«Кровопийца Шейлок»: легенда и реальность
Представляем вашему вниманию завершающую часть рассказа о роли еврейских общин в долговых отношениях средневековой Европы.
Откуда пришли Ротшильды?
В Германии еврейские ростовщики действовали наряду с ломбардцами в финансировании международной торговли. Ростовщические операции были единственным разрешенным для них видом деятельности. Обладая накопленным из поколения в поколение опытом, знаниями и связями, еврейские финансисты превосходили в торговле деньгами городские слои и аристократию. Получая высокие прибыли от фактической монополии на финансирование международной торговли в Германии (в среднем 20–30 процентов), еврейские ростовщики, впрочем, как и ломбардцы, сталкивались с негативным отношением со стороны городских ремесленных гильдий, пользующихся ростовщическим кредитом и рассматривающих ростовщическую деятельность как наносящую ущерб их интересам. Это породило широко распространившийся антисемитизм, периодически выливавшийся в погромы и конфискации.
В XIII столетии в Германии, как и в Англии, по отношению к евреям был введен порядок, по которому они объявлялись собственностью императорской власти и в качестве таковой могли передаваться другим лицам в качестве подарка, залога, займа на определенный срок или бессрочно. Император признавался распорядителем долгов евреям и выступал в качестве верховного кредитора. Император мог освободить своей волей от долгов евреям. Такой практикой часто пользовался Людвиг Баварский, который освобождал от долгов евреям представителей аристократии. С конца XIV века освобождение императором от долгов евреям было возведено в регулярную практику и распространено на города и целые области. В 1385 году по соглашению между императором Венцелем и представителями двадцати швабских городов за плату в 4000 гульденов города становились распорядителями всех долгов еврейским ростовщикам, жившим в них. При этом четвертая часть долга списывалась, остальной долг переводился на данный город, который в лице своих руководителей становился владельцем заложенного по этим долгам имущества с правом реализации залога. Позже такая реструктуризация долгов еврейским ростовщикам была распространена на всю Баварию.
Этот процесс хорошо иллюстрируется историей развития еврейской ростовщической общины города Франкфурта. В 1241 году еврейская община Франкфурта достигла 200 человек, которые имели статус королевских заимодавцев. Король гарантировал им свою защиту вместе с монополией на предоставление займов под проценты. В обмен они должны были платить в королевскую казну особый налог.
В 1241 году состоялся крупный еврейский погром во Франкфурте, в ходе которого значительная часть евреев была истреблена. До 1348 года евреи Франкфурта имели равные права с христианами. В 1349 году, после второго погрома, указом императора Карла IV евреи вместе со всем своим имуществом были переданы в собственность городу Франкфурту, который теперь был обязан заботиться об их покровительстве. Отношения с ними теперь регулировались специальным городским законом, который каждый год принимался заново. Закон запрещал евреям заниматься иными видами деятельности, кроме ростовщичества, определял для них за пределами городской стены специальный район расселения, гетто, которое евреи не без юмора прозвали «Новым Египтом». В период 1360–1500 годов еврейская община Франкфурта переживала упадок и не превышала 30 семейств. Иногда количество еврейских домохозяйств падало до 6–9 (1440 г.). В 1391 году германский король Венцеслав объявил для немецкой аристократии отмену долгов, в результате чего члены еврейской ростовщической общины Франкфурта были вынуждены под расписку вернуть все залоговые соглашения своим должникам. Все платежи со стороны заемщиков были прекращены. С 1554 года еврейская община Франкфурта начала расти и к 1612 году достигла 2700 человек. Сложилась достаточно влиятельная группа еврейских финансистов, которая на рубеже Нового времени действовала как источник финансирования городской верхушки, окрестной аристократии и королевских дворов, в том числе активно занималась кредитованием в обмен на право откупа налогов. Периодом социальной нестабильности и восстаний городских ремесленных гильдий, которые сопровождались еврейскими погромами, стали 1612–1616 годы. В 1616 году после подавления этих восстаний евреи Франкфурта получили новый городской закон, который обеспечил им определенные гарантии существования и ведения дел, хотя и не дал равных прав с христианами. К этому времени еврейская община активно использовала капиталы городских патрициев, принимавших участие в ее операциях и деливших прибыль. Этому процессу активно способствовало развитие франкфуртской ярмарки, сделавшей этот город к XVI веку крупнейшим торговым центром средневековой Германии. Именно из еврейской общины Франкфурта вышли Ротшильды, ставшие ведущей силой в финансовом мире Европы XIX века.
