Организация школьного питания
Перед бухгалтерами и организаторами школьного питания возникает множество вопросов по организации питания детей с помощью комбинатов детского питания. В статье рассмотрим некоторые моменты.
Большинство образовательных учреждений обеспечивают питание детей через комбинаты школьного питания (далее — КШП), задачами которых является:
- обеспечение учащихся полноценным горячим питанием;
- совершенствование разнообразия и качества питания;
- привитие культуры питания;
- обеспечение на каждом этапе соблюдения требований санитарных правил СанПиН.
Комбинаты школьного питания могут работать с образовательными учреждениями, имея коммерческую или государственную правовую форму. Рассмотрим подробнее организацию питания в образовательном учреждении.
Организация питания
Образовательные учреждения, которые являются потребителями данной услуги, разделяются на «сырьевые», способные из получаемого сырья самостоятельно приготовить все блюда, и «раздаточные», которые, не имея достаточного кухонного оборудования, получают уже готовые блюда и разогревают их перед раздачей. Школьные пищеблоки являются подразделениями КШП. Помещения школьных столовых оборудуются за счет бюджета образовательных учреждений. В каждой школе сведения о питающихся собирает ответственный по питанию (замдиректора) и через завпроизводством столовой подает заявку в КШП за два дня (это прописано в договоре, заключенном между образовательным учреждением и КШП).
В образовательном учреждении может применяться типовой план-меню (форма ОП-2 утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132) с циклом в 4 недели, рецептуры к нему опубликованы в специальном сборнике, однако при необходимости (отсутствие продуктов, необходимость корректировки цены, требования школ) заведующий производством разрабатывает новые варианты меню и рецептуры блюд. Нормы потребления для младшего и старшего возрастов установлены разные (а внутри старшего возраста — разные для мальчиков и девочек), однако меню составляется общее, поскольку пищеблок не может обеспечить приготовление одновременно большого разнообразия блюд. Выходы блюд не различаются по возрастам и полу. Для контроля соответствия нормам используются максимальные или осредненные значения. «Персональные» поправки в меню делаются лишь для отдельных школ. Количество блюд для льготников определяется исходя из количества учащихся, посещающих образовательное учреждение.
Меню составляет заведующий производством ежедневно в одном экземпляре накануне дня приготовления пищи, затем его утверждает руководитель образовательного учреждения. Рекомендуемое меню может корректироваться с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам. В плане-меню указываются наименования (графа 2) и номера блюд (графа 4) по сборнику рецептур или техническим условиям. Блюда в плане-меню записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и так далее. Бухгалтер-калькулятор производит по нему расчет и составляет накладные на сырье и, если необходимо, на блюда. В каждую школу ежедневно водитель-экспедитор вместе с продуктами или готовыми кулинарными изделиями передает сопроводительные документы: меню школьника, накладные, калькуляционные карты. Из школы возвращают подписанные накладные, экземпляр меню с квитанцией, в которую ответственный по питанию вписывает сумму питания за день, скрепляя ее печатью, и наличные денежные средства за проданные ранее товары и блюда.
Одновременно с поставкой комплексов блюд основного питания школьные буфеты организуют продажу покупных готовых блюд, выпечки, кулинарных изделий собственного приготовления. Ассортимент буфета составляет до 20–30 позиций. Учет основного питания и буфетной продукции ведется раздельно по видам оплаты (платное/бесплатное/буфетная продукция) в суммовом выражении. В конце месяца ответственные за питание школ составляют Акт с приложенной Ведомостью стоимости (по дням), сверяют или визируют их в КШП и сдают в бухгалтерию образовательного учреждения, которая проверяет норматив стоимости, после чего переводит бюджетные деньги в оплату питания на счет КШП. Оплата питания «нельготными» категориями (родительская плата) принимается наличными в столовой, некоторые школы собирают родительские деньги организованно.
