Возврат страховых взносов из ФСС

Функция администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возлагается на ФСС РФ. У государственного (муниципального) учреждения может возникнуть ситуация, когда необходимо обратиться в фонд для возмещения произведенных расходов.

Проверка учредителями эффективного использования бюджетных средств заставляет государственные (муниципальные) учреждения держать на контроле вопрос по их целевому использованию. Один из вопросов по отвлечению бюджетных средств у учредителя касается расходов на выплату социальных пособий (по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т. д.), которые превышают сумму начисленных страховых взносов по социальному страхованию. О порядке возмещения средств из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ) с учетом произошедших изменений в сфере социального страхования, а также об отражении операций в бюджетном учете и поговорим далее.

Правовая основа

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, а также за правильностью выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляют ФСС РФ и его территориальные органы.

По итогам отчетного периода, то есть по итогам составления отчета за квартал, полугодие, девять месяцев или год, у государственных (муниципальных) учреждений образуется сумма разницы, в том числе отрицательная (между начисленными суммами страховых взносов и начисленными суммами пособий).

Учреждения вправе зачесть сумму превышения расходов в пределах расчетного периода, то есть календарного года. Об этом говорится в пункте 2.1 статьи 15 Закона № 212?ФЗ. Поэтому не нужно откладывать этот вопрос в дальний ящик, а следует оперативно обратиться в ФСС РФ за возмещением средств. Основанием обращения служит пункт 2 статьи 4.6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255?ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255?ФЗ). Срок обращения в ФСС РФ за возмещением средств на выплату пособий законодательно не установлен, поэтому учреждения вправе обратиться в любое время.

На первом этапе необходимо сделать сверку расчетов и платежей с ФСС РФ. Заявление о проведении сверки составляется в произвольной форме. Результаты расчетов оформляются актом по форме 21-ФСС РФ, утвержденной приказом Минтруда России от 4 декабря 2013 г. № 712н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов» (далее — Приказ № 712н).

Основными пунктами акта сверки будут:

  • задолженность (по страховым взносам, пеням и штрафам);
  • излишне уплаченные суммы (по страховым взносам, пеням и штрафам);
  • излишне взысканные суммы;
  • денежные средства, списанные со счетов плательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов;
  • невыясненные платежи.

После проведения сверки расчетов с ФСС РФ учреждению необходимо подготовить пакет документов для возмещения денежных средств.

Отражение в отчетности

Порядок заполнения Формы-4 ФСС утвержден приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» (далее — Приказ № 107н).

Для того чтобы увидеть суммы задолженности и возмещения произведенных расходов, остановимся на заполнении раздела 1 таблицы 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» формы Расчета:

  • в строке 6 указываются суммы денежных средств, полученные от территориального фонда страхователем на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 7.7 Приказа № 107н);
  • если учреждение выявило отрицательную разницу между начисленными суммами страховых взносов в ФСС РФ и суммами пособий, то она будет отражаться в строке 9 — сумма задолженности на конец отчетного (расчетного) периода на основании данных бухгалтерского учета страхователя (п. 7.10 Приказа № 107н);
  • в строке 10 — сумма задолженности за ФСС РФ на конец отчетного периода, образовавшаяся за счет превышения произведенных расходов на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальный орган фонда (п. 7.10 Приказа № 107н).

Пакет документов

Перечень документов, которые должны представить государственные (муниципальные) учреждения для принятия решения ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 4 декабря 2009 г. № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения» (далее — Приказ № 951н).

Учреждение обращается с письменным заявлением в ФСС РФ (по месту регистрации). Форма 23-ФСС РФ «Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов» утверждена Приказом № 712н (Приложение № 6), в которой указываются следующие данные:

  • наименование учреждения;
  • регистрационный номер в органе контроля;
  • код подчиненности;
  • ИНН, КПП;
  • адрес места нахождения;
  • сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения;
  • реквизиты лицевого счета, открытого в органе Федерального казначейства.

Подать заявление можно по почте или лично. Если заявление сдает не руководитель учреждения, а его представитель по доверенности (п. 1, 7 ст. 5.1 Закона № 212?ФЗ), то в заявлении он должен указать наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, а также документа, подтверждающего его полномочия как представителя (п. 3, 8, 9 ст. 5.1 Закона № 212?ФЗ). К заявлению необходимо приложить Доверенность.

С 2015 года заявление можно подавать и в форме электронного документа. Это установлено пунктом 6 статьи 26 Закона № 212?ФЗ.

К заявлению прилагаются следующие документы (п. 2, 3 Приказа № 951н):

  • Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), подтверждающий начисление расходов на выплату пособий. Необходимо иметь в виду, что расчет может быть составлен не только на конец отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года) (ст. 10 Закона № 212?ФЗ), но и по состоянию на конец месяца возникновения расходов. То есть это может быть промежуточный расчет с начала года и на конец любого месяца;
  • копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, в частности:

 

  • листки нетрудоспособности, заполненные в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия — для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), — для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС), а в случае рождения ребенка за пределами РФ — легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия — для единовременного пособия при рождении ребенка;
  • документы, предусмотренные частями 6 и 7 статьи 13 Закона № 255?ФЗ, — для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

К ним относятся:

  • заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и копия свидетельства либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;
  • справка с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
  • справка из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • справка о смерти, выданная органами ЗАГС, — для социального пособия на погребение.

