. Подчеркнем, что расчет полных затрат на оказание государственных услуг означает включение в расчеты всех расходов вуза — как расходов на оказание государственных образовательных услуг высшего образования в рамках государственного задания и расходов на оказание образовательных услуг за плату, так и расходов на выполнение работ, осуществление иных видов деятельности, содержание администрации и других подразделений вуза. Исходной базой расчета полных затрат является смета полных расходов вуза в соответствии с ПФХД за отчетный год. Рассмотрим подробнее порядок расчета затрат.
Этапы расчета затрат
Первый этап. Классификация структурных подразделений вуза и определение центров (объектов) затрат
Первым шагом является анализ организационной структуры вуза и группировка его структурных подразделений с точки зрения их участия в расходах на оказание образовательных услуг высшего образования по специальностям и направлениям подготовки. С этой точки зрения выделяются центры затрат — структурные подразделения вуза, которые непосредственно оказывают услуги высшего образования в разрезе специальностей и направлений подготовки. Очевидно, что такими центрами затрат являются факультеты. Остальные структурные подразделения группируются по критерию их косвенного участия или неучастия в оказании услуг высшего образования.
Выделяются следующие категории подразделений:
- факультеты;
- научные подразделения и обособленные подразделения;
- общеуниверситетские подразделения.
К обособленным подразделениям относятся структурные подразделения, не оказывающие образовательных услуг и не выполняющие научно-исследовательских работ, финансируемые только за счет внебюджетных источников. Научные подразделения выполняют научно-исследовательские работы как за счет средств государственного бюджета, так и за счет внебюджетных средств, но не участвуют в оказании образовательных услуг. Обособленные подразделения и научные подразделения выделяются для того, чтобы исключить из расчета их расходы, поскольку они не относятся к оказанию услуг по реализации программ высшего образования.
К общеуниверситетским подразделениям относятся структурные подразделения, не оказывающие государственных услуг, но занимающиеся организацией (обеспечением) образовательного процесса, а также другой предусмотренной уставом деятельности и финансируемые в том числе за счет бюджетных средств.
В анализируемом пилотном вузе представлено 10 факультетов — центров затрат. К обособленным подразделениям вуза относятся дом отдыха, комбинат питания, пансионат, к научным подразделениям — институт экологии и вычислительный центр. Общеуниверситетские подразделения включают в себя ректорат, управление общежитиями, санаторий-профилакторий, научную библиотеку, центр иностранных языков, центр общехозяйственных подразделений.
Участие перечисленных групп структурных подразделений в оказании образовательных услуг высшего образования показано в таблице 1.
Группировка структурных подразделений вуза
для расчета полных затрат на оказание образовательных
услуг высшего образования
Таблица 1
Структурное подразделение | Прямое непосредственное участие в оказании | Косвенное участие в оказании государственной услуги ВО | Не участвуют в оказании государственной услуги ВО |
---|---|---|---|
Факультеты (10) | |||
Общеуниверситетские подразделения | |||
Научные подразделения | |||
Обособленные подразделения |
На первом этапе необходимо из общей суммы расходов вуза вычесть расходы подразделений, не принимающих участия в оказании услуг высшего образования — научных подразделений и обособленных подразделений. Полученная сумма расходов является исходной базой для определения прямых и косвенных затрат на оказание государственных услуг высшего образования.
Второй этап. Определение прямых и косвенных затрат
Данный этап является ключевым в расчете полных затрат. Трудоемкость данного этапа зависит от степени детализации смет по структурным подразделениям вуза, а также от желаемой точности определения полных затрат.
Расчет прямых затрат
Для расчета прямых затрат необходимо определить чистые совокупные расходы центров затрат на оказание услуг высшего образования.
Для упрощения расчетов при первоначальном расчете затрат на оказание услуг по специальностям и направлениям подготовки используется допущение о том, что обучение на каждом факультете представлено агрегированной специальностью или направлением подготовки этого факультета. Иными словами, полные затраты на обучение одного студента, например на химическом факультете, отражают полную стоимость обучения по специальности «химия», на экономическом факультете — по специальности «экономика» и так далее. После освоения рассматриваемой методики первоначального расчета полных затрат и формирования соответствующей базы данных вуза следует перейти к более сложной методике, учитывающей практику подготовки на одном факультете по нескольким специальностям и обучение одной специальности на нескольких разных факультетах.
