Учет — дело жизни
За время существования журнала «Бюджетный учет» мы неоднократно беседовали с Надеждой Борисовной САВОЛАЙНЕН, директором Департамента учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации, членом редакционного совета журнала нашего издания. Эта встреча состоялась после общественно-политических и экономических перемен в жизни страны.
— Надежда Борисовна, в прошлом году мы стали свидетелями исторического события. В составе Российской Федерации появилось два новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Что изменилось в Вашей работе в связи с этим?
— Безусловно, образование двух новых субъектов в составе Российской Федерации повлияло на деятельность всех структурных подразделений министерств и ведомств. Данные политические изменения отразились и на работе Департамента учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Прежде всего следует говорить не об увеличении объемов работы департамента — появление двух новых субъектов потребовало проведения дополнительных межбюджетных трансфертов, и это не представляет собой сложную задачу. Гораздо более значимым для работы департамента являлась подготовка работников Крыма и Севастополя к переходу на автоматизированные системы учета по российским стандартам.
Во время командировки в Симферополь я познакомилась с крымскими специалистами, мы обсудили с ними сложности при переходе на новый для них способ организации учета. Следует отметить, что понимание системы двойной записи как составляющей главную опору бухгалтерского учета существует у всех профессионалов Крыма и Севастополя. Ведь первое систематическое описание ведения бухгалтерского учета по принципу двойной записи было сделано еще в 1494 году Лукой Пачоли в книге по математике «Трактат о счетах и записях». В связи с этим, я полагаю, переход пройдет быстро и безболезненно.
Хотела бы отдельно подчеркнуть, что уже в 2014 году за рекордные сроки были обеспечены основные российские гарантии по бесплатному оказанию медицинской помощи населению Крыма и Севастополя, созданы условия для запуска территориальной системы ОМС, сформировано подразделение Росздравнадзора, налажено лекарственное обеспечение населения и обеспечение медицинскими изделиями, увеличена заработная плата медицинских работников до среднероссийского уровня, начаты программы модернизации здравоохранения. Согласованные решения и действия Минздрава России, Федерального казначейства и Минздрава Крыма позволили в 2014 году осуществить в срок все перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета.
В текущем году все работы по интегрированию здравоохранения Крыма и Севастополя в российскую систему активно продолжаются. Сотрудники Минздрава России в режиме реального времени консультируют и дают разъяснения по всем возникающим вопросам. Постоянную поддержку крымским специалистам оказывают и наши коллеги из Министерства финансов Российской Федерации.
— Можно ли сказать, что изменения на международной арене коснулись работы и вверенного Вам департамента?
— К счастью, мировая политика и международные отношения не могут напрямую влиять на бухгалтерский учет. К тому же перед нашим профессиональным сообществом стоят другие задачи — подготовка и представление финансовой отчетности по стандартам МСФО ОС (Международный стандарт финансовой отчетности в общественном секторе).
С другой стороны, в связи с политическими изменениями в стране остро встает вопрос закупок медикаментов, их качества и необходимого количества. Нельзя забывать о проблеме цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства.
Министерство здравоохранения старается всячески поддержать отечественных производителей. 11—13 марта 2015 года в Москве состоялся Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки». На данном мероприятии федерального значения много внимания уделялось проблеме развития импортозамещения в сфере медицинских товаров, работ, услуг и технологий. Минздрав России принял активное участие в Форуме-выставке. Участники и гости мероприятия высоко оценили работу выставочной экспозиции российского здравоохранения. Инновационное оборудование и новейшие разработки в области лечения тяжелых заболеваний, представленные на стенде, смогли оценить гости Форума-выставки из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Особый интерес участников мероприятия вызвали медицинское оборудование, а также современная техника и инновационная аппаратура для родовспомогательных учреждений. Отдельно следует выделить работу стенда Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, представившей новейшие разработки в системе мониторинга госзакупок лекарственных средств. Экспозиция российского здравоохранения также была представлена ФГУП НПО «Микроген» и ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, занимающими лидирующие позиции среди отечественных производителей, специализирующихся на разработке и производстве иммунобиологических препаратов в России.