Правила учета
Как уже было отмечено выше, отпуск горячих блюд в школьной столовой может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе — за счет бюджетных средств. Образовательному учреждению, которое обслуживает комбинат школьного питания, необходимо вести учет бесплатного питания учащихся за счет финансирования бюджета. В данном случае расчеты с КШП в соответствии с утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Расходы учреждения в размере стоимости оказанных им услуг питания льготной категории учащихся отражаются бухгалтерской записью (п. 128 Инструкции № 174н, п. 138 Инструкции № 183н):
Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».
Пример 1
Бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 3» заключило договор на обеспечение питания малообеспеченных детей с КШП «Ласточка». Целевые субсидии на питание малообеспеченных детей выделены из бюджета по программе «Здоровое питание». В марте 2014 года гимназию профинансировали на сумму 37 000 рублей по программе «Здоровое питание». Расчеты за питание производятся по окончании месяца на основании Акта об оказании услуг и выставленного счета-фактуры. Сумма по акту об оказании услуг составила 36 400 рублей. В бухгалтерском учете гимназия сделает следующие операции:
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступление целевых субсидий на питание малообеспеченных семей на лицевой счет гимназии в сумме 37 000 рублей;
Дебет 5 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 5 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражена услуга в бухгалтерском учете на основании выставленного Акта оказанных услуг на сумму 36 400 рублей;
Дебет 5 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата питания малообеспеченных детей в сумме 36 400 рублей.
На основании санитарных норм, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08», образовательные учреждения должны обеспечивать школьные столовые моющими средствами, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджета. Расчеты с поставщиками в бухгалтерском учете будут отражаться по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ счета 0 302 34 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов» (п. 128 Инструкции № 174н, п. 138 Инструкции № 183н). В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет 0 105 ХХ 000
«Материальные запасы»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поступление моющих средств;
Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 105 ХХ 000
«Материальные запасы»
— списание моющих средств по фактической стоимости каждой единицы согласно сформированной учетной политике учреждения. Акт о списании материальных запасов ф. 0504230 (Инструкция № 173н).
Напомним, что количество материалов, списанное за месяц в образовательном учреждении, устанавливается локальным актом.
Закупка оборудования для столовых образовательного учреждения осуществляется за счет бюджета, изредка — за счет КШП. Поэтому учет такого оборудования осуществляется по правилам Инструкций № 174н, 162н, 183н в зависимости от правовой формы учреждения.
Налогообложение
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены статьей 331.1 Налогового кодекса.
Налог на прибыль
Образовательное учреждение является получателем бюджетных средств и использует данные средства на обеспечение своей деятельности. Полученные субсидии на выполнение муниципального задания не являются доходом учреждения и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом не стоит забывать о раздельном учете доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и от иных источников (ст. 251 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Деятельность по оказанию услуг в сфере образования по проведению образовательными учреждениями учебно-производственного или воспитательного процесса не облагается НДС. При этом согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, связанные с проведением учебно-производственного процесса по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.
На основании статьи 145 Налогового кодекса образовательные учреждения имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма дохода не превышала двух миллионов рублей без учета НДС. Для предоставления данной льготы в налоговые органы представляются соответствующие документы, подтверждающие доход учреждения.
Также хотим отметить, что для КШП статьей 149 Налогового кодекса предоставляется льгота, целью которой является поддержка социально важных программ государства — обеспечения доступного питания для наиболее социально незащищенных слоев населения: школьников, студентов, персонала учреждения образования. Таким образом, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса поставщик продуктов питания, непосредственно реализующихся в столовой образовательного учреждения, имеет право воспользоваться освобождением от НДС.
Налог на имущество
Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Сюда также включается имущество, которое передано во временное владение, пользование и распоряжение.
Порядок исчисления и уплаты налога регулируется нормами главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса. Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество определен в статьях 375 и 376 Налогового кодекса. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса могут в своих законах предусмотреть налоговые льготы и основания их использования, в том числе и для образовательных учреждений. В большинстве регионов льгота присутствует.