Для определения чистых затрат по агрегированной специальности по каждому факультету из сметы, включающей полные расходы факультета, в том числе на осуществление внебюджетной деятельности, исключаются все расходы, не связанные с оказанием услуг высшего образования: расходы на оказание услуг СПО, ППО, ДПО, расходы на выполнение научных работ и осуществление иной деятельности в рамках факультета. Для исключения этих расходов осуществляется оценка занятости ППС и другого персонала в оказании услуг высшего образования и других видах деятельности. При наличии информационной базы для такого учета задача не является сложной; при ее отсутствии отнесение затрат на услуги высшего образования и все остальные виды деятельности осуществляется экспертным путем.
Кроме того, из аналитической сметы факультетов должны быть исключены расходы на содержание имущества. Это связано с тем, что в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» нормативные затраты на оказание услуги рассчитываются отдельно от нормативных затрат на содержание имущества федерального бюджетного учреждения, включающих в себя затраты:
а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.
Отметим, что в рамках описываемой методики заложенные в статьях КОСГУ факультета административные расходы, например, на содержание деканата, учебной части, учебно-методического отдела и отдела практики, целиком относятся на прямые затраты на оказание услуги высшего образования. Для повышения точности расчета возможно исключение экспертным путем части расходов в той степени, в какой они не связаны с оказанием услуг высшего образования. Как правило, такими расходами являются расходы на содержание научного отдела факультета. Расходы, например, хозяйственного отдела обеспечивают работу как учебных, так и научных и иных подразделений факультета, поэтому для обеспечения высокой точности расчетов расходы на содержание сотрудников хозяйственного отдела можно разнести на образовательные услуги высшего образования и иную деятельность. Однако на практике при осуществлении первоначального расчета затрат погрешностью от неучета таких расходов можно пренебречь. Результаты расчетов чистых прямых расходов на оказание услуг высшего образования в рамках государственного задания и на платной основе по каждому факультету представляются по форме согласно таблице 2.
Расходы на услуги ВО по факультету 1
Таблица 2
Наименование статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления | КОСГУ | Сумма | Расходы на работы и прочие виды деятельности, не связанные с услугами ВО, руб. | Расходы на содержание научного | Содержание имущества, руб. | Сумма |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 = 3 — (4 + 5 + 6) |
РАСХОДЫ | 200 | |||||
Оплата труда и начисления на выплаты на оплату труда | 210 | |||||
Заработная плата | 211 | |||||
Прочие выплаты, в том числе: | 212 | |||||
компенсации | 212 | |||||
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы со студентами | 340 | |||||
ИТОГО РАСХОДОВ | 900 |
Отметим, что представленный достаточно простой расчет прямых затрат по специальностям и направлениям подготовки возможен при условии наличия у центров затрат — факультетов отдельной аналитической сметы за соответствующий год. При отсутствии отдельных смет по факультетам задача определения прямых затрат становится более сложной. В приложении 1 (стр. 55) представлена схема разнесения расходов на услуги высшего образования в случае отсутствия отдельных смет по структурным подразделениям, в том числе по факультетам.
Отнесение косвенных затрат на центры затрат
Для расчета косвенных затрат затраты общеуниверситетских подразделений относятся на центры затрат структурным методом. При этом для каждого общеуниверситетского подразделения используется своя база распределения косвенных затрат. База распределения выбирается в зависимости от параметра, оказывающего влияние на величину расходов по тому или иному направлению, или драйвера затрат. Основными драйверами затрат при реализации услуг высшего образования являются:
- численность ППС (ФОТ ППС);
- контингент обучающихся;
- площадь недвижимого имущества.
Пример разнесения расходов между факультетами вуза приведен в приложении 2 (стр. 57).
Используемые в расчетах базы распределения косвенных затрат представлены в таблице 3.
