Питаемся правильно
В большинстве государственных (муниципальных) учреждений питание организуется через столовые данных учреждений. Множество вопросов возникает по обеспечению пищеблоков продуктами, их хранению, списанию и отражению в учете. Подробнее остановимся на этих вопросах в статье.
При обеспечении питанием сотрудников, учащихся, пациентов государственные (муниципальные) учреждения должны соблюдать особые требования к размещению пищеблоков, санитарно-техническому обеспечению, оборудованию, инвентарю, посуде, таре, а также санитарному состоянию помещения, организации обслуживания горячим питанием, условиям и технологиям изготовления кулинарной продукции, профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, условиям труда персонала и другие.
Санитарные нормы
Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке учреждения регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, соблюдение которых осуществляется на основании следующих законодательных актов:
Закон от 30 марта 1999 г. № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. № 31 «О введении в действие санитарных правил»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36 «О введении в действие Санитарных правил»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599‑10»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 28 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП
На основании вышеперечисленных законодательных актов учреждения разрабатывают собственное положение о содержании пищеблока согласно санитарным нормам. Например, в положении о Санитарно-гигиеническом режиме на пищеблоке бюджетного учреждения прописано следующее:
технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами;
весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов;
кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению;
сбор пищевых отходов осуществляется в промаркированные металлические ведра с крышками, очистка которых производится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема;
ежедневная уборка пищеблока, один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря;
поступающие в учреждение продукты питания должны иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
Общие правила, отражение в учете
Приобретение продуктов питания в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется поэтапно, в первую очередь происходит закупка продуктов и принятие их к бухгалтерскому (бюджетному) учету, далее отпуск продуктов в производство и в заключение — списание их при приготовлении блюд. Рассмотрим каждый этап подробно.
Приобретаем и оформляем
Поступление в учреждение продуктов осуществляется после заключения договора (контракта) с поставщиком, который подписывается по итогам проведения торгов. Основными законодательными актами при заключении договора (контракта) являются:
Закон от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
Закон от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В договоре прописываются условия поставки, оплаты, срок действия и другие условия, не противоречащие законодательным актам РФ.
При отгрузке продуктов поставщик оформляет документы: товарную накладную ТОРГ-12, товарно-транспортную накладную
Материально ответственное лицо ведет учет продуктов питания в Книге учета материальных ценностей по форме 0504042 по наименованиям, сортам и количеству (Инструкция № 173н). На каждое наименование продукта питания открывается отдельная страница книги, в которой указываются поступление, расход и вывод остатка. Затем после принятия продуктов и оформления накладной материально ответственное лицо передает товарную накладную ТОРГ‑12 в бухгалтерию для постановки на бухгалтерский (бюджетный) учет. Аналитический учет продуктов питания ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) и в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
Накопительная ведомость по приходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и, при необходимости, по кодам продуктов питания и содержит сведения о поступлении продуктов в течение месяца, в конце месяца в ней подсчитываются обороты и выводятся остатки.
В соответствии с пунктами 100, 102 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), продукты питания принимаются к бухгалтерскому (бюджетному) учету по фактической стоимости, в которую включаются:
суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с договором (контрактом);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора (контракта);
суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;
суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
При покупке продуктов их фактическая стоимость формируется на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н), затем их сформированная стоимость списывается со счета, и в дальнейшем их учет осуществляется на счете 0 105 02 000 «Продукты питания».
Отпуск продуктов питания в производство
При отпуске продуктов питания в производство заблаговременно определяется меню, в зависимости от сроков, установленных руководителем учреждения. По каждому блюду, указанному в меню, составляется калькуляция. Это является основанием для формирования перечня продуктов питания, подлежащих отпуску в производство.
Сырье отпускается в производство на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). При передаче продуктов питания со склада в производство согласно утвержденному меню-требованию материальная ответственность переходит от одного материально ответственного лица к другому, например от кладовщика к заведующему производством.
Меню-требование заверяется подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания, и утверждается руководителем учреждения.
Отражение операций в бюджетном учете по перемещению продуктов питания со склада в производство осуществляется записью:
Дебет 0 105 Х2 340
«Увеличение стоимости продуктов питания»
Кредит 0 105 Х2 340
«Увеличение стоимости продуктов питания»
— передача продуктов со склада в производство в разрезе материально ответственных лиц.
Калькуляция
Расчет цен на блюда и изделия рекомендовано определять в калькуляционных карточках формы ОП-1 (постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании»). Форма носит рекомендательный порядок, поэтому учреждение должно утвердить форму локальным актом. В калькуляционных карточках указываются наименование блюда, номер рецептуры, дата составления калькуляции или ее изменения, выход блюда в готовом виде и цена порции.
