Получаем медицинскую лицензию
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Нормативная база
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Законом от 4 мая 2011 г. № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99‑ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323‑ФЗ медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержден приложением к постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 (далее — Положение).
Пунктом 4 Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие:
- у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
- у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
з) соответствие соискателя лицензии — юридического лица:
- намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, требованиям, установленным статьями 15 и 16 Закона от 20 июля 2012 г. № 125‑ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»;
- намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
- намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу согласно установленным статьей 60 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Закона 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Формы документов, используемых в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 5 мая 2014 г. № 3166.
Типовая форма лицензии утверждена постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826.
Получение лицензии
Лицензирующий орган
Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие органы (п. 2 Положения):
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 года в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — по 31 декабря 2012 года включительно;
медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 года.
Внимание!
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Порядок получения лицензии
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 99‑ФЗ заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются:
а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);
в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
г) сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
д) сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
е) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «в» пункта 4 Положения, соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности;
ж) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, с которыми заключены трудовые договора, среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием); соответствующего профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
з) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «е» пункта 4 Положения, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
и) копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
к) опись прилагаемых документов.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 99‑ФЗ, пункту 16 Положения за переоформление лицензии уплачивается госпошлина. Ее размер установлен Налоговым кодексом.
С 1 января 2015 года согласно внесенным изменениям статьей 1 Закона от 21 июля 2014 г. № 221‑ФЗ в главу 25.3 Налогового кодекса размер госпошлины составит:
3500 рублей за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности;
750 рублей за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях.
Ответственность при осуществлении медицинской деятельности без лицензии
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии.
Согласно части 2 статьи 14.1 осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа;
на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае осуществления медицинской или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается:
- штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 1 ст. 235 Уголовного кодекса).
Обратите внимание!
Осуществление медицинской деятельности до получения новой и (или) в период оформления (продления) медицинской лицензии не допускается. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет медицинскую деятельность на основании ранее выданной лицензии.
Порядок переоформления лицензий установлен статьей 18 Закона № 99‑ФЗ.
Бухгалтерский учет
Полученная медицинская лицензия предполагает осуществление медицинской деятельности учреждением в течение срока действия лицензии.
Расходы учреждения по уплате госпошлины, связанные с лицензированием, осуществляются согласно подпункту 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.
Расходы учреждения, произведенные в текущем финансовом году, но относимые к очередным финансовым периодам, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете как расходы будущих периодов (п. 302 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).
Вместе с тем субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий (п. 6 Инструкции № 157н).
Согласно Инструкции № 157н, а также принятой Учетной политике учреждения затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, могут отражаться по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов.
Затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся.
Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства Российской Федерации о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, затраты учреждения на получение медицинской лицензии относятся на подстатью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Бухгалтерские записи, отражающие хозяйственные операции, связанные с получением медицинской лицензии, будут следующими:
Дебет 0 401 50 290
«Расходы будущих периодов»
Кредит 0 302 ХХ 730
«Увеличение расчетов по принятым обязательствам»
— расходы учреждения, связанные с получением медицинской лицензии в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам;
Дебет 0 401 20 290, 0 109 60 290
«Прочие расходы», «Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 0 401 50 290
«Расходы будущих периодов»
— расходы учреждения, произведенные ранее, отнесены на текущий финансовый результат.
Для казенных учреждений следует руководствоваться пунктами 121, 124 Инструкции № 162н, для бюджетных учреждений — пунктами 153, 160 Инструкции № 174н.
Обратите внимание! Указанные корреспонденции с использованием счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ, предусмотренного в рабочем плане счетов в разрезе статей (подстатей) КОСГУ, целесообразны только при отражении их в сформированной учетной политике учреждения.
Кроме того, корреспонденции счетов бухгалтерского учета, отражающие факты хозяйственной жизни учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае отсутствия таковых в Инструкциях № 162н, 174н утверждаются в составе сформированной учетной политики учреждения по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (учредителем).
Справочно:
- пункт 2 Инструкции № 162н: «при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение № 1 к настоящей Инструкции) органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции»;
- пункт 4 Инструкции № 174н: «при отсутствии в настоящей Инструкции корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции».
Налоговый учет
НДС
Операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, поименованы в статье 149 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно‑
эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. К медицинским услугам относятся:
услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
услуги патолого-анатомические;
услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
Согласно пункту 6 статьи 149 Налогового кодекса не облагаются налогом на добавленную стоимость операции при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налог на прибыль
Бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (ст. 50 ГК РФ).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Налог на прибыль учреждения рассчитывают и уплачивают самостоятельно в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
Однако стоит отметить, что до 1 января 2020 года действует положение пункта 1.1 статьи 284 Налогового кодекса, согласно которому медицинские организации могут применять ставку по налогу на прибыль 0 процентов в том случае, если осуществляемый ими вид медицинской деятельности поименован в Перечне видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 917 (абз. 1, 2 п. 1 ст. 284.1 НК РФ).
Применить указанную ставку налога на прибыль организаций учреждения могут, подав в налоговый орган по месту своего нахождения заявление не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).
Кроме того, указанным учреждениям необходимо представить в налоговые органы заявление и копии лицензий на медицинскую деятельность.
В случае если учреждение не применяет нормы статьи 284.1 Налогового кодекса, оно исчисляет и уплачивает налог на прибыль в общем порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.