Электронные дневники
Новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществами дает возможность более оперативно информировать участников образовательного процесса обо всем. Такое взаимодействие позволяет решить одну из главных задач: повышение информативности. Попытаемся разобраться в данной теме и отразить отдельные моменты в бухгалтерском учете.
В эпоху современных технологий, компьютерной автоматизации именно образовательные учреждения не должны отставать от электронных процессов. Одним из современных требований к образовательному учреждению является ведение электронного документооборота. Электронные проекты, которые успешно апробируются и имеют множество положительных откликов, включают в себя ведение электронных дневников, журналов, табелей успеваемости, что своевременно помогает получить информацию об успеваемости и посещаемости учениками учебного заведения. Также электронные проекты дают возможность узнать о письмах и положениях, приходящих из вышестоящих инстанций, текущих и глобальных школьных делах и мероприятиях, родителям — о событиях, происходящих в учебном заведении, документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, и т. д.
Цели для создания электронного документооборота:
- построение информационной среды образовательного учреждения;
- повышение открытости и доступности образования;
- предоставление участникам учебно-воспитательного процесса государственных услуг в электронном виде.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что электронные дневники, журналы позволяют оперативно взаимодействовать как с участниками образовательного процесса, так и с внешними пользователями (педагогами, родителями, учениками и администрацией образовательного учреждения), а также способствуют повышению качества управления образованием.
Функциональность
В системах электронных дневников и журналов обычно реализованы системы личных кабинетов с различным набором функций, зависящих от прав доступа и той роли, которую выполняет пользователь.
Педагогам — расписание уроков, аналог классного журнала с возможностью указания тем уроков и домашних заданий, возможность загрузки контента, автоматическое построение учебных отчетов по своим предметам.
Ученикам и родителям (законным представителям) — просмотр дневника с оценками, комментариями, домашними заданиями, отчеты успеваемости по периодам. Школьники, которые временно отсутствуют по состоянию здоровья (болезни), могут без проблем узнать домашнее задание.
Администрации школ и управления образования — мониторинг образовательной деятельности, принятие управленческих решений, формирование отчетов по группе или отдельным образовательным учреждениям.
Общие функции — возможность общения во внутренней социальной сети, передачи сообщений и материалов. Поэтому важным условием эффективного перехода к работе в режиме электронного документооборота является обеспечение доступа к сети интернет всех участников образовательного процесса, повышение мобильности всех субъектов образовательной деятельности.
Для удобства использования как в урочное, так и во внеурочное время педагогам при переходе на ведение электронного журнала, табеля посещения, дневников необходимо мобильное устройство. Одним из таких устройств является планшетный персональный компьютер (планшет). Педагог, находясь в любом месте аудитории, учебного заведения либо за их пределами (на экскурсии или практических занятиях), имеет доступ к справочным ресурсам интернета, аудио- и видеофайлам, а также может работать с электронными дневником и журналом, выставлять оценки и отмечать пропуски, публиковать домашние задания. Работа в режиме онлайн позволяет педагогам повысить качество и сроки исполнения отдельных задач учебного процесса.
Нормативная база
Основанием для предоставления информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника, журнала являются:
- распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»;
- письмо Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».
Большинство образовательных учреждений для ведения электронных журналов, дневников, табелей привлекают сторонние организации. Но согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих на педагогический персонал возлагается осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся) (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). В связи с этим на учителей возлагается обязанность ведения дневников и журналов учащихся в электронном виде. Таким образом, должностные обязанности учителей предусматривают ведение дневников и журналов в электронной форме, в связи с чем для установления за это доплат нет оснований.
Бухгалтерский учет
Остановимся подробнее на вопросе привлечения сторонних организаций для ведения электронного документооборота образовательного учреждения. Отметим, что указанную услугу для принятия обязательств в образовательном учреждении возможно осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности согласно утвержденному плану ФХД. В соответствии с разделом V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы на привлечение отмеченной выше услуги следует отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Пример 1
Бюджетное образовательное учреждение сформировало списки учащихся и их родителей, желающих просматривать табели, дневники в электронном виде. После необходимой процедуры торгов учебное заведение заключило на учебный год (9 месяцев) договор с ООО «Проект» в сумме 18 000 руб. Ежемесячная оплата составляет 2000 руб.
Бухгалтер образовательного учреждения в течение учебного года сделает следующие записи:
Дебет 2 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислена задолженность учреждения по оказанным услугам (акт оказанных услуг) в сумме 2000 руб.;
Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена поставщику сумма 2000 руб. за предоставленную услугу.Одновременно отражается выбытие денежных средств со счета учреждения на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;
Дебет 2 401 20 226
«Прочие расходы»
Кредит 2 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
— отражена себестоимость оказанных услуг на расходы учреждения в сумме 2000 руб.