«Земельный» учет имущества казны

«Земельный» учет имущества казны

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете имущества казны, в том числе земельных участков, находящихся в собственности публично-правового образования.

В соответствии с пунктом 145 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией № 157н, а также порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

При этом действующая норма, установленная пунктом 145 Инструкции № 157н, аналогична ранее действовавшей норме, установленной пунктом 91 приказа Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Согласно пункту 2 статьи 264.1. Бюджетного кодекса бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, в том числе составляющих имущество казны, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

При этом согласно статье 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) все активы и обязательства подлежат инвентаризации, в том числе и имущество казны.

Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона № 402-ФЗ). При этом обязательное проведение инвентаризации активов, в том числе составляющих имущество казны, перед составлением годовой бюджетной отчетности установлено пунктом 7 приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В то же время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.

Согласно пункту 6 Инструкции № 157н субъект учета, в целях организации бухгалтерского учета исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

При оформлении в рамках учетной политики указанного порядка, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться основными положениями методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». При этом, учитывая, что аналитический учет объектов имущества казны ведется на основании информации из ре­естра имущества публично-правового образования, инвентаризацию целесообразно осуществлять путем выверки данных бюджетного учета с данными из указанного реестра.

Кроме того, учитывая особенности управления объектами казны, назначение материально ответственного лица в отношении указанных объектов целесообразно в случае, когда должностными обязанностями указанного лица предусмотрено обслуживание объектов имущества казны в целях их содержания и (или) обеспечения сохранности.

Бюджетный учет

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса и Инструкции № 157н земельные участки относятся к объектам непроизведенных активов и подлежат учету на соответствующих счетах.

При этом земельные участки, входящие в состав имущества казны, учитываются в стоимостном выражении на счете 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

Обратите внимание, что земельные участки, передаваемые в безвозмездное пользование, не выбывают из состава имущества казны. Передача земельных участков в пользование отражается записью:

Дебет 1 108 55 330
«Увеличение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну»
Кредит 1 108 55 330
«Увеличение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну».

Одновременно в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением указанных объектов их учет осуществляется на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (п. 338 Инструкции № 157н).

В то же время отражение в учете учреждения операций, связанных с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, на балансовых счетах учета непроизведенных активов не осуществляется, а подлежит отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 77 Инструкции № 157н).

Кроме того, обратите внимание, что имущество казны, переданное в возмездное пользование (аренду), также не выбывает из состава имущества казны, и одновременно, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, учет указанного имущества осуществляется на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)». •

 


Реклама