Возврат аванса

Рассмотрим порядок учета денежных средств, удержанных в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, связанных с возвратом аванса, из средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в обеспечение исполнения контракта или уплаченных кредитной организацией по банковской гарантии.

Исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. На этом счете в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ч. 3 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ)).

Если в соответствии с условиями контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставлял обеспечение обязательства по возврату аванса, то в случае нарушения им этих обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, указанное обеспечение удерживается заказчиком согласно условиям контракта, или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств в соответствии с Гражданским кодексом.

Отметим, что заказчик вправе направить удержанное обеспечение на исполнение данного контракта либо, в случае расторжения ранее заключенного контракта, на заключение нового контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обратите внимание, что в соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) наряду с обеспечением возврата аванса может пре­дусматриваться обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафной неустойки. В этом случае, если предоставленного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, то решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно, поскольку согласно позиции Конституционного Суда РФ, Президиума ВАС России положения статьи 319 Гражданского кодекса не распространяются на требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки и о возмещении убытков (определение Конституционного Суда РФ от 21 июня 2011 г. № 854-О-О; п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 141).

Суммы удержанного обеспечения в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса в размере предоставленного аванса (а также процентов за пользование чужими денежными средствами в случаях, если контрактом предусматривалось обеспечение указанного обязательства) учитываются с учетом следующих положений бюджетного законодательства.

Заказчик по контракту — бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие

Суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения (предприятия), с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту, и подлежат использованию учреждением (предприятием) для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия как восстановление кассового расхода.

В случае если оплата обязательств по контракту осуществлялась бюджетным или автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением как некассовая операция.

В аналогичном порядке учитываются суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение того же финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта.

Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по коду статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»1 классификации операций сектора государственного управления, предусмотренному Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н).

Если источником финансового обеспечения по контракту являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 или статьей 78.2 Бюджетного кодекса, то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия до представления учреждением, предприятием Сведений об операциях с целевыми субсидиями, представленными государственному (муниципальному) учреждению (приложение к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н) (далее — Сведения № 81н). В графах 6–8 Сведений № 81н указывается информация о поступивших суммах удержанного обеспечения, а в графе 9 — планируемые расходы за счет указанных поступлений.

Если контракт был заключен бюджетным (автономным) учреждением за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения по предоставлению которой являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, то суммы удержанного обеспечения учитываются аналогичным образом.

Заказчик по контракту — получатель средств бюджета

Суммы удержанного обеспечения перечисляются в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Указанные поступления отражаются по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации 000 1 13 02000 00 0000 130 "Доходы от компенсации затрат государства"1 с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями № 65н.

Если суммы удержанного обеспечения поступили в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, при внесении изменений в закон (решение) о бюджете главному распорядителю бюджетных средств в пределах указанных поступлений на сумму, не превышающую размера суммы удержанного аванса, могут быть увеличены в установленном порядке бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для последующего доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств — государственному (муниципальному) заказчику.

В аналогичном порядке учитываются суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение того же финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта.

Если суммы удержанного обеспечения поступили после завершения финансового года, в котором осуществлялась выплата аванса по контракту, главному распорядителю бюджетных средств могут быть увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую размера обязательств, подлежавших исполнению в отчетном финансовом году, но не более суммы удержанного аванса, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, если при исполнении бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Источник финансового обеспечения расходов получателя средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета) на оплату контракта — средства целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации)

Учет сумм удержанного обеспечения в данном случае осуществляется в следующем порядке.

Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, заключенного государственным (муниципальным) заказчиком — получателем средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), подлежат возврату в доход бюджета, из которого были предоставлены целевые межбюджетные трансферты, с указанием КБК 000 2 18 00000 00 0000 151 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями № 65н.

На основании решения главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов о наличии потребности в направлении указанных остатков на те же цели осуществляется их возврат в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) с указанием КБК 000 2 19 00000 00 0000 000 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, установленных Указаниями № 65н.

Бюджетные ассигнования главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на закупку товаров, работ, услуг подлежат увеличению на основании статьи 232 Бюджетного кодекса путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись либо при внесении изменений в закон (решение) о бюджете с учетом положений пункта 3 статьи 79.1 Бюджетного кодекса:

  • для доведения лимитов бюджетных обязательств соответствующим получателям бюджетных средств — государственным (муниципальным) заказчикам: если суммы удержанного обеспечения поступили после завершения финансового года, в котором осуществлялась выплата аванса по контракту, главному распорядителю бюджетных средств могут быть увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую размера обязательств, подлежавших исполнению в отчетном финансовом году, но не более суммы удержанного аванса, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, если при исполнении бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • для использования заказчиком — бюджетным (автономным) учреждением: суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)"1 классификации операций сектора государственного управления, преду­смотренному Указаниями № 65н;
  • для использования заказчиком — бюджетным (автономным) учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием: если источником финансового обеспечения по контракту являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 или статьей 78.2 Бюджетного кодекса, то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия до представления учреждением, предприятием Сведений № 81н. При этом в графах 6–8 Сведений № 81н указывается информация о поступивших суммах удержанного обеспечения, а в графе 9 — планируемые расходы за счет указанных поступлений.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим отражение указанных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса.

При заключении контрактов учреждениями — получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета:

Дебет 1 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по компенсации затрат»
Кредит 1 206 XX 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам»
— предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя) о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта;

Дебет 1 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя) об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами;

Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление суммы удержанного обеспечения с лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытого государственному (муниципальному) заказчику, в доход бюджета;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 209 30 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по компенсации затрат»
— зачисление в доход бюджета суммы удержанного обеспечения в размере перечисленного поставщику аванса при исполнении требования о возврате аванса кредитной организацией по банковской гарантии, выданной поставщику, дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств»;

Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по суммам принудительного изъятия»
— зачисление в доход бюджета суммы удержанного обеспечения в размере перечисленного поставщику аванса в части процентов за пользование чужими денежными средствами.

При заключении контрактов учреждениями — получателями субсидий:

Дебет 0 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по компенсации затрат»
Кредит 0 206 XX 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам»
— предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя) о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта;

Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по расчетам по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— предъявлено требование в адрес поставщика (исполнителя) об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами;

Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 304 06 730
— удержание за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов (договоров) в сумме удовлетворения требования залогодержателя;

Дебет 0 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 0 209 30 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по компенсации затрат»
— уменьшение дебиторской задолженности в размере сумм, удержанных за счет сумм денежного залога (задатка), предоставленного в обеспечение исполнения контрактов;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 30 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по компенсации затрат»
— зачисление суммы, уплаченной кредитной организацией по банковской гарантии по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в части исполнения требования о возврате аванса на условиях государственного (муниципального) контракта;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по суммам принудительного изъятия»
— зачисление суммы, уплаченной кредитной организацией по банковской гарантии по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в части исполнения требования об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

Дополнительно отражается уменьшение суммы обеспечения обязательств на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств»;

Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление суммы, поступившей от кредитной организации по требованию об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в случае невозврата принципалом аванса, на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;

Дебет 5 201 11 510, 6 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 206 XX 660, 5 206 XX 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам»
— зачисление суммы удержанного обеспечения на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным и автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (в сумме ранее выплаченного аванса).


Реклама