Хочу отметить, что выставочные экспозиции Минздрава России традиционно привлекают большой интерес гостей и участников Форума-выставки. На предыдущем мероприятии на нашем стенде демонстрировались отечественные машины скорой помощи, произведенные в России. Каждый желающий мог ознакомиться с инновационным оснащением автомобилей, с новейшими разработками в данной отрасли.
— Главным событием в бухгалтерской жизни остается годовой отчет. Надежда Борисовна, как прошла подготовка к нему? Проводило ли Министерство здравоохранения Российской Федерации какие-либо совещания, рассылало разъяснительные письма с основными требованиями к отчетности?
— Подготовку к годовому отчету мы, как и Минфин России, и Федеральное казначейство, начали еще в ноябре 2014 года. А в декабре провели ряд тематических совещаний и встреч, в которых принимали участие специалисты из указанных ведомств. Также следует упомянуть о совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2014 год». Данный документ регламентирует основные процедуры по формированию показателей годовой бюджетной отчетности. Положения, приведенные в письме, стали основой для подготовки к годовой отчетности.
Далее хотела бы отметить, что в настоящее время особый контроль уделяется формированию качественного прогноза исполнения федерального бюджета по расходам, а также высокому уровню соответствия реального кассового исполнения федерального бюджета заявленному прогнозу. Наша задача заключается в донесении до подведомственных учреждений необходимости исполнения принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также высокого кассового исполнения федерального бюджета. В целом на 1 января 2015 года остатки на счетах уполномоченных органов здравоохранения субъектов Российской Федерации уменьшились в два раза. Конечно, осталась довольно существенная сумма, около 9,4 миллиарда рублей, но по сравнению с началом года она значительно уменьшилась. Вся сумма остатков была на контроле и зачислена в доход бюджета в январе 2015 года.
Более того, специалисты Минздрава России направляли письма в финансовые органы субъектов Российской Федерации с просьбой предоставить информацию для актов сверки расчетов. В этой связи хотела бы отметить совместную работу Минздрава России и уполномоченных органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, по итогам которой отклонений в отчетности выявлено не было.
Для улучшения показателей работы Министерство здравоохранения ежегодно проводит тематические семинары для представителей подведомственных учреждений. За помощь в организации данных ежегодных встреч хотела бы поблагодарить методологов из Минфина России Светлану Викторовну Сивец и Татьяну Васильевну Саакян, заместителей директора Департамента бюджетной методологии Минфина России, а также Галину Анатольевну Селезневу, начальника отдела методологии отчетности государственного сектора Департамента бюджетной методологии Минфина России. Особую благодарность хотела бы выразить коллегам из Федерального казначейства: Станиславу Евгеньевичу Прокофьеву, заместителю руководителя Федерального казначейства, Дмитрию Сергеевичу Гришину, руководителю Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, а также всему коллективу данного управления.
Безусловно, на успешную сдачу годовой отчетности влияет и выбранный программный продукт.
Проведенная подготовка и профессионализм специалистов всех уровней позволили нам успешно завершить работу по составлению и представлению годового отчета.
— Как Вы думаете, какие еще факторы влияют на успешную сдачу годовой отчетности?
— Прежде всего, итоговая работа не может быть сконцентрирована лишь на годовой отчетности. Мы всегда обращали внимание наших подведомственных учреждений, подведомственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, что для успешной сдачи годовой отчетности должна быть проведена глубокая аналитическая деятельность на протяжении всего года. Годовой отчет нельзя сдавать без инвентаризации расчетов — акта сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, — поскольку в данном документе отражены серьезные факты хозяйственной жизни учреждения. Кроме того, по итогам сдачи годового отчета министерство должно проанализировать всю финансовую работу и подготовить отчет по финансовому менеджменту.
Каждый факт хозяйственной жизни необходимо зарегистрировать в тот день, когда он возник. В главе 2 об общих требованиях к бухгалтерскому учету Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402?ФЗ) факт хозяйственной жизни упоминается первым при обозначении объектов бухгалтерского учета экономического субъекта. В той же главе говорится, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, и не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Что еще важно подчеркнуть: в целях своевременной и достоверной сдачи сводной отчетности за 2014 год Департамент учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках проведения работы к сдаче годового отчета обратил внимание главных бухгалтеров подведомственных учреждений на особенности составления и представления отдельных таблиц к Пояснительной записке (ф. 0503160, 0503760). Речь идет о Таблицах 5 и 7.
