Дебиторская задолженность: учет и списание
Рассмотрим случаи отражения и списания дебиторской задолженности.
Списание учреждением дебиторской задолженности ликвидированных юридических лиц
Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства (далее — задолженность), и (или) признания ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.
Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов относятся к полномочиям администратора доходов бюджета.
При этом согласно Бюджетному кодексу и Закону от 6 декабря 2011 г. №
Вместе с тем следует отметить, что на балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства Российской Федерации, а лишь те из них, которые относятся к активам.
Таким образом, в случае если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности установлена невозможность поступления денежных средств в доход бюджета (поступления имущественных выгод), такая задолженность (нереальная к взысканию), согласно пункту 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), отражается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
При этом внебалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной к взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения таковой за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).
Согласно пункту 34 Инструкции № 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной Инструкцией, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Таким образом, в случае установления администратором в ходе осуществления взыскания оснований по невозможности реализации предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидация юридического лица, смерть должника и т. д.), задолженность указанного должника ввиду невозможности возобновления ее взыскания может быть списана учреждением со счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
В соответствии с пунктом 2 Закона №
Учитывая изложенное, администратор доходов бюджета, обладающий в соответствии с Бюджетным кодексом полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования, вправе списать указанную задолженность со счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в соответствии с порядком, утвержденным актом в рамках формирования своей учетной политики.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона №
В связи с чем для принятия учреждением решения о списании задолженности со счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» целесообразно провести инвентаризацию указанных активов до составления бюджетной отчетности — с целью подтверждения сальдо на дату составления отчетности.
Списание дебиторской задолженности, образовавшейся в результате оказания бюджетными учреждениями услуг физическим лицам, при ликвидации бюджетного учреждения
Согласно пункту 9 статьи 9.2. Закона от 12 января 1996 г. №
При этом согласно статье 120 Гражданского кодекса бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом (в том числе имущественными правами) — как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Вместе с тем в соответствии с законодательством на имущественные финансовые требования, учитываемые на счетах дебиторской задолженности, ограничения по распоряжению имуществом с согласия собственника не распространяются.
В то же время пунктом 13 статьи 9.2 Закона №
При этом положениями Закона №
Таким образом, принятие решения о списании дебиторской задолженности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом ограничения крупной сделки.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о списании дебиторской задолженности необходимо учитывать отсутствие неисполненных обязательств, не обеспеченных активами, в том числе дебиторской задолженностью.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок (далее — Порядок) и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом, другими законами.
При этом в соответствии с установленным Порядком ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и погашению кредиторской задолженности, а также получению дебиторской задолженности.
По нашему мнению, при принятии решения о списании указанной дебиторской задолженности (обесценения) учреждению (ликвидационной комиссии) целесообразно провести оценку расходов и затрат, необходимых для осуществления возврата дебиторской задолженности по сравнению с ожидаемой экономической выгодой (поступлением, возмещением).
Решение о списании дебиторской задолженности, образовавшейся в результате оказания бюджетным учреждением услуг физическим лицам, принимается ликвидационной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании установленного учредителем Порядка.