Распределение затрат общеуниверситетских структурных подразделений на центры затрат
Таблица 3
№ | Наименование общеуниверситетского структурного подразделения | Центры затрат | База распределения | |
---|---|---|---|---|
бюджетные | внебюджетные | |||
1 | Центр общехозяйственных подразделений | Все подразделения вуза, за исключением обособленных подразделений | Пропорционально бюджетному ФОТ (211 + 213 КОСГУ) | Пропорционально внебюджетному ФОТ (211 + 213 КОСГУ) |
2 | Центр иностранных языков | Все центры затрат | Пропорционально бюджетному приведенному контингенту ВО | Пропорционально |
3 | Научная библиотека | Все центры затрат | Пропорционально бюджетному приведенному контингенту ВО | Пропорционально |
4 | Ректорат | Все центры затрат | Пропорционально бюджетному приведенному контингенту ВО | Пропорционально |
5 | Управление общежитиями | Все центры затрат, за исключением вечернего факультета | Пропорционально очному | Пропорционально |
6 | Санаторий-профилакторий | Все центры затрат | Пропорционально бюджетному приведенному контингенту ВО | Пропорционально |
Полученные данные представляются отдельно по каждому факультету в следующем формате (табл. 4).
Затраты общеуниверситетских структурных подразделений
на ... факультет, тыс. руб.
Таблица 4
№ | Наименование структурного подразделения | Затраты на ... факультет, | |
---|---|---|---|
бюджет | внебюджет | ||
1 | Центр общехозяйственных подразделений | ||
2 | Центр иностранных языков | ||
3 | Научная библиотека | ||
4 | Ректорат | ||
5 | Управление общежитиями | ||
6 | Санаторий-профилакторий | ||
Итого |
В пилотном вузе деятельность всех общеуниверситетских структурных подразделений направлена на обеспечение деятельности всех центров затрат. Однако возможна и иная ситуация: часть общеуниверситетских структурных подразделений вуза направлена на обеспечение деятельности всех центров затрат, а часть — только для одного или нескольких центров затрат. В таких случаях для корректного отнесения затрат общеуниверситетских подразделений на центры затрат необходимо провести анализ деятельности общеуниверситетских подразделений для определения типа их взаимодействия с центрами затрат. На основании проведенного анализа экспертным методом осуществляется распределение деятельности общеуниверситетских структурных подразделений по центрам затрат. Возможные результаты анализа в таком случае представлены в таблице 5.
Распределение деятельности общеуниверситетских структурных
подразделений по центрам затрат
Таблица 5
№ | Наименование | Центры затрат, на обеспечение |
---|---|---|
1 | Центр общехозяйственных | Все подразделения, за исключением |
2 | Центр иностранных языков | Все центры затрат |
3 | Научная библиотека | Все центры затрат |
4 | Ректорат | Все центры затрат |
5 | Управление общежитиями | Все центры затрат, за исключением |
6 | Санаторий-профилакторий | Все центры затрат |
Важным методологическим аспектом расчетов является учет особенностей деятельности центра общехозяйственных подразделений. Это подразделение обеспечивает деятельность не только центров затрат, как, например, научная библиотека, но и всех других общеуниверситетских и научных подразделений. В связи с этим затраты этого подразделения распределялись не только на центры затрат, но и на научные и прочие общеуниверситетские подразделения.
Затраты центра иностранных языков были отнесены ко всем центрам затрат. Услуги управления общежитиями предоставляются всем студентам, имеющим право на получение данной услуги. Следовательно, затраты данного подразделения должны быть отнесены ко всем центрам затрат, за исключением вечернего факультета. Услуги научной библиотеки предоставляются всем студентам вуза, следовательно, данное подразделение будет отнесено ко всем центрам затрат.
Схема отнесения затрат общеуниверситетских подразделений на центры затрат представлена на рисунке 1.