В сведениях о результатах мероприятий внутреннего контроля (Таблица 5) Пояснительной записки (ф. 0503160) за 2014 год главными администраторами средств федерального бюджета отражается сводная информация, сформированная по результатам контрольных мероприятий, проведенных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, в том числе по сети подведомственных учреждений.
В сведениях о результатах внешних контрольных мероприятий (Таблица 7) Пояснительной записки (ф. 0503160) отражается сводная информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, в том числе в подведомственных государственных учреждениях, и принятые по ним меры.
— А Ваши подведомственные учреждения со своей стороны так же активно принимают участие в подготовке к годовому отчету?
— На сегодняшний день все подведомственные учреждения понимают ту ответственность, которая стоит перед ними за сдачу годового отчета. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает наказание за нарушение порядка представления бюджетной отчетности: статья 15.15.6 «Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей».
Необходимо отметить, что подготовка к годовому отчету выполняется в тесном взаимодействии с подведомственными учреждениями Минздрава России, проводится работа по введению контрольных показателей и соблюдению контрольных соотношений.
— Централизованные поставки занимают одно из первых мест в деятельности Вашего министерства?
— Минздрав России осуществляет централизованные закупки лекарственных средств для медицинских учреждений субъектов Российской Федерации. Безусловно, расчеты по таким поставкам подвергаются серьезной сверке. В 2014 году поступило свыше 12 тысяч товарных накладных, которые мы должны были принять к учету, на их основании сформировать приказы о передаче в собственность и акты приема-передачи имущества, приобретенного по централизованным закупкам за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственным контрактом. Данные акты оформляются в электронном виде, таким образом, информацию о сформированном акте может видеть сразу каждый уполномоченный орган здравоохранения субъектов Российской Федерации. К сожалению, все акты подписываются вручную, электронная подпись (ЭП) пока не используется. С технической точки зрения это очень значительный объем работы, который ложится на сотрудников департамента, так как акты приема-передачи в собственность должны быть подписаны в двух экземплярах, а это значит, что документооборот возрастает в два раза.
— А когда планируете перейти на электронную подпись?
— В 2015 году. Эту задачу мы поставили перед Департаментом информационных технологий и связи Министерства здравоохранения Российской Федерации. Со стороны субъектов есть полное понимание проблематики, а некоторые и сами проявляют инициативу в данном вопросе. Так как пока субъект не получит приказы о передаче медикаментов в собственность субъекта и акты приема-передачи, у него нет права использовать медикаменты, которые уже, допустим, лежат на складе. Поэтому наша задача — постараться сократить сроки по подписанию документов.
Хочу дополнить, что в рамках организации централизованных поставок лекарственных препаратов потребуется не только отработать электронную подпись, но и, возможно, внести отдельные уточнения в постановления Правительства России, а также юридически проработать все положения.
— Надежда Борисовна, как прошла реформа бюджетного процесса? Какие учреждения преобладают в подведомственной сети Министерства здравоохранения России: бюджетные, казенные, автономные?
— Большая часть наших учреждений — государственные бюджетные учреждения. Автономное учреждение всего лишь одно: Федеральное государственное автономное учреждение «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России, созданное путем изменения типа существующего федерального государственного бюджетного учреждения «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
— В сфере здравоохранения проходит реорганизация. Повлияла ли она на работу Вашего департамента?
— Могу с уверенностью сказать, что повлияла. Итоги реорганизации пришлись на 1 октября, поэтому при сдаче годового отчета мы должны были учитывать сводные балансы. Например, в 2014 году был издан приказ Минздрава России от 17 мая 2014 г. № 218 «О реорганизации ФГБУ “Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П. А. Герцена” Минздрава России, ФГБУ “Медицинский радиологический научный центр” Минздрава России и ФГБУ “Научно-исследовательский институт урологии” Минздрава России в форме присоединения второго и третьего учреждения к первому». Таким образом, в конце года нам пришлось работать с вновь образованным подведомственным учреждением.