Мелкое ростовщичество и рост антисемитизма
Развитие внутренних торговых отношений во Франции, Англии и Германии, появление местного купеческого класса, ремесленных и торговых гильдий и союзов, постоянных ярмарок привело в конце XIII столетия к прогрессирующему вытеснению евреев из сферы торговли в сферу ростовщических долговых отношений. Эта сфера деятельности длительное время оставалась для них полностью открытой, и они не испытывали особой конкуренции со стороны христиан благодаря церковному запрету на ссуду денег под проценты. Торговля в средневековой Европе, напротив, все больше контролировалась монопольными национальными купеческими гильдиями и союзами, которые получали все больше привилегий от королевской власти и в которые путь для евреев был полностью закрыт. В области ростовщических денежных операций их конкурентом в тот период выступали только представители высшего католического духовенства. Как и в Древнем мире, в средневековой Европе монастыри, казначейства епископов и архиепископов накапливали за счет пожертвований, передачи вкладов на хранение, церковных сборов значительные денежные средства, которые пускались в активный оборот и использовались в ссудах. С экономическим развитием средневековой Европы нарастала и потребность в коммерческом, производственном и потребительском кредитах. Именно в мелком потребительском кредитовании еврейские ростовщики играли ведущую роль в европейских странах, чем зачастую и объясняется нарастание негативных настроений по отношению к еврейским общинам в западноевропейских городах. Анализ статистических данных и сохранившихся в архивах упоминаний об экономических операциях евреев в Германии с VI по XIII век показывают, что доля ростовщических операций в них выросла с 12 до 93 процентов. Евреи превратились из торговцев в ростовщиков. В законодательных актах, грамотах, статутах, регулирующих экономическую деятельность евреев в различных германских государствах XIII века, подробнейшим образом регулируются ссудные и залоговые операции евреев, уровень процентов, процесс разрешения споров по этим операциям, но ни словом не упоминается их торговая деятельность. Королевская власть повсюду в Европе начинает смотреть на евреев как на источник пополнения казны и пресс для выжимания доходов из своих подданных. Им оказывается покровительство, их ссудным и залоговым операциям не ставится никаких препятствий, но у них отсутствует какая-либо гарантия сохранения приобретенных богатств, которые в любой момент могут быть конфискованы королевской властью. Евреи объявляются «собственностью короны» в Англии, Франции, Германии, Испании. Они регулярно подвергаются конфискациям и изгнанию, причем в вину им ставится именно занятие ростовщичеством. Из Франции евреи изгонялись в 1181 году, поскольку «половина Парижа» оказалась у них в залоге. Семнадцать лет спустя они были возвращены, и им вновь была предоставлена свобода занятий ростовщичеством, поскольку королевская казна остро нуждалась в средствах. В середине XIII столетия они были изгнаны и вновь возвращены Людовиком Святым, затем, пятьдесят лет спустя, — Филиппом IV. В течение всего XIV столетия евреи Франции жили под постоянной угрозой изгнания, наконец, в 1391 году были вновь экспроприированы и изгнаны окончательно. Такими же методами использовали евреев и местные европейские феодалы.
На обочине экономического прогресса
В эпоху позднего европейского Средневековья экономическая и финансовая роль еврейских общин стала падать. Они все больше вытеснялись из сфер торговли и долгового финансирования быстро укреплявшимися христианскими купцами и финансистами, которые успешно находили законные пути для обхода церковного запрета на взимание процентов по ссудам. Если первоначально услугами еврейских ростовщиков пользовались исключительно высшие круги аристократии и городская верхушка, то по мере развития экономики и финансовых отношений, захватывающих все более широкие круги городского и сельского населения, евреи стали находить все больше клиентов среди низших классов. Конкуренция со стороны «ломбардцев», получавших контроль над крупными долговыми операциями государств Европы, все больше вытесняла евреев в область мелкого ростовщичества среди городских низов и крестьянства. В XIV–XV столетиях евреи уже в основном дают ссуды на потребление в малом объеме и на короткий срок. В это время в Германии основную категорию клиентуры еврейских ростовщиков составляют ремесленники, сапожники, портные, шорники, крестьяне окрестных деревень. Они переходят к мелким ссудам под залог материалов и урожая, вводят недельные проценты, начисляют проценты на проценты за просрочку, вызывая все большую ненависть к себе среди должников и их стремление избавиться от долгов перед евреями. Именно в германских городах происходят регулярные еврейские погромы и изгнание евреев. Великая чума привела к повсеместным гонениям на евреев по всей Европе, особенно в 1348–1349 годах, поскольку именно их стали обвинять в распространении эпидемии. Повсюду в европейских городах долги перед евреями отменялись или переводились на имя представителей