Третий этап. Определение объема расходов на оказание государственных услуг высшего образования по каждому структурному подразделению с учетом расходов общеуниверситетских подразделений
В разрезе факультетов по каждому направлению расходов суммируются следующие расходы:
1) прямые расходы на факультет (по данным графы 7 табл. 2);
2) расходы на общеуниверситетские подразделения, распределенные по факультетам структурным методом (по данным табл. 4).
Таким образом определяются полные затраты центров затрат на оказание услуг высшего образования.
Результаты расчетов представляются по форме согласно таблице 6.
Полные затраты на оказание услуги ВО в разрезе центров затрат
Таблица 6
№ | Наименование | Прямые затраты центра затрат, тыс. руб. | Косвенные затраты, тыс. руб. | Полные затраты центра затрат на оказание услуг ВО, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|
1 | Биологический факультет | |||
2 | Факультет почвоведения | |||
... |
Таким образом, в результате распределения затрат общеуниверситетских структурных подразделений на услуги высшего образования по центрам затрат были получены полные затраты по каждому центру затрат.
Четвертый этап. Определение полных затрат на оказание единицы государственной услуги
Последним шагом является расчет полных затрат на оказание государственных услуг ВО на единицу приведенного контингента как частное от деления полученного выше значения полных затрат на приведенный контингент по центрам затрат (см. табл. 7).
Результаты расчета полных затрат на оказание государственных услуг ВО на единицу услуги
Таблица 7
№ | Наименование | Полные затраты на оказание услуг ВПО |
---|---|---|
1 | Биологический факультет | |
2 | Факультет почвоведения | |
.... |
Таким образом были рассчитаны полные (фактические) затраты пилотного вуза на оказание государственных услуг по реализации основных образовательных профессиональных программ высшего образования. Для проверки корректности расчета необходимо произвести цепочку обратных действий, в результате которых должна получиться сумма расходов вуза по смете согласно ПФХД.
Отметим, что информационной базой для расчета полных затрат пилотного вуза явились следующие материалы:
1) данные по объему контингента обучающихся по программе высшего образования по структурным подразделениям:
• численность студентов по бакалавриату; специалитету; магистратуре, предоставленная по бюджету и внебюджету по форме № ВПО-1;
2) данные по объемам финансирования за счет средств федерального бюджета и за счет средств от приносящей доход деятельности:
сметы бюджетных расходов на образование и науку и иные цели по факультетам;
сметы расходов на оказание приносящей доход деятельности (общехозяйственные, по факультетам, по иным структурным подразделениям);
отчеты об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, включающие доходы, расходы, источники финансирования по структурным подразделениям от приносящей доход деятельности.
Полученные в результате расчетов данные о полной стоимости образовательных услуг в разрезе специальностей и направлений подготовки рекомендуется сравнить с величиной определенных Минобрнауки России нормативных затрат вуза по аналогичным специальностям и направлениям подготовки, с величиной индивидуальных нормативных затрат вуза. Анализ полученных данных является важным инструментом планирования и оценки эффективности деятельности как вуза в целом, так и его отдельных структурных подразделений и принятия соответствующих управленческих решений.