Любая реорганизация требует составления дополнительных отчетов. Но могу точно сказать, что в нашем департаменте все организационные моменты взяты на контроль, в реорганизованных учреждениях проводятся проверки по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Реорганизация повлекла за собой также кадровые перестановки. В созданные учреждения приходили новые главные бухгалтеры, которым требовалось время, чтобы разобраться с текущими делами и подготовить отчет. Но сказать, что вновь образованные учреждения не были готовы к сдаче отчета, я не могу. В наших подведомственных учреждениях работают профессионалы самого высокого уровня.
В этом году прошла реорганизация и в самом Департаменте учетной политики и контроля, в результате которой в структуре появился отдел сводной отчетности.
— Надежда Борисовна, расскажите, пожалуйста, какие еще функции возложены на Ваш департамент?
— Помимо ведения бухгалтерского учета и формирования сводной отчетности в департаменте существуют следующие направления деятельности: обеспечение проведения процедур размещения государственных заказов и внутренний финансовый контроль. Функции по обеспечению проведения процедур размещения государственных заказов выполняют два отдела — Отдел обеспечения проведения процедур размещения государственных заказов и Отдел государственных контрактов.
Остановимся подробнее на внутреннем финансовом контроле. Организация работы по осуществлению контрольно-ревизионной работы в отношении подведомственных учреждений относится к ведению Департамента учетной политики и контроля, а также профильных департаментов министерства по основным направлениям их деятельности. Таким образом, основными задачами департамента являются координирование планов и мероприятий, связанных с контрольно-ревизионной работой министерства по проведению проверок учреждений, а также координирование планов и мероприятий, связанных с контрольно-ревизионной работой министерства с другими федеральными органами исполнительной власти, проведение совместных с ними проверок. Департамент ведет учет проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных министерству организаций, их результатов и принятых по ним мер, составляет и представляет отчетность о проделанной контрольно-ревизионной работе.
Для осуществления данных задач и функций департамент согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 965 «Об организации внутреннего финансового контроля в Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (далее — Приказ № 965) разработал карты внутреннего финансового контроля по каждому направлению деятельности. Штат отдела небольшой, однако на 2015 год запланировано 20 проверок подведомственных учреждений. Для организации и проведения проверок формируется специальная комиссия, в состав которой входят главные бухгалтеры подведомственных учреждений. Все заключения по проверкам заслушиваются на заседании Контрольного совета, создание которого утверждено приказом Минздрава России от 25 октября 2012 г. № 443. Комиссия Министерства здравоохранения рассматривает каждый акт проверки. Если есть существенные нарушения, комиссия направляет предложение министру о возложении на руководителя дисциплинарного взыскания. Также комиссия имеет полномочия вносить предложения о передаче дел в правоохранительные органы.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о нововведении — внутреннем финансовом контроле.
— Финансовый контроль — это наше будущее. Приказом № 965 определены процессы финансового контроля, операции, которые должны быть регламентированы. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее — Постановление № 193) деятельность отдела внутреннего финансового контроля направлена на взаимодействие со структурными подразделениями министерства, на подготовку карт внутреннего финансового контроля, ведение журналов и непосредственно сам контроль. В карте внутреннего финансового контроля должны указываться данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
Наши специалисты изучают методические рекомендации Минфина России по вопросам внутреннего финансового контроля, взаимодействуют с Федеральным казначейством. Специалисты департамента изучают систему внутреннего финансового контроля, разработанную Федеральным казначейством, и берут ее за основу.
Особенно важным для внутреннего финансового контроля, с моей точки зрения, является ведение журнала внутреннего финансового контроля, так как именно в журналах отражаются и фиксируются недостатки и нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению.
Обратим внимание на ведение кассовых операций. Кассир должен в установленном порядке обеспечить оформление кассовых документов и отражение кассовых операций в учете. В свою очередь начальник отдела, обеспечивая контроль по подчиненности, обязан регулярно проверять документы в течение года и при обнаружении нарушений должен обеспечить их отражение в журнале по контролю. Так, например, в журнале по контролю мы можем видеть, что пометок о нарушениях не зафиксировано. При этом через год проверяющая комиссия находит ошибки. Это говорит об отсутствии должного контроля по линии подчиненности и, безусловно, по линии самоконтроля.
Внутренний финансовый контроль позволяет своевременно анализировать ошибки, устранять их и не допускать в дальнейшем.