Составление калькуляционного расчета (карточки) и определение продажной цены блюда производятся в следующем порядке:
определение ассортимента блюд;
установление нормы вложения сырья (на основании сборника рецептур);
определение подлежащих включению в калькуляцию продажных цен на сырье;
исчисление стоимости сырьевого набора блюда (порции);
установление продажной цены одного блюда (порции).
Определение цены одного блюда рекомендуется осуществлять в калькуляционной карточке из расчета стоимости сырья на сто блюд. Исходя из составленных калькуляций определяются состав и количество необходимых продуктов питания для производства блюд.
Для формирования стоимости (цены) блюд в учреждениях составляется меню, производится калькуляция с учетом наценки, где затраты по изготовлению готовой продукции списываются и подлежат учету в составе готовой продукции. На основании Требования-накладной (ф. 0315006) готовая продукция принимается к учету, а реализация готовых блюд в учете отражается на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Списание продуктов питания
Выбытие (списание) продуктов питания производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). Один из указанных способов определения стоимости продуктов при списании утверждается локальным актом (учетной политикой) учреждения и применяется в течение финансового года непрерывно. Если учреждение устанавливает списание стоимости продуктов по средней стоимости, то расчет будет осуществляться путем деления общей фактической стоимости продуктов на их количество, образованных из суммы средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших продуктов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).
В накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038) ежедневно производится запись на основании Меню-требований на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к накопительной ведомости. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и, при необходимости, по кодам продуктов питания. На основании сводных данных накопительной ведомости формируется оборотная ведомость (ф. 0504035), итоговые данные которой по окончании месяца записываются в Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
Изготовленные из продуктов питания блюда могут быть реализованы за плату, а также могут быть не предназначены для реализации. От этого зависит порядок списания продуктов питания.
При составлении меню применяют нормы питания на одного человека для приобретения продуктов питания, изготовленная продукция из которых не предназначена для реализации.
Списание продуктов питания для изготовления продукции, предназначенной для реализации, в учете отражается как операция по получению дохода от реализации (выручка).
В образовательных учреждениях при установлении цен на продукцию собственного производства столовые используют Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, определенные в письме Минэкономики России от 20 декабря 1995 г. №
Государственное регулирование цен, а также их порядок утверждены постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Но не стоит забывать, что размер наценки на реализуемую столовыми продукцию нужно определять с учетом возмещения расходов производства.
Отметим, органы исполнительной власти субъектов РФ могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую столовыми при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях (п. 4.7 Методических рекомендаций).
Раздельный учет
Государственные (муниципальные) учреждения должны вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной деятельности и приносящей доход деятельности. Поэтому организацию раздельного учета стоимости продуктов питания, израсходованных на приготовление блюд на платной и безвозмездной основе, разрабатывают и закрепляют в учетной политике учреждения.
Пример 1
Бюджетное общеобразовательное учреждение имеет столовую. На 2015 год учреждению по программе «Здоровые дети» выделена целевая субсидия на обеспечение питанием детей из малообеспеченных семей. Также столовая осуществляет изготовление блюд, предназначенных для реализации.
В учетной политике учреждение утвердило следующий раздельный учет продуктов питания:
предварительно на основании фактических данных на начало месяца о составе детей из малообеспеченных семей и питающихся за плату, а также ориентировочная стоимость блюд с необходимым объемом продуктов питания на следующий месяц в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности, предварительные данные которых в конце месяца сравниваются с фактическими, и производится корректировка.
В текущем месяце учреждение закупает продукты питания и оплачивает:
за счет целевых субсидий — 93 000 руб.;
за счет средств приносящей доход деятельности — 330 010 руб. (в том числе НДС 10 % — 30 000,91 руб.).
Транспортные услуги при транспортировке продуктов в части приносящей доход деятельности составили 1 300 руб. (в том числе НДС 18 % — 198,31 руб.).
Сумма расхода продуктов на приготовление блюд для детей из малообеспеченных семей составила 87 200 руб., для реализации — 297 033,90 руб.
Выручка от реализации готовых блюд составила 350 500 руб., в том числе НДС 18 % — 53 466,10 руб.