местной городской власти. К концу XV века экономическая и финансовая роль евреев упала настолько, что исчезла нужда в их услугах и в наличии еврейских общин вообще. Во Франции после окончательной экспроприации и изгнания евреев в 1394 году и вплоть до конца XVII века не осталось ни одной еврейской общины. В Германии и Австрии с 1420 года началась волна изгнаний евреев из городов, которая завершилась в 1519 году их окончательным изгнанием из Регенсбурга. С ролью еврейских общин в долговых отношениях в Англии, Франции и Германии было покончено. Это явилось следствием общего процесса вытеснения иностранцев из финансовой сферы в данных странах. В Англии этот процесс принял форму переворота, когда прекращение долговых платежей королевским казначейством, разоренным в конце XIV века проигранной Столетней войной, привело к краху ряда итальянских флорентийских банковских домов и к тому, что «ломбардцы» покинули Англию, после чего все финансовые операции сосредоточились в руках англичан. В середине XV века в Германии уже действует ряд крупных немецких торгово-финансовых домов — Вельзеры и Фуггеры в Аугсбурге, Эбнеры, Имгофы в Нюрнберге. Евреи все более превращаются в нежелательных конкурентов, и именно этим объясняется обострение враждебности по отношению к ним в эпоху позднего Средневековья. Именно экономические причины лежали в основе изменившегося в худшую сторону общественного положения еврейских общин и отношений с христианским населением. В Новое время, с формированием национальных торговых, промышленных и финансовых капиталов, с зарождением и развитием системы кредита евреи с их системой ростовщического кредита просто оказались лишними. Они разделили судьбу прочих иностранных банкиров, которые вначале приветствовались и поощрялись, а затем преследовались, экспроприировались и изгонялись. Евреи, как городские жители с тысячелетним опытом торговли и финансов, бесспорно, сыграли значительную роль в экономическом развитии варварских королевств Европы и Западной Европы Средневековья. Но в формировании и развитии капиталистических долговых отношений в Европе Нового времени евреи уже не играли никакой исключительной роли. Формирование и развитие этих отношений происходило с особой интенсивностью в Голландии, Англии, Франции и Германии XVI–XVII веков, как раз в тот период, когда еврейские общины были полностью изгнаны из этих стран. Евреи получили возможность вернуться в Англию и затем во Францию только тогда, когда рамки средневекового хозяйства были полностью сломлены развитием капитализма и буржуазными революциями и для евреев открылось вновь знакомое поле деятельности рядом с представителями национальных торгово-финансовых и промышленных кругов. Естественно, что евреи стали массами приливать в страны с наиболее бурно развивающейся экономикой, где они могли найти применение своим капиталам и выработанным в течение тысячелетий практическим способностям. Однако не привлечение евреев послужило причиной экономического и финансового прогресса капиталистических отношений. Самостоятельное экономическое развитие этих передовых стран сделало возможным массовый приток в них евреев и их активное участие в экономической жизни.
Пришло время Ротшильдов. Еврейские финансисты, несомненно, сыграли значительную роль в развитии капиталистической системы хозяйствования в Европе. Специфическая роль евреев в Средние века и в Новое время заключалась в выдаче займов, ссуд под залог, финансировании королевских дворов и крупных держав, в торговле вообще и в торговле ценными бумагами в форме биржевых сделок в частности. Евреи удовлетворяли растущие потребности в заемных средствах средневековых европейских городов и нужду в финансировании потребления их населения, поскольку свободные капиталы христианских торговцев практически полностью уходили на новые торговые сделки. Поэтому евреи как ростовщики неизменно возвращались в европейские города и страны после своего изгнания оттуда, и даже после погромов. Важной была их роль в обмене валюты и переводе денег по безналичному расчету, в финансировании войн и колониальных предприятий, во взятии на откуп налогов, в кредитных, банковских и эмиссионных предприятиях. Однако все эти формы деятельности созданы не евреями. Они возникли на Древнем Востоке (в Вавилоне), перешли в эллинистические государства и Византию и только потом были восприняты евреям и арабами. Западноевропейские биржи в качестве «рынка купцов» созданы как раз европейскими христианскими купцами. Такие специфические формы приспособления средневековых канонических религиозных правовых норм к реальности рациональной хозяйственной деятельности, как коммандитные товарищества, привилегированные компании, акционерные общества, возникли без участия евреев, хотя евреи, несомненно, играли в деятельности всех этих хозяйственных учреждений очень заметную роль. Специфические для Нового времени формы предоставления государственного и частного кредита (в форме ренты) возникли первоначально в средневековых городах Европы, а затем были приспособлены к потребностям современных государств и кредитных учреждений.