Особенности составления и представления бюджетной отчетности
Письмом Минфина России и Федерального казначейства от 26 декабря 2013 г. № 02-07-007/57698 и № 42-7.4-05/2.3-870 доведена информация об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2013 год. Рассмотрим некоторые из них на примерах.
Г. А. СЕЛЕЗНЕВА, методолог
Представление Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее — Баланс ф. 0503130) осуществляется с учетом ряда норм.
Положениями Бюджетного кодекса предусматривается перечисление получателями бюджетных средств на единый счет бюджета не использованных ими остатков бюджетных средств, находящихся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года. Это должно повлечь за собой отсутствие остатков на счетах в кредитных организациях и в кассе учреждений и, соответственно, остатков по счетам 1 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации», 1 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», 1 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации», а также по счету 1 201 34 000 «Касса» в Балансе ф. 0503130.
Остатки на счетах
В то же время существуют ситуации, при которых такие остатки могут возникнуть. Например, при осуществлении расчетов по получению наличных денежных средств с использованием банковских карт, при сдаче денежных средств в последний рабочий день из кассы учреждения инкассаторам и в иных аналогичных ситуациях.
При использовании учреждением банковских карт для операций с наличными денежными средствами внесение возвращенных в кассу учреждения сумм, ранее выплаченных работнику организации, отражается по Дебету 1 201 23 510 «Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» и Кредиту 1 201 34 610 «Выбытия средств из кассы учреждения». Сумма наличных средств, внесенных учреждениями с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт), зачисляется на счет 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям», как правило, не ранее следующего операционного дня, а иногда на несколько дней позднее.
Сумма, зачисленная кредитной организацией — эмитентом банковской карты на счет 40116, отражается по Дебету 1 210 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» и Кредиту 1 201 23 610 «Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» датой отражения указанной суммы на счете Управления Федерального казначейства. Таким образом, на отчетную дату (1 января 2014 г.) будет сформирован остаток по счету 1 201 23 510 «Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации в пути».
Причины возникновения остатков по указанным счетам необходимо указать в текстовой части раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160).
В случае если учреждением предусмотрено формирование резерва наличных денежных средств для осуществления деятельности в нерабочие и праздничные дни в январе 2014 года, информация об остатках по счету 1 201 34 000 «Касса» раскрывается в текстовой части пояснительной записки с указанием лимита наличных денег, установленного учреждением, и целей осуществления расходов за счет указанных остатков. При этом следует принимать во внимание, что остаток денежных средств не должен превышать установленной учреждением максимально допустимой суммы наличных денег, которая может храниться в кассе1.
Перед составлением годовой отчетности, в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н, необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств. Одним из активов, подлежащих инвентаризации, являются акции и иные формы участия в капитале. Выявленные по результатам инвентаризации расхождения главные администраторы средств бюджета, осуществляющие полномочия собственника, отражают в корреспонденции со счетом 1 401 10 180 «Прочие доходы», в частности, по вложениям в уставные фонды государственных унитарных предприятий по Дебету 1 204 32 000 «Уставной фонд государственных (муниципальных) предприятий» и Кредиту 1 401 10 180 «Прочие доходы».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), наделяет субъект учета правом при формировании рабочего плана счетов учреждения вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов. Кроме того, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов.
К примеру, органами управления государственным (муниципальным) имуществом для учета доходов от реализации по договорам купли-продажи недвижимого имущества, предусматривающим рассрочку платежа, рабочий план счетов может быть дополнен счетом 1 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами». Право требования к покупателю, возникшее в момент заключения договора, отражается по Дебету 1 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» и Кредиту 1 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами». Остаток на счете 1 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» будет учитываться до прекращения права собственности (права оперативного управления) на реализованное имущество и признания доходов текущего финансового года. В таком случае остатки по строке 624 «Доходы будущих периодов (040140000) в Балансе ф. 0503130 могут включать в себя в том числе остатки по счету 1 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» на начало и конец отчетного периода.
Соответственно в показатель по строке 110 «Доходы будущих периодов» формы 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» необходимо включить разницу между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 1 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами», сложившимися за отчетный период в части операций по начислению доходов будущих периодов от реализации имущества.
Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее — Отчет ф. 0503128) формируется по бюджетным и денежным обязательствам, подлежащим оплате юридическому (физическому) лицу за счет средств соответствующего бюджета, в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения в 2013 году. Таким образом, бюджетные (денежные) обязательства, принятые к учету за счет лимитов бюджетных обязательств очередного (2014) года и плановых периодов и подлежащие по условиям договора (государственного контракта) или в соответствии с действующим законодательством исполнению в 2014 и последующих годах, в Отчете ф. 0503128 не отражаются.
Соответственно информация по кредиторской задолженности в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения ф. 0503169) за 2013 год отражается с учетом того, в каком финансовом году подлежит исполнению принятое денежное обязательство. Кредиторская задолженность по контрактам, заключенным в 2013 году и подлежащим оплате в 2014 году и плановом периоде, в Сведениях ф. 0503169 отражается по кодам бюджетной классификации в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.
Особенности составления и представления сводной бухгалтерской отчетности бюджетными и автономными учреждениями
Отчет ф. 0503737
Остатки в Балансе ф. 0503730 по строке 624 «доходы будущих периодов (040140000)» могут включать в себя остатки по счету 0 401 40 180 «Доходы будущих периодов от прочих доходов» в части начисленных доходов будущих периодов: по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (плановом периоде), в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении грантов, а также по иным договорам, предусматривающим обязательства контрагента по перечислению в адрес учреждения денежных средств на определенные цели в следующих финансовых периодах.
Отчеты ф. 0503737 представляются с учетом того, что показатели в разделе 1 «Доходы учреждения» в графе 7 «Исполнено плановых назначений через кассу учреждения» Отчета ф. 0503737 в части доходов от реализации работ, услуг, готовой продукции, иных доходов, поступающих в кассу учреждения, могут быть только по виду финансового обеспечения 2 «Собственные доходы учреждения».
К некассовым операциям относятся операции по исполнению расчетов по доходам (расходам) учреждения, осуществляемые без движения средств учреждения на лицевых счетах, счетах в кредитных организациях или в кассе учреждения. К их числу, например, можно отнести:
- операции по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ;
- операции по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на осуществление командировочных или хозяйственных расходов.
Операции по исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности без движения денежных средств учреждения отражаются в графе 8 «Некассовые операции» Отчета ф. 0503737.
В графе 8 «Некассовые операции» Отчета ф. 0503737 по строкам 831, 832 может быть отражена информация по операциям по исполнению денежных обязательств, принимаемых за счет разных видов финансового обеспечения, осуществленным без движения денежных средств путем зачета взаимных требований в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».
Рассмотрим на примере порядок заполнения Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
Исходные данные для формирования отчетов приведены на стр. 27.
Исходные данные для формирования отчетов
Наименование хозяйственной операции |
Сумма |
Бухгалтерские
| |
Заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственное задание |
6000,00 |
Дт 4 507 10 180 |
Кт 4 504 10 180 |
Утвержден план финансово-хозяйственной деятельности учреждения по виду финансового обеспечения «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания», в том числе на: | |||
— оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: заработная плата |
1790,00 |
Дт 4 504 10 211 |
Кт 4 506 10 211 |
— приобретение работ, услуг: услуги связи |
655,00 |
Дт 4 504 10 221 |
Кт 4 506 10 221 |
— приобретение работ, услуг: транспортные услуги |
555,00 |
Дт 4 504 10 222 |
Кт 4 506 10 222 |
— приобретение работ, услуг: прочие работы, услуги |
3000,00 |
Дт 4 504 10 226 |
Кт 4 506 10 226 |
Приняты расходные обязательства: | |||
по заработной плате |
1790,00 |
Дт 4 506 10 211 |
Кт 4 502 11 211 |
по услугам связи |
655,00 |
Дт 4 506 10 221 |
Кт 4 502 11 221 |
по транспортным услугам |
555,00 |
Дт 4 506 10 222 |
Кт 4 502 11 222 |
по прочим работам, услугам |
3000,00 |
Дт 4 506 10 226 |
Кт 4 502 11 226 |
Приняты денежные обязательства: | |||
по заработной плате |
1790,00 |
Дт 4 502 11 211 |
Кт 4 502 12 211 |
по услугам связи |
655,00 |
Дт 4 502 11 221 |
Кт 4 502 12 221 |
по транспортным услугам |
555,00 |
Дт 4 502 11 222 |
Кт 4 502 12 222 |
по прочим работам, услугам |
3000,00 |
Дт 4 502 11 226 |
Кт 4 502 12 226 |
Исходные данные для формирования примера заполнения отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) указаны в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные для формирования примера заполнения отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
Отчеты ф. 0503737 по видам финансового обеспечения приведены:
- таблица 2 (собственные доходы);
- таблица 3 (субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания).