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступление целевых субсидий на питание детей из малообеспеченных семей на лицевой счет учреждения в сумме 93 000 руб.;
Дебет 5 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 5 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принятие к бухгалтерскому учету приобретенных продуктов питания за счет средств целевых субсидий 93 000 руб.;
Дебет 5 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 5 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— списание продуктов питания на основании Акта о списании материальных запасов 87 200 руб.;
Дебет 5 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата поставщику продуктов питания за счет средств целевых субсидий в сумме 93 000 руб.;
Дебет 2 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 34 730, 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— сформирована себестоимость блюд: продукты питания — 300 009,09 руб.; транспортные услуги — 1 101,69 руб.;
Дебет 2 210 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 34 730, 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— НДС: с продуктов питания — 30 000,91 руб.; с транспортных услуг — 198,31 руб.;
Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 210 01 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
— НДС принят к налоговому вычету 30 199,22 руб. (30 000,91 + 198,31 руб);
Дебет 2 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 34 440
«Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— готовая продукция принята к учету на основании требования накладной 297 033,90 руб.;
Дебет 2 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— получена выручка в кассу от реализации блюд в сумме 350 500 руб.;
Дебет 2 109 60 272
«Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— списание продуктов питания от реализации блюд 297 033,90 руб.;
Дебет 2 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислен доход от реализации готовых блюд в сумме 350 500 руб.;
Дебет 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— НДС со стоимости реализованных блюд — 53 466,10 руб.;
Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление в доход бюджета суммы НДС — 23 266,88 руб. (53 466,10 руб. — 30 199,22 руб.) согласно декларации по НДС.
Контрольно-кассовая техника
Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) учреждениями регламентирует Закон от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54‑ФЗ). Перечень видов деятельности, при осуществлении которых учреждение вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ, отражен в подпункте 3 статьи 2 Закона № 54‑ФЗ. К ним в том числе относится обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий.
Учреждения, которые осуществляют виды деятельности, не перечисленные в подпункте 3 статьи 2 Закона № 54‑ФЗ, обязаны применять ККТ в общеустановленном порядке.
Внутренний контроль
Сохранность (хранение) продуктов питания в учреждении осуществляется в помещениях, оборудованных согласно санитарным нормам:
стеллажи, ящики;
вентиляционное, холодильное и весовое оборудование;
измерительные приборы, мерная тара.
Одним из основных мероприятий контроля за сохранностью продуктов питания является проведение инвентаризаций (ревизий).
Контроль за их сохранность осуществляется в учреждении на основании приказа об утверждении графика проведения контрольных мероприятий (инвентаризации, ревизии) и о назначении комиссии по их проведению. В период проведения контрольных мероприятий комиссия выявляет излишки или недостачу продуктов питания. При этом недостача может произойти в результате хищения, порчи, а также в результате естественной убыли. Естественная убыль продуктов питания определяется согласно приказу Минэкономразвития России от 31 марта 2003 г. № 95 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли».
Естественная убыль товарно-материальных ценностей — это потеря (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
Норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.
Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
При недостачах и хищениях, выявленных в ходе инвентаризации, допустимую величину потерь следует определять с применением норм естественной убыли.
Убыль продуктов питания в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В случае если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача продуктов питания, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах (п. 5.3 приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»). Материально ответственное лицо представляет подробные объяснения комиссии о допущенной пересортице, где в последующем потери продуктов питания в пределах норм естественной убыли списываются с материально ответственных лиц в расходы по учетным ценам, а потери продуктов питания сверх норм учитываются в составе недостач по рыночным ценам. Потери продуктов питания сверх норм естественной убыли подлежат удержанию с виновных лиц.
Таким образом, согласно статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» учреждения обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом выявленные после проведения контрольных мероприятий расхождения между фактическим наличием материальных запасов (продуктов питания) и данными регистров бухгалтерского учета подлежат отражению в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Налоговый учет
Реализация готовых блюд подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и налогом на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ).
НДС
Реализация товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса. При реализации продовольственных товаров применяются налоговые ставки 10 и 18 % (подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 164 НК РФ). Однако в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не облагается (освобождается от уплаты) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям. При этом данная льгота в части студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций применяется только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования. Из приведенного положения видно, что от НДС освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные предприятиями общепита учебных учреждений.
Причем воспользоваться льготой могут образовательные и медицинские учреждения в зависимости от источника финансирования:
студенческие и школьные столовые, столовые других учебных заведений, столовые медицинских организаций — в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;
столовые детских дошкольных учреждений — вне зависимости от источника финансирования.
Учреждения также могут иметь освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса, которая складывается из всех расходов учреждения по приобретению продуктов питания.
Отметим, если продукты питания приобретены и используются в рамках приносящей доход деятельности (облагаемой НДС), то такая операция облагается НДС в полном объеме.
Налог на прибыль
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (п. 1 ст. 249 НК РФ). Учреждение вправе уменьшить сумму дохода от реализации на сумму расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ). Действующим налоговым законодательством расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Суммы доходов, учитываемых для целей налогообложения, формируются на основе первичных учетных документов бухгалтерского учета и регистров аналитического бухгалтерского учета счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг». При этом из данных регистров бухгалтерского учета исключаются доходы, не подлежащие налогообложению в соответствии с законодательством (если они присутствуют в данном отчетном периоде).
Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Инструкция № 173н).