Отметим, что документы, подтверждающие обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, могут предоставляться в ФСС РФ с момента возникновения этих расходов.

Заверяем документы

Для представления документов в ФСС РФ копии подлинных документов необходимо заверить. Указ Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» является действующим документом, и порядок заверения, изложенный в нем, распространяется и на другие документы (согласно обычаям делового оборота).

Заверение должно содержать следующие реквизиты:

  • заверительная надпись («копия верна» или «верно»);
  • должность лица, который заверил копию («Директор»);
  • подпись заверившего лица (руководитель, заместитель — утвержденный приказом);
  • расшифровка подписи (фамилия и инициалы);
  • печать учреждения;
  • дата заверения.

Документы складываются в хронологической последовательности, нумеруются и прошиваются.

Решение фонда

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение десяти календарных дней с даты представления учреждением всех необходимых документов (п. 3 ст. 4.6 Закона № 255?ФЗ). При рассмотрении обращения в соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Закона № 255?ФЗ фонд вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов по обязательному социальному страхованию, а также затребовать от учреждения дополнительные сведения и документы. Срок рассмотрения обращения учреждения может быть увеличен в случаях, когда ФСС РФ назначает выездную проверку. В таких случаях решение о выделении средств принимается только по ее результатам. Проверив документы, специалисты отделения ФСС РФ обязаны оповестить о том, что принято решение вернуть суммы средств на выплату пособий.

Сообщение передается:

  • лично руководителю или представителю организации под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения;
  • по почте заказным письмом. Оно считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления.

Если принято решение об отказе в выделении средств на выплату пособий, фонд направляет в учреждение мотивированный ответ в течение трех дней со дня вынесения решения (п. 5 ст. 4.6 Закона № 255?ФЗ). При этом отметим, что учреждение вправе обжаловать решение об отказе в выделении необходимых средств либо в вышестоящем органе страховщика, либо в суде (п. 6 ст. 4.6 Закона № 255?ФЗ).

Пример

На начало 2014 года бюджетное учреждение имеет дебиторскую задолженность за ФСС РФ в сумме 10 000 руб. В сентябре 2014 года учреждение представило в ФСС РФ заявление и пакет документов для возврата суммы, образовавшейся за счет превышения произведенных расходов на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой страховых взносов — 10 000 руб. За четвертый квартал 2014 года бюджетное учреждение начислило страховые взносы в ФСС РФ в сумме 82 650 руб.: за октябрь — 27 550 руб.; за ноябрь — 27 550 руб.; за декабрь — 27 550 руб. Сумма пособий по временной нетрудоспособности за этот же период составила 22 400 руб., из них 5 100 руб. были выплачены из средств бюджетного учреждения за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255?ФЗ), остальные 17 300 руб. — из средств ФСС РФ: за октябрь — 4 260 руб.; за ноябрь — 7 253 руб.; за декабрь — 5 787 руб. Учреждение произвело оплату страховых взносов: за октябрь —27 550 руб.; за ноябрь — 27 550 руб.; за декабрь — 27 550 руб. После проведения камеральной проверки ФСС РФ в октябре возместил произведенные расходы учреждению на сумму 10 000 руб., которые бухгалтер отразил в том отчетном периоде, в котором они фактически были зачислены на лицевой счет учреждения, открытый в органе казначейства. На начало отчетного периода размер начисленных и уплаченных страховых взносов составляет 247 950 руб., а расходы на цели обязательного социального страхования — 1 370 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 4 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— начисление страховых взносов в ФСС РФ в сумме 82 650 руб. за четвертый квартал 2014 года;

Дебет 4 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 302 11 730 
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начисление пособия в сумме 5 100 руб. по временной нетрудоспособности за счет средств учреждения;

Дебет 4 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Кредит 4 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
— начисление пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ в сумме 17 300 руб.;

Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— получены средства из ФСС РФ по итогам камеральной проверки на лицевой счет учреждения, открытый в органе казначейства, в сумме 10 000 руб.

Данные бухгалтерского учета необходимо отразить в «Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения».

Заключение

Возврат денежных средств из ФСС РФ за предыдущие годы в текущем финансовом году является дебиторской задолженностью прошлых лет.

В случае возврата дебиторской задолженности прошлых лет от ФСС РФ в текущем финансовом году:

  • бюджетному учреждению — финансисты должны внести соответствующим образом необходимые изменения в План финансово-хозяйственной деятельности путем корректировки показателей как в доходную часть, так и в расходную;
  • казенному учреждению — бухгалтер должен осуществить перечисление задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета.

Если бюджетное учреждение получило денежные средства из ФСС РФ будучи учреждением нового типа согласно изменению своего статуса (Закон от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ), бухгалтеру следует проверить, в какой момент образовалась эта дебиторская задолженность. В случае возникновения дебиторской задолженности от ФСС РФ до момента изменения статуса бюджетного учреждения — денежные средства, полученные от ФСС РФ, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.

Для целей налогообложения возмещаемые ФСС РФ денежные средства на выплату социальных пособий (по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т. д.) не являются доходами учреждения при исчислении налога на прибыль, а также при применении упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями.


Реклама