— Надежда Борисовна, Вы упомянули о Контрольном совете, который был создан в 2012 году. Как сейчас строится его работа? Помогают ли результаты контроля в деятельности подведомственных учреждений?
— Контрольный совет дает оценку качеству проведенной проверки, а также подготавливает рекомендации по предупреждению и устранению нарушений и недостатков в деятельности подведомственных учреждений. Как я упоминала выше, Контрольный совет рассматривает все акты проверок. Если проверка была проведена не на должном уровне, то Контрольный совет может принять решение о проведении дополнительной проверки подведомственного учреждения.
Важно подчеркнуть, что состав Контрольного совета значительно расширился. Контрольный совет формируется из федеральных государственных гражданских служащих структурных подразделений Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также подведомственных учреждений. Директора всех департаментов входят в состав Контрольного совета.
На заседание Контрольного совета в необходимых случаях приглашаются руководители подведомственных учреждений. Контрольный совет заслушивает их доклад с отчетом о проведенных работах по устранению выявленных нарушений.
— Можно нам вернуться к обсуждению Закона о контрактной системе в сфере закупок? Как Вы думаете, Закон № 44?ФЗ усложнил жизнь?
— Я бы сказала, что он во многом изменил жизнь государственных и муниципальных заказчиков. Редакция Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ), действующая в 2014 году, содержала положения, обязывающие заказчиков согласовывать возможность заключения государственных контрактов с единственными поставщиками с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, то есть с Федеральной антимонопольной службой России (ФАС). Учитывая специфику закупок, производимых Минздравом России для всех субъектов Российской Федерации, то есть речь идет о закупках лекарственных препаратов, вакцин и т. д., в 2014 году Министерство согласовывало с ФАС 49,2 процента всех закупок, то есть каждую вторую. Такой объем работы приводил к увеличению сроков заключения государственных контрактов. В настоящее время в данную норму внесены изменения.
Но в Законе № 44?ФЗ есть еще направления, которые, на мой взгляд, нуждаются в доработке. Один из моментов — определение начальной максимальной цены контракта. Хорошо или плохо, когда в ходе проведения торгов идет снижение цены? А иногда цена понижается на более чем 25 процентов от начальной максимальной цены. Этот вопрос пока остается открытым. С одной стороны, снижение цены не может не радовать, так как ведет к экономии бюджетных средств, а с другой — надо понять причину такой тенденции. Проверяющие органы зачастую видят причину снижения цены в том, что была завышена начальная максимальная цена. А я вижу и в другом: на аукцион приходят недобросовестные поставщики. Да, закон предусматривает применение антидемпинговых мер, штрафов, пени, но это не гарантирует качественного исполнения условий контракта. Ведь можно снизить цену в несколько раз, но при этом привести специалистов, которые не знают действующего законодательства, в том числе Бюджетного и Налогового кодексов, инструкций по бюджетному учету, нормативных актов и так далее. Тем не менее они обещают выполнить работу и набирают людей в штат после заключения контракта.
Еще я хотела бы отметить, что необходимо устанавливать предельные цены на товары повседневного потребления и систематизировать способы регулирования данных цен, то есть ввести нормирование.
Хочу обратить внимание на важность отношения к государственному контракту. Контракт нельзя положить на полку — его исполнение должно быть на контроле заказчика. До проведения процедур размещения заказов согласно Закону № 44?ФЗ каждый заказчик должен сформировать и опубликовать план закупок и план-график размещения заказов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, которые являются основанием для осуществления закупок. Важно, что все в государственных закупках начинается с планирования. Обращаю внимание, что за несоблюдение сроков публикации на официальном сайте планов-графиков, извещений, документов о проведении закупки, протоколов заседания комиссий заказчика, а также сроков подготовки и заключения государственного контракта предусмотрены административные штрафы.
Таким образом, Закон № 44?ФЗ еще требует внимательного и глубокого анализа и изучения.
— Как Ваши сотрудники справляются с таким большим объемом работы?
