Составление штатного расписания в учреждениях образования
Штатное расписание — организационно-распорядительный документ, в котором оформляются структура, штатный состав и численность учреждения, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и должностных окладов, а также возможных надбавок для каждой из должностей. Поговорим об этом в данной статье.
Штатное расписание образовательного учреждения представляет собой нормативный акт локального значения, раскрывающий информацию о штатной структуре учреждения, составе и численности работников. Данный документ позволяет упорядочить сведения о количестве структурных подразделений учреждения, имеющихся штатных единицах и соответствующих им должностных окладах. Штатное расписание, как и большинство прочих нормативных актов, утверждается приказом руководителя учреждения. В зависимости от размера учреждения и его численного состава обязанность по составлению штатного расписания может возлагаться на бухгалтера, работника кадровой службы либо на руководителя.
Особенности
Согласно статье 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного учреждения входит установление штатного расписания, которое ежегодно разрабатывается учебным заведением согласно выделенным субсидиям на выполнение государственного задания в части фонда оплаты труда (ст. 69.2 БК РФ). Образовательные учреждения разрабатывают и утверждают штатное расписание в следующих случаях:
начало календарного года (на первое января);
начало учебного года (на первое сентября);
сокращение штата;
повышение заработной платы (должностных окладов) и другие изменения.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям для возмещения им нормативных затрат, связанных с выполнением государственных или муниципальных заданий, из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством России, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ). В связи с этим можно сказать о том, что расчет размера субсидии производится в первом случае от исторически сложившегося уровня финансирования, где учреждение определяет объем финансирования, необходимый ему для функционирования, в том числе с учетом имеющегося штатного расписания и текущих затрат на фонд оплаты труда. Затем учредитель с учетом своих возможностей либо принимает это, либо сокращает запрашиваемый объем, а потом утвержденный объем делится на объемные показатели, определенные в проекте государственного или муниципального задания, например посещение учащихся. В итоге получается некий норматив финансирования единицы услуги. Следующий подход отличается от предыдущего тем, что норматив финансирования единицы услуги рассчитывается с учетом затрат, необходимых для оказания услуги в соответствии с имеющимися стандартами ее оказания. Например, если в соответствии с этими стандартами оказывать ту или иную образовательную услугу должен специалист определенной квалификации, а при ее предоставлении должны использоваться определенные учебные материалы, норматив будет включать в себя затраты, необходимые для оплаты труда такого специалиста и для обеспечения учебного процесса материалами. Затем рассчитанные нормативы умножаются на объемные показатели задания и выводится размер субсидии. Если требуемый размер субсидии превышает возможности учредителя, тогда уменьшаются объемные показатели задания.
Структура фонда оплаты труда
Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части, в которую входят компенсационные доплаты, и стимулирующей части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательного учреждения. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда. При этом доля фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего образовательный процесс, не может быть меньше фактического уровня за предыдущий финансовой год (кроме случаев, связанных со снижением объема оказываемых учреждением образовательных услуг, сокращением количества учащихся).
Штатное расписание, состав, должности
Формирование штатов образовательных учреждений предусматривается с учетом контингента учащихся, а также количества учащихся. Количество учащихся определяется на начало учебного года, то есть на первое сентября.
Списки учащихся утверждаются руководителем, согласовываются с советом учебного заведения, далее представляются учредителю в составе штатного расписания и тарификационных списков.
Расчет штатной численности работников образовательного учреждения начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одну учебную группу (класс): оно равно общему числу учебных часов в неделю по каждой учебной группе, деленному на установленную норму учебной нагрузки преподавателей данного учебного заведения. Расчет количества педагогических ставок, приходящихся на один класс (курс), осуществляется на основе Базисного учебного плана образовательного учреждения. Общее количество штатных единиц работников образовательного учреждения в течение учебного года изменяться не должно, так как учебная программа утверждена на учебный год.
Учебные заведения в своей работе применяют первичные учетные документы, отраженные в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», при этом согласно нормам Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» образовательные учреждения вправе разработать самостоятельно и утвердить форму штатного расписания в рамках формирования своей учетной политики. Основанием для разработки штатного расписания образовательного учреждения может служить штатное расписание формы № Т-3 (ф. 0301017), утвержденное вышеприведенным постановлением, которое в обязательном порядке должно содержать перечень групп персонала, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации и сведения о количестве штатных единиц.
В штатном расписании образовательного учреждения группы персонала делятся на:
- административно-управленческий (руководитель (директор, заведующий), главный бухгалтер, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, начальник планово-экономической службы, ведущий бухгалтер, начальник отдела кадров и т. д.);
- педагогический (преподаватель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня и т. д.);
- учебно-вспомогательный (методист, старший вожатый, диспетчер по расписанию, лаборант, техник информационного обеспечения, инженер по технике безопасности, библиотекарь, секретарь и т. д.);
- обслуживающий (гардеробщик, вахтер, сторож, комендант, рабочий по обслуживанию здания, уборщик территории, уборщик служебных помещений и т. д.).
Квалификационный уровень, тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам образовательного учреждения в соответствии со статьей 143 Трудового кодекса производится с учетом единого тарификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Справочник утвержден постановлением Правительства России от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам.
Для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников образования с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, служит раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. Хотим отметить, что не допускается введение в образовательном учреждении должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики, при этом вакантные должности должны входить в штатное расписание.
При заполнении графы «Количество штанных единиц» по должностям, по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации они указываются в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 2,75.
Если в штатном расписании нужно утвердить одинаковые названия должностей, но с разными должностными окладами, то по каждой штатной единице в отдельной строке указывают профессию, квалификацию, должностной оклад. Если в пределах штатного расписания для одинаковых должностей установлены одинаковые оклады, в одной строке устанавливают количество штатных единиц работников определенной профессии и квалификации и должностной оклад.
