Ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с государственным участием

Ценовой аудит крупных инвестиционных проектов с государственным участием

В настоящее время роль аудита повышается, поскольку аудиторские услуги не замыкаются на бухгалтерских проверках в общепринятом смысле этого понятия. Формы и предмет аудиторских услуг расширяются, повышая значимость аудируемых субъектов во всех отраслях.

Что такое ценовой аудит

Объем государственных инвестиций в объекты государственной собственности в сфере капитального строительства возрастает с каждым годом, и возникает необходимость системного контроля эффективности инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.

При этом долгосрочная государственная экономическая политика требует дополнительного регулирования и оценки эффективности расходования бюджетных средств, в связи с чем комплексный и системный подход к указанному вопросу обусловил создание института независимого публичного технологического и ценового аудита.

В зависимости от назначения аудит подразделяется на несколько видов, в том числе:

  • аудит финансовой отчетности;

  • налоговый аудит;

  • ценовой аудит;

  • управленческий аудит. 

При этом ценовой аудит — это проверка обоснованности установления цены в договоре, контракте. Применяется при проверке обоснованности бюджетных ассигнований.

Независимый публичный технологический и ценовой аудит представляет собой независимую экспертную оценку экономических, технических и технологических характеристик инвестиционного проекта объекта капитального строительства на разных этапах жизненного цикла проекта, проводимую независимой экспертной организацией в целях оптимизации проектных и технологических решений, повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения стоимости, сокращения сроков капитального строительства, а также повышения экологичности и энергоэффективности строительства.

Проведение публичного технологического и ценового а­уди­та крупных инвестиционных проектов с государственным участием регламентировано постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 382 (далее — Положение № 382).

Согласно приказу Минстроя России от 2 апреля 2014 г. № 153/ПР «Об утверждении порядка формирования перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием» (далее — Приказ № 153/ПР) утвержден порядок формирования перечня экспертных организаций и физических лиц, которые могут привлекаться к проведению публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием.

Экспертная организация или физическое лицо, претендующие на включение в перечень, представляют в Минстрой России следующие документы:

а) заявление о включении в перечень;

б) копии учредительных документов (с представлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариально) — для организации;

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для организации;

г) копии документов, подтверждающих наличие в штате заявителя специалистов, уровень профессионального образования и стаж работы которых соответствуют критериям, установленным пунктом 10 Положения № 382 о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, — для организации;

д) копии документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования, стажа и опыта работы критериям, установленным пунктом 11 Положения № 382, — для физического лица.

Согласно Положению № 382 «ценовой аудит инвестиционного проекта» — проведение экспертной оценки стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов публичного технологического аудита инвестиционного проекта.

Публичный технологический и ценовой аудит проводится:

а) по инвестиционным проектам в отношении объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, и объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы;

б) по инвестиционным проектам, планируемым к финансированию за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

С 2015 года публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд рублей и более.

Обратите внимание!
Публичный технологический и ценовой аудит не проводится в отношении инвестиционных проектов, сведения о которых составляют государственную тайну.

Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится в 2 этапа:

а) 1-й этап — на стадии подготовки соответствующего акта Правительства Российской Федерации об утверждении долгосрочных (федеральных) целевых программ, о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, об утверждении паспортов инвестиционных проектов, реализацию которых планируется осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Также 1-й этап публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов проводится при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу;

б) 2-й этап — на стадии утверждения проектной документации в отношении объекта капитального строительства, создаваемого в ходе реализации инвестиционного проекта.

При выборе экспертных организаций следует руководствоваться следующими критериями:

а) опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов в части, касающейся проектирования и строительства объектов капитального строительства по направлениям реализации инвестиционных проектов, составляющий не менее 7 лет, в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью от 1,5 млрд рублей и более;

б) знание специалистами экспертной организации законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, о техническом регулировании (в том числе требований к обеспечению безопасной эксплуатации объектов) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, а также проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства по направлениям реализации инвестиционных проектов;

в) обязательное участие в выполнении работ (оказании услуг) по проведению технологического и ценового аудита инвестиционных проектов не менее 5 специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы в указанной сфере деятельности, составляющий не менее 5 лет;

г) знание специалистами экспертной организации российского строительного рынка, в том числе строительных материалов и конструкций, строительной техники, рынка транспортных грузовых перевозок, рынка рабочей силы, включая знание их стоимостных характеристик.

По результатам проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с государственным участием ауди­тор выдает заключение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Обратите внимание!
Заключение о технологическом и ценовом аудите утверждается руководителем учреждения.

При этом порядок проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с государственным участием в учреждении необходимо утвердить внутренним локальным актом учреждения.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям

Субсидии предоставляются учреждениям в пределах бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю средств соответствующего бюджета на цели предоставления субсидий.

Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и учреждением на определенный срок.

Соглашение о предоставлении субсидии может содержать в том числе:

а) цель предоставления субсидии и ее объем с распределением по годам в отношении каждого объекта с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объекта, рассчитанной в ценах соответствующих лет стоимости объекта (сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства) либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества в федеральную собственность, а также с указанием общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения, в том числе объема предоставляемой субсидии.

Объем предоставляемой субсидии должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидии;

б) положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации соглашения о предоставлении субсидии;

в) условие о соблюдении учреждением при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

д) обязательство учреждения осуществлять без использования субсидии разработку проектной документации на объекты капитального строительства (или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации) и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, на финансовое обеспечение строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) которых планируется предоставление субсидии.

Бухгалтерский учет

Согласно Положению № 382 установлен порядок проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Предоставление специализированной организацией услуг по проведению обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется эти услуги оплатить в соответствии с договором (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Согласно разделу V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы по оплате услуг проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, указанные расходы отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства исполнителю за оказанные услуги согласно акту выполненных работ, услуг (заключению) с одновременным отражением по кредиту забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 206 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства авансом согласно условиям договора (контракта) с одновременным отражением по кредиту забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 206 26 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»
— зачет денежных средств согласно авансовым выплатам;

Дебет 5 401 20 226, 2 401 20 226, 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 5 302 26 730, 2 302 26 730, 4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отнесены расходы по проведению обязательного публичного технологического и ценового ауди­та соответственно за счет средств:
— целевой субсидии (на иную цель);
— полученных от приносящей доход деятельности (в части расходов, не формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг);
— субсидии на выполнение государственного задания;

Дебет 0 401 30 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Кредит 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
— отнесение произведенных расходов на финансовый результат по итогам текущего года.

Отметим, что код вида финансового обеспечения (КФО) указывается в зависимости от источника финансирования.

Аналитический учет расчетов с исполнителем услуг по договору ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) в разрезе кредиторов (п. 257 Инструкции № 157н).

Налоговый учет

НДС

Объекты налогообложения НДС установлены статьей 146 Налогового кодекса.

Объекты, не подпадающие под налогообложение налогом на добавленную стоимость, указаны в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146, подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса сумма НДС, предъявленная исполнителем услуг, учитывается в их стоимости, так как выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия, не признается объектом налогообложения по НДС.

Налог на прибыль

Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены статьей 105.3 Налогового кодекса. Положения указанной статьи учитываются при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам.

В случае оплаты бюджетным учреждением указанных услуг по источнику субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания следует иметь в виду, что средства, полученные бюджетным учреждением в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) ими в рамках целевого финансирования.

Обратите внимание!
При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. 


Реклама