Бухгалтерский учет навигаторов

Актуальность применения аппаратуры навигации сложно оспаривать. Уже становится обыденным приобретение спутниковой навигационной аппаратуры, широкомасштабное ее применение, особенно на наземном транспорте. Например, скорость прибытия бригад скорой помощи напрямую зависит от эффективной работы системы обмена информацией аппаратуры навигации.
Вопросы, возникающие у бухгалтера при приобретении, выбытии с бухгалтерского учета, рассмотрим в статье.

Вцелях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перево­зок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами (п. 1 ст. 4 Закона от 14 февраля 2009 г. № 22?ФЗ «О навигационной деятельности» (далее — Закон № 22?ФЗ)).

Положения национального стандарта от 9 ноября 2010 г. ГОСТ Р52928-2010 «Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения», принятые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, трактуют: «навигационная аппаратура потребителя — аппаратура, предназначенная для измерения параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем и выделения навигационных сообщений с целью определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов потребителя и скорости изменения этой поправки».

Правовые основы осуществления навигационной деятельности, направленные на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности, установлены Законом № 22?ФЗ.

Согласно статье 4 Закона № 22?ФЗ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе во­оружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Бухгалтерский учет

Принятие к учету

Физические и юридические лица могут осуществлять навигационную деятельность для собственных нужд и оказание услуг в сфере навигационной деятельности на всей территории Российской Федерации без ограничения точности определения координат объектов навигационной деятельности, за исключением территорий и объектов, для которых законодательством Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (ст. 8 Закона № 22?ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 22?ФЗ средства навигации и объекты навигационной деятельности могут находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности физических и (или) юридических лиц.

При этом согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

В соответствии с указанной нормой Инструкции № 157н аппаратура навигации отвечает критериям для принятия ее к бухгалтерскому (бюджетному) учету в составе объектов основных средств.

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно пункту 45 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов в составе основных средств учитываются как самостоятельный инвентарный объект.

Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — ОКОФ).

Основной функциональной характеристикой аппаратуры навигации является точность определения пространственных координат объекта, на котором она установлена. В связи с этим согласно ОКОФ аппаратуру навигации возможно отнести к группировке «Аппаратура управления, контроля, регистрации сообщений и оборудование вспомогательное для систем передачи данных» с кодом 14 3222155 8 либо к группировке «Средства радиолокационные метеоразведки, навигационные, геофизические» с кодом 14 3221020 3. Отнесение объекта нефинансового актива к той или иной группировке определяется решением комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

Что касается Порядка отнесения расходов на соответствующие группы, статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, то в соответствии с Указаниями № 65н приобретение указанной аппаратуры следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Обратите внимание! Расходы по установке (монтажу) аппаратуры навигации, не предусмотренные договором поставки, в случае необходимости следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Согласно статье 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом для организаций государственного сектора формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае — в соответствии с приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Инструкция № 173н).

Согласно Инструкции № 173н оформление операции по принятию к бухгалтерскому (бюджетному) учету аппаратуры навигации необходимо отразить в Акте о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, со­оружений) (ф. 0306001).

Согласно пункту 23 Инструкции № 157н основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Бухгалтерские записи по приобретению аппаратуры навигации будут следующими:

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— приобретение аппаратуры навигации согласно заключенному договору поставки;

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— приобретение услуг по установке (монтажу);

Дебет 0 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету аппаратуры навигации в составе объектов основных средств.

В случае заключения договора (государственного контракта) на абонементное обслуживание аппаратуры навигации расходы в соответствии с Указаниями № 65н следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Выбытие с учета

Объекты основных средств, в том числе аппаратура навигации, пришедшие в негодность (отсутствие возможности их дальнейшего использования), могут быть сняты с бухгалтерского (бюджетного) учета.

Отметим, федеральным бюджетным учреждениям при списании основных средств необходимо руководствоваться положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834 (далее — Постановление № 834).

Согласно нормам Постановления № 834 решение о списании федерального имущества принимается:

  • в отношении федерального движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества), закрепленного за учреждением учредителем либо приобретенного за счет средств учредителя, — учреждением самостоятельно;
  • в отношении особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем либо приобретенного за счет средств учредителя, — по согласованию с федеральными органами государственной (исполнительной) власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (собственника) федеральных бюджетных учреждений.

Напомним, что при определении категории имущества бюджетному учреждению необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», а также утвержденным перечнем учредителя.

Обратите внимание! Начисленная в размере 100 % стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции № 157н).

Согласно Инструкции № 173н оформление операции по выбытию с бухгалтерского (бюджетного) учета аппаратуры навигации необходимо отразить в Акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).

Бухгалтерские записи по выбытию аппаратуры навигации с бухгалтерского (бюджетного) учета будут следующими:

Дебет 0 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— отражение суммы начисленной амортизация по аппаратуре навигации, подлежащей выбытию;

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списание остаточной стоимости аппаратуры навигации.

Право пользования навигационными картами

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, являются объектами авторских прав (ст. 1259 Гражданского кодекса).

При этом заключение лицензионного договора не влечет за собой перехода исключительного права на использование навигационных карт к бюджетному учреждению (лицензиату) (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

Согласно статье 10.1 Закона № 22?ФЗ государственные навигационные карты подразделяются на:

  • государственные аэронавигационные карты;
  • государственные морские навигационные карты;
  • государственные навигационные карты внутренних водных путей;
  • государственные навигационные карты для решения задач в сфере обороны и безопасности Российской Федерации.

Неисключительное право пользования навигационными картами не относится к объектам нематериальных активов (п. 56 Инструкции № 157н).

В соответствии с Указаниями № 65н расходы по приобретению неисключительных прав на использование навигационных карт относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Операции по оплате вознаграждения за право пользования навигационными картами отражаются по кредиту счета 0 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам».

Налогообложение

НДС

Вопросы применения налога на добавленную стоимость определены главой 21 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146, подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса сумма НДС, предъявленная исполнителем услуг, учитывается в их стоимости, так как выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями в рамках государственного задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия, не признается объектом налогообложения по НДС.

Налог на прибыль организаций

Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены статьей 105.3 Налогового кодекса. Положения указанной статьи учитываются при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам.

В случае оплаты бюджетным учреждением указанных услуг по источнику субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания следует иметь в виду, что средства, полученные бюджетным учреждением в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, расходы бюджетного учреждения, произведенные за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.

При этом налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) ими в рамках целевого финансирования.

Обратите внимание! При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

По вопросу определения амортизационной группы аппаратуры навигации следует руководствоваться приказом Минтранса России от 31 июля 2012 г. № 285. Срок службы технических средств спутниковых систем навигации — 6 лет. Согласно пункту 3 статьи 258 Налогового кодекса указанное оборудование следует отнести к четвертой амортизационной группе — имущество со сроком полезного использования от 5 лет до 7 лет включительно. Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации (п. 3 ст. 272 НК РФ).


Реклама