Порядок отнесения расходов на услуги высшего образования по структурным подразделениям вуза
Приложение 1
Наименование статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления | Статья КОСГУ | Структурные подразделения, на которые относятся расходы | Порядок отнесения расходов |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | 210 | ||
Оплата труда | 211 | Факультеты, общеуниверситетские подразделения, обособленные и научные подразделения | Расходы на факультеты выделяются пропорционально объемам расходов на ФОТ ППС согласно штатному расписанию |
Прочие выплаты, в том числе: | 212 | ||
компенсации | 212 | Факультеты | Пропорционально количеству ставок ППС (статья рассматривается как компенсации преподавателям на приобретение книгоиздательской продукции) |
суточные преподавателям (практика) | 212 | Факультеты | Пропорционально штатной численности ППС на факультетах, имеющих расходы на практику согласно присланным сметам |
Начисления на выплаты на оплате труда | 213 | Факультеты, общеуниверситетские подразделения, обособленные и научные подразделения | Пропорционально 211 статье КОСГУ |
Оплата работ, услуг | 220 | ||
Услуги связи | 221 | Факультеты (услугами связи пользуются также и все прочие подразделения — административные, общеуниверситетские, расходы на которые в конечном итоге будут распределены между факультетами пропорционально ПК обучающихся, в данной связи расходы на услуги связи были отнесены на факультеты) | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
Транспортные услуги, в том числе: | 222 | ||
проезд преподавателей | 222 | Факультеты | Пропорционально штатной численности ППС на факультетах, имеющих расходы на практику согласно присланным сметам |
проезд студентов | 222 | Факультеты | Пропорционально ПК обучающихся на факультетах, имеющих расходы на практику согласно присланным сметам |
Коммунальные услуги | 223 | Факультеты, общеуниверситетские подразделения, обособленные и научные подразделения | Распределяются между факультетами и прочими подразделениями пропорционально площадям, внутри факультетов между услугами и специальностями — пропорционально контингенту |
Работы, услуги по содержанию имущества | 225 | Факультеты, общеуниверситетские подразделения, обособленные и научные подразделения | Распределяются между факультетами и прочими подразделениями пропорционально площадям, внутри факультетов между услугами и специальностями — пропорционально контингенту |
Прочие работы, услуги, в том числе: | 226 | ||
проживание преподавателей (практика) | 226 | Факультеты | Пропорционально штатной численности ППС на факультетах, имеющих расходы на практику согласно присланным сметам |
договор ГПХ | 226 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы со студентами | 226 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
Прочие расходы | 290 | ||
суточные студентам | 290 | Факультеты | Пропорционально ПК обучающихся на факультетах, имеющих расходы на практику согласно присланным сметам |
Поступление нефинансовых активов | 300 | ||
Увеличение стоимости | 310 | ||
приобретение оборудования | 310 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
пополнение библиотечного фонда | 310 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы со студентами | 310 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
Увеличение стоимости материальных запасов | 340 | ||
приобретение продуктов питания, медикаментов | 340 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы со студентами | 340 | Факультеты | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
Порядок отнесения косвенных расходов на услуги высшего образования центров затрат
Приложение 2
Наименование статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления | Статья КОСГУ | Порядок отнесения расходов |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Оплата труда | 211 | Расходы на факультеты выделяются пропорционально объемам расходов на ФОТ ППС согласно штатному расписанию |
Прочие выплаты, в том числе: | 212 | |
компенсации | 212 | Пропорционально количеству ставок ППС (статья рассматривается |
суточные преподавателям (практика) | 212 | Пропорционально штатной численности ППС на факультетах, |
Начисления на выплаты на оплате труда | 213 | Пропорционально 211 статье КОСГУ |
Оплата работ, услуг | 220 | |
Услуги связи | 221 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
Транспортные услуги, в том числе: | 222 | |
проезд преподавателей | 222 | Пропорционально штатной численности ППС на факультетах, |
проезд студентов | 222 | Пропорционально ПК обучающихся на факультетах, |
Коммунальные услуги | 223 | Распределяются между факультетами и прочими подразделениями пропорционально площадям, внутри факультетов между услугами и специальностями — пропорционально контингенту |
Работы, услуги по содержанию имущества | 225 | Распределяются между факультетами и прочими подразделениями пропорционально площадям, внутри факультетов между услугами и специальностями — пропорционально контингенту |
Прочие работы, услуги, в том числе: | 226 | |
проживание преподавателей (практика) | 226 | Пропорционально штатной численности ППС на факультетах, |
договор ГПХ | 226 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы | 226 | Пропорционально приведенному контингенту ВПО |
Прочие расходы | 290 | |
суточные студентам | 290 | Пропорционально ПК обучающихся на факультетах, |
Поступление нефинансовых активов | 300 | |
Увеличение стоимости основных средств, в том числе: | 310 | |
приобретение оборудования | 310 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
пополнение библиотечного фонда | 310 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы со студентами | 310 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
Увеличение стоимости материальных запасов | 340 | |
приобретение продуктов питания, медикаментов | 340 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |
организация культурно-массовой, спортивной, оздоровительной работы | 340 | Пропорционально численности приведенного контингента ВО |