Таблица 2
Отчет ф. 0503738
При составлении отчета ф. 0503737 необходимо учитывать, что в соответствии с положениями статьи 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, от продажи имущества, средства, полученные в возмещение вреда, компенсация ущерба (в том числе доходы от возмещения недостач, страховое возмещение по договорам ОСАГО), получаемые бюджетными и автономными учреждениями, относятся к собственным доходам учреждений и, соответственно, отражаются в рамках отчетности по приносящей доход деятельности.
Показатели формы Отчета о принятых бюджетным (автономным) учреждением обязательствах (ф. 0503738) (далее — Отчет ф. 0503738) отражают информацию по операциям по принятию и исполнению расходных (денежных) обязательств, подлежащих исполнению в течение отчетного финансового года.
Таким образом, информация об обязательствах (денежных обязательствах), принятых в 2013 году и подлежащих оплате в очередном финансовом году (плановом периоде), отраженная на счетах 0 502 21 000 «Принятые обязательства на очередной финансовый год» и 0 502 22 000 «Принятые денежные обязательства на очередной финансовый год», в показатели Отчета ф. 0503738 не включается. К таким обязательствам можно отнести:
- налоговые обязательства по уплате налога на имущество, срок уплаты которого предусмотрен в марте 2014 года;
- земельный налог, водный налог, уплачиваемые по окончании налогового периода;
- оплату коммунальных услуг или услуг связи за декабрь 2013 года, с установленным сроком платежа после окончания расчетного периода, то есть в январе 2014 года.
При сверке показателей Отчета ф. 0503738 по графе 11 «Не исполнено денежных обязательств» с показателями Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) допустимы расхождения на сумму принятых денежных обязательств, исполнение которых предусмотрено в очередном финансовом году (плановом периоде).
В связи с тем что часть денежных обязательств может быть исполнена учреждением без движения денежных средств, путем зачета встречных требований (некассовые операции) в показатель графы 9 «Исполнено денежных обязательств», дополнительно включается информация по расчетам по принятым обязательствам, отраженным в графе 8 «Некассовые операции» раздела 2 «Расходы учреждения» Отчета ф. 0503737.
Информация о возврате сумм дебиторской задолженности, возникшей в связи с возвратом ранее исполненных денежных обязательств, поступившей на счета учреждения как восстановление кассового расхода, не связанной с исполнением обязательств отчетного финансового года, в графе 9 «Исполнено денежных обязательств» не отражается.
Рассмотрим пример заполнения отчетов о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738).
Исходные данные для формирования отчетов указаны в таблице 4.
Таблица 4
Отчеты ф. 0503738 по видам финансового обеспечения — таблица 5 (собственные доходы).
Таблица 5
Таблица 6 — субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.
Таблица 6
Информацию о суммах возвратов денежных обязательств, оплаченных в прошлых отчетных периодах, отраженных в 2013 году как восстановление кассового расхода, необходимо раскрыть в текстовой части Пояснительной записки ф. 0503760 (см. пример).
Пример
Наименование показателя |
Код вида расходов (выбытий) |
Исполнено |
Отклонения (гр. 3 — гр. 4) |
Причины отклонений | |
ф. 0503737 |
ф. 0503738 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Обязательства по расходам (выплатам), всего |
х |
5175,00 |
5845,00 |
-130,00 |
х |
в том числе: | |||||
услуги связи |
221 |
525,00 |
655,00 |
-130,00 |
Возврат дебиторской задолженности по договору
|
1 Максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе, устанавливается в соответствии с требованиями Положения Центрального банка Российской Федерации от 12 октября 2011 г. №