В графе «Должностной оклад на ставку» указывается месячный должностной оклад в рублевом исчислении, включающий в себя:
- базовый оклад;
- коэффициент, учитывающий сложность выполняемой работы (с учетом звания, степени);
- коэффициент, учитывающий уровень образования;
- коэффициент, учитывающий стаж педагогической работы;
- коэффициент, учитывающий уровень квалификационной подготовки,
а также другие коэффициенты распределения в зависимости от принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации коллективным договором, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.
Пример 1
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении для преподавателя на 1 января 2014 года установлен оклад в размере 5493,00 руб. Коэфициент, учитывающий уровень квалификационной подготовки педагогического персонала, составил:
— учитель высшей категории — 0,42;
— учитель первой категории — 0,34;
— учитель без категории — 0,28.
Для формирования должностных окладов педагогического персонала бухгалтер произведет следующий расчет (см. приложение 1).
Стимулирующие и компенсационные выплаты отражаются в графе «Надбавки» штатного расписания, которые устанавливаются действующим законодательством Российской Федерации и прописываются в положениях об оплате труда и стимулировании образовательного учреждения.
К стимулирующим выплатам относятся:
надбавка за тип и вид учреждения (например, гимназия);
надбавка за интенсивность и высокие результаты работы;
надбавка за звание;
надбавка за квалификационную категорию;
надбавка за выслугу лет, за стаж непрерывной работы.
К выплатам компенсационного характера относятся следующие:
доплата за проверку тетрадей, работ;
доплата за библиотечный фонд;
доплата за заведование кабинетом (аудиторией);
доплата за классное руководство в общеобразовательных учреждениях;
доплата за внеклассную работу (гимназии, лицеи, школы).
Приложение 1 к штатному расписанию на 1 января 2014 г.
Формирование должностных окладов на 1 января 2014 г. по МБОУ
Должность (специальность, профессия) | Количество ставок | Образование | Разряд, категория | Базовый оклад | Повышающий коэффициент, учитывающий уровень квалификационной подготовки | Должностной оклад на ставку | |
к-т | сумма | ||||||
Педагогический персонал | |||||||
Учитель | 1 | Высшее | Высшая | 5493 | 0,42 | 2307,06 | 7800,06 |
Учитель | 1 | Высшее | Первая | 5493 | 0,34 | 1867,62 | 7360,62 |
Учитель | 1 | Среднее | 5493 | 0,28 | 1538,04 | 7031,04 |
Для осуществления расчета доплат, отраженных в штатном расписании высших учебных заведений, дополнительно работниками кадровой службы заполняется Учетная карточка научного, научно-педагогического работника (ф. № Т-4) на основании соответствующих документов:
- диплома доктора наук;
- кандидата наук;
- аттестата доцента;
- профессора и другие сведения, сообщенные о себе работником.
В учетной карточке указывается наименование учреждения, в котором была окончена аспирантура (адъюнктура, докторантура), дата ее окончания, а также номер, серия и дата выдачи соответствующего удостоверения, ученая степень, ученое звание.
Хочется отметить, что общественные явления также влияют на изменение порядка формирования штата образовательного учреждения. В этом случае Министерство образования издает специальные нормативные документы, в которых рекомендует сменить структуру штатного расписания учреждения.
Пример 2
Дошкольному бюджетному образовательному учреждению специалистами Института коррекционной педагогики для интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии рекомендовано ввести в штатное расписание учреждений должности:
— учителя-дефектолога;
— педагога-психолога;
— музыкального руководителя;
— инструктора по физкультуре;
— педагога дополнительного образования.
Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Так, в образовательных учреждениях, в которых проводятся занятия обучающихся во вторую и третью смены, дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчета: норма убираемой площади на одну ставку рабочего равна пятистам квадратным метрам. Количество таких ставок определяется как результат деления совокупной площади образовательного учреждения, подлежащей уборке (на основе технического паспорта учреждения), на норму убираемой площади на одного уборщика служебного помещения (нормы убираемой площади устанавливаются локальным актом учреждения). В установленные сроки образовательным учреждением проводится аттестация рабочих мест, которая дает возможность установления доплат за неблагоприятные условия труда.
Штатное расписание является перечнем всех должностей в заведении (в том числе вакантных) с указанием их квалификации, количества, размеров должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат. А должности учителей в штатное расписание вносятся по каждой квалификационной категории с указанием общего количества ставок и фонда оплаты труда по данным тарификационного списка.
Применение в налоговом учете
Поскольку штатное расписание как организационно-распорядительный документ отражает штатный состав и численность учреждения, включает перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и должностных окладов, а также возможных надбавок для каждой из должностей, оно служит документом, в котором обобщены данные по расходам на заработную плату, а также количеству работников организации. Следовательно, штатное расписание расценивается как документ, подтверждающий применение налоговых льгот по соответствующим налогам.
Например, при проведении документальных проверок территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации также возможен запрос о предоставлении штатного расписания (Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утв. постановлением правления ПФ РФ от 30 января 2002 г. № 11п)).
Также штатное расписание является основанием произведенных расходов по оплате труда и начислений («Зарплатные налоги») в целях налогового учета по налогу на прибыль.
Трудовые споры
Штатное расписание может помочь в случае трудовых споров с работником.
Например, в случае изменения (сокращения) штатного расписания или численности работников штатное расписание, утвержденное до сокращения, новое штатное расписание и соответствующие приказы будут одними из основных доказательств в суде в случае спора с работником. Также штатное расписание подтверждает, что в организации отсутствовали вакантные штатные должности при сокращении штатных единиц (Трудовым кодексом РФ установлено, что работнику должен быть предложен перевод в случае сокращения штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)).