Филиальная сеть бюджетного учреждения

План создания филиальной сети бюджетного учреждения позволяет учреждению расширить сферу влияния своей функциональной деятельности. При этом просторы нашей Родины диктуют не только различия в часовых поясах, но и требования, предъявляемые в регионах. Наиболее часто задаваемые вопросы по бухгалтерскому учету бюджетного учреждения, имеющего филиальную сеть, рассмотрим в статье.

Федеральные бюджетные учреждения могут иметь филиалы, созданные согласно постановлению правительства, распоряжению правительства, решениям коллегии ведомственных департаментов органов власти и др.

Безусловно, для управления филиальной сетью и ее развития необходима материально-техническая база, подготовленный кадровый состав.

Понятие обособленного структурного подразделения дано в Граж­данском кодексе.

Согласно пункту 2 статьи 55 Гражданского кодекса филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом руководители обособленных структурных подразделений действуют от имени руководителя учреждения на основании доверенности.

Обособленные структурные подразделения действуют на основании утвержденных положений юридического лица, создавшего эти подразделения.

Статья 209 Трудового кодекса характеризует рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Законодатель дает также трактовку обособленного подразделения и в Налоговом кодексе: «обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца» (ст. 11 НК РФ).

В какой момент обособленное подразделение будет считаться созданным?

Обратите внимание!

Моментом создания обособленного подразделения считается момент постановки на учет российской организации (внесение реестровой записи в ЕГРЮЛ), а не момент принятия решения о ее создании.

В соответствии с Законом от 4 мая 2011 г. № 99?ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на соответствующие виды уставной деятельности выдаются юридическому лицу, создавшему обособленные подразделения.

Согласно статье 83 Налогового кодекса организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Учетная политика

Одним из важных аспектов организации бухгалтерского учета является сформированная учетная политика бюджетного учреждения.

Учетная политика, принятая в учреждении, распространяется на все структурные подразделения, включая обособленные.

Одним из элементов сформированной учетной политики является график документооборота.

Правильно организованный документооборот, включая документооборот между головным учреждением и филиалом, базируется в первую очередь на передаче в установленные сроки информации для своевременного ее отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета как головного учреждения, так и его обособленных подразделений.

В учетной политике руководителем учреждения должны быть утверждены сроки передачи документов.

Передача первичных учетных документов от филиала в головное учреждение и обратно (при необходимости) может осуществляться в сопровождении ре­естров передачи.

Реестры составляются в двух экземплярах, один — для головного учреждения, второй — для обособленного подразделения, исключая таким образом возможные ошибки.

Бухгалтерский учет и отчетность

Бюджетное учреждение, имеющее филиальную сеть, осуществляет бухгалтерский учет согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), сформированной учетной политике. При этом рабочий план счетов такого учреждения должен содержать счет 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».

Операции по получению основных средств (материальных запасов) в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) при закреплении права оперативного управления отра­зятся следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 101 ХХ 310, 0 105 ХХ 340
«Увеличение стоимости основных средств», «Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 0 304 04 310, 0 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
приняты к учету объекты основных средств в рамках расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением (филиалом);

Дебет 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 0 104 ХХ 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
принята к учету ранее начисленная амортизация объекта основного средства (в случае передачи объекта основного средства, бывшего в эксплуатации).

Согласно Инструкции № 157н объект учета в составе основных средств принимается к бухгалтерскому учету по сформированной стоимости.

В случае передачи обособленному подразделению сформированных затрат бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 0 304 04 ХХХ
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит 0 106 ХХ ХХХ
«Вложения в нефинансовые активы».

В обособленном подразделении будут «зеркальные» бухгалтерские записи.

Бухгалтерскую отчетность бюджетное учреждение, имеющее филиальную сеть, формирует и представляет учредителю (заинтересованным пользователям) согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н).

Согласно пункту 65 Инструкции № 33н бюджетное учреждение, имеющее филиальную сеть, формирует сведения о количестве обособленных подразделений.

Сведения о количестве обособленных подразделений представляются бюджетным учреждением по форме 0503761 (далее — Сведения (ф. 0503761)) с периодичностью один раз в год.

Информация в Сведениях (ф. 0503761) содержит данные об обособленных подразделениях учреждения на начало и конец отчетного периода.

Сведения формируются обособленным подразделением и представляются головному учреждению.

Далее, при формировании бухгалтерией головного учреждения сводной (консолидированной) информации, данные, отраженные в графах форм приложений, выделенных жирной линией, подлежат суммированию по одноименным показателям и исключению взаимосвязанных показателей по позициям консолидируемых приложений (п. 59 Инструкции № 33н).

В Пояснительной записке головное учреждение отражает всю информацию, связанную с филиальной сетью:

  • наименование филиалов;
  • месторасположение филиалов;
  • особенности.

Целевые субсидии

Головное учреждение по факту подписания соглашения с учредителем на выделение ему субсидии на иную цель вправе выделить денежные средства этой субсидии своим обособленным подразделениям по соответствующим обоснованиям.

Расчеты между головным учреждением и его филиалами осуществляются согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, по кодам классификации операций сектора государственного управления 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов».

Что касается остатков субсидий на иную цель, сформированных филиалами по состоянию на 1 января финансового года, то использование остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, возможно только в том случае, если органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, подтверждена потребность в направлении сумм остатков целевых субсидий на те же цели в очередном финансовом году.

В случае принятия решения об отсутствии потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в текущем финансовом году на те же цели указанные средства подлежат перечислению филиалом на отдельный лицевой счет, открытый бюджетному учреждению в органе Федерального казначейства (лицевой счет с кодом 21), для последующего перечисления целевых средств в федеральный бюджет.

Операции по перечислению остатков целевых субсидий в федеральный бюджет осуществляются бюджетным учреждением на основании Заявки на возврат (ф. 0531803).

Лимит остатка денежных средств в кассе

Согласно пункту 3 Указаний Центрального банка России от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.

Таким образом, если обособленное подразделение сдает наличные деньги в кассу головного учреждения, то лимит остатка денежных средств по кассе определяется с учетом лимита остатка денежных по кассе, предусмотренного этому обособленному подразделению.

Осуществляем закупки

Руководствуясь нормами Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ), учреждения пересмотрели свои штатные расписания и штатные расстановки, предусмотрев контрактную службу (штатные единицы специалистов), которая имеет право размещать заказы на поставку товаров, работ, услуг.

Требования статьи 93 Закона № 44?ФЗ позволяют осуществить закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать двух миллионов рублей или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Возникает вопрос: вправе ли филиал бюджетного учреждения размещать заказы на поставку товаров, работ, услуг и распространяется ли ограничение по суммам закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на каждый филиал учреждения отдельно или на бюджетное учреждение в целом (с учетом всех филиалов)?

Разберемся по порядку.

Статьей 55 Гражданского кодекса и пунктом 4 статьи 5 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что филиалы не являются юридическими лицами. Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, в том случае, когда филиалу переданы полномочия от имени бюджетного (головного) учреждения размещать заказы самостоятельно в сумме 100 000 рублей, ограничение распространяется в целом на бюджетное учреждение (с учетом всех филиалов).

Обратите внимание!

Право оперативного управления на приобретенное имущество принадлежит только учреждению в целом, независимо от того, кем (головным учреждением или филиалом) производилась закупка объектов нефинансовых активов.

Налогообложение

Согласно статье 19 Налогового кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплаты соответственно налогов и (или) сборов.

Налог на прибыль

Согласно пункту 1 статьи 288 Налогового кодекса налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.


Реклама