— Например, к участию в проверках мы привлекаем главных бухгалтеров подведомственных учреждений. В процессе работы они и сами набираются опыта и практики. Могу перечислить большое количество учреждений, главные бухгалтеры которых всегда принимали активное участие в проверках, а также помогали коллегам на местах:
- Алиев Роман Владимирович, главный бухгалтер ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Минздрава России;
- Данилова Галина Владимировна, главный бухгалтер ФГБУ ДОС «Пионерск» Минздрава России;
- Клабукова Ольга Александровна, главный бухгалтер ФГБУ «НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова» Минздрава России;
- Молозина Зухра Туйчиновна, главный бухгалтер ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия имени Н. Н. Бурденко» Минздрава России;
- Мустафина Эльфия Хайдаровна, главный бухгалтер ФГБУ «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий» Минздрава России.
Итоги и результаты проверок имеют большое значение для контрольной деятельности. Качество проведенной проверки должно соответствовать требованиям, предъявляемым к программе проверки, и регламентируется приказом Минздрава России от 5 сентября 2013 г. № 626н «Об осуществлении Министерством здравоохранения Российской Федерации финансового контроля деятельности подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организаций» и Постановлением № 193.
— Надежда Борисовна, на какие участки работы Вы бы еще хотели обратить внимание своих подведомственных учреждений?
На мой взгляд, одним из важных направлений работы каждого учреждения в учетной политике является исполнение бюджетных обязательств. Здесь необходимо упомянуть о Законе № 402-ФЗ. Данный закон определяет объекты бухгалтерского учета, среди которых: факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования, доходы, расходы и иные объекты. Обращу внимание на обязательства.
Например, рассмотрим учет бюджетного обязательства, возникающего на основании государственного контракта. Учет и принятие бюджетных обязательств по государственному контракту состоит из нескольких стадий:
1. Заключение государственного контракта.
2. Принятие государственного контракта к учету.
3. По итогам заключения государственного контракта заказчиком в течение 3-х рабочих дней с даты заключения государственного контракта в информационной системе формируются сведения о заключенном государственном контракте.
4. Подача заказчиком в течение шести рабочих дней сведений о принятом бюджетном обязательстве в Федеральное казначейство.
Исполнение государственного контракта включает в себя:
1. Приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
2. Предоставление первичных бухгалтерских документов (товарная накладная, счет, счет-фактура, акт и т. д.).
3. Проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
4. Оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, необходимо обратить внимание всех подведомственных учреждений на сроки выполнения и порядок принятия бюджетных обязательств. Так как анализ, проведенный министерством в 2014 году по подведомственным учреждениям, показал, что не были проведены отметки по 13 499 записям об исполнении принятых обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета. По итогам анализа была проведена инвентаризация, выделены наиболее значимые учреждения с задолженностями и получены отчеты.
Могу отметить, что серьезная аналитическая работа в данном направлении будет проведена департаментом по итогам первого полугодия 2015 года.
— Каковы цели создания Методического совета?
— Методический совет создан согласно приказу Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 990 «О Методическом совете Министерства здравоохранения Российской Федерации». Основная цель его создания заключается в совершенствовании методологии бухгалтерского учета в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации.
В состав методсовета входят сотрудники нашего департамента, главные бухгалтеры подведомственных учреждений, а также заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России Светлана Викторовна Сивец. Меняется система учета, бюджетная классификация, и всегда очень важно учесть изменения, освоить новые положения, методики, приемы и формы организации бюджетного учета.
— Надежда Борисовна, какие еще планы на ближайшее время стоят перед Вашим департаментом?
— Хочется совершенствования во всем. Ведь жизнь не стоит на месте, нормативные документы вносят свои изменения, и, конечно, главная задача — быть методологически готовыми к пониманию принципов формирования и применения учетной политики по МСФО ОС. Мы должны отработать план мероприятий, создать методическую базу, чтобы специалистам Министерства здравоохранения и подведомственных учреждений нововведения не казались сложными, а воспринимались как обычная практика, которой мы сейчас занимаемся.
Второе направление — совершенствовать систему внутреннего финансового контроля.
— А какие пожелания в личном плане?
— Этот год у меня юбилейный — и по возрасту, и по стажу руководящей работы. В учете я уже более 40 лет. Учет очень люблю, это дело моей жизни. Рада, что оно передалось по наследству моим дочерям. Так что шансы на продолжение бухгалтерской династии у нас есть.
Беседу вела заместитель
главного редактора журнала «Бюджетный учет»
